Наталья Ваулина
Психологические принципы воспитания межличностных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания гуманных отношений между детьми стояла перед педагогом всегда. Однако решалась она по-разному. Главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учат оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают оценивать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Публикация «Психологические принципы воспитания межличностных отношений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Другой формой воспитания гуманного отношения к сверстникам является организация совместной деятельности дошкольников- игровой или продуктивной. Дети вместе строя дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Так дети вырабатывают навыки общения, учатся согласовывать свои действия.
Ещё одним распространённым методом является «Азбука чувств».Метод воспитания заключается в том, что ребёнок осознаёт своё эмоциональное переживание. познание себя и сравнение с другими. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства.
Предлагается, что ребёнок, уверенный в себе, хорошо понимает свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания.
Главная цель педагогического принципа воспитания заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнёров. Чувство общности и способность увидеть другого (а не себя в нём) является тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сострадание и содействие.
Методика проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Её может осуществлять любой взрослый с небольшой группой детей. Она включает семь этапов, каждый из которых имеет цели и задачи.
Основной задачей первого этапа является отказ от речевых общений, столь привычных детям. А переход к жестам и мимическим средствам коммуникации. Главной целью является переход к общению.
Например игра: «Жизнь в лесу»
Взрослый садиться на пол и рассаживает детей около себя. Давайте поиграем. Звери не знают человеческого языка, но им надо общаться, поэтому они придумали свой язык. Когда мы хотим поздороваться, мы трёмся друг об друга носами. Когда хотим узнать как дела хлопаем друг друга ладонью по ладони. Когда у нас всё хорошо, кладём голову на плечо другому. Дальнейший ход Игра игры ведущий может выбрать самостоятельно. Так можно придумывать истории о других животных и насекомых.
Второй этап способность видеть сверстника. Например «Общий круг»
Дети и воспитатель садятся на пол. Взрослый говорит: «Теперь чтобы убедиться что мы видим друг друга нужно поздороваться глазами»Взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку и слегка кивает головою. Известную игру «Что мы видели не скажем,а что делали покажем» можно использовать индивидуально конкретного ребёнка.
Третий этап согласовывать свои движения с движениями других.
Игра «Сороконожки».
Дети встают на четвереньки руки кладут на плечи соседа и начинают двигаться вперёд.
Четвёртый направленный на переживания общих эмоций. В этой игре не только общие движения,но и переживания.
Игра «Скалолазы». Мы дошли до вершины. У скалолазов традиция обниматься.
Пятый этап взаимопомощь.
Игра «Старенькая бабушка»
Дети делятся кто то бабушки, кто то внуки и надо перевести через улицу бабушку. Внуки переводят.
Шестой этап «Добрые слова и переживания»
Задача данного этапа- видеть положительные качества других.
Игра «Комплименты»
Дети стоят в кругу и говорят комплименты, кто больше?
Седьмой этап «Помощь в совместной деятельности»
Например «Закончи рисунок», «Рукавички»(найти рукавичку с таким же узором)
Вовремя игры нужно показать что другие дети не конкуренты,а близкие тесно связанные с ним во многом похожие люди.
Заканчивать игру надо когда вы увидели, что дети устали.
Старайтесь думать о том как детям помочь, а не как их исправить.