Ирина Мамонтова
Тренинг «Педагогической осознанности» для начинающих педагогов ДОУ
Тренинг «Педагогическая осознанность»
для педагогов со стажем работы до 5 лет.
Мамонтова И. В., старший воспитатель
МДОУ «Детский сад №1 с. Корткерос»
Республика Коми
Цель: Актуализировать изменение педагогической позиции с субъект - объектных на субъект - субъектные отношения с детьми. Преодолеть внутренние коммуникативные стереотипы.
Задачи:
-Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и чувствам.
Публикация «Тренинг „Педагогической осознанности“ для начинающих педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
-Поиск резервов для эффективной работы, выделение возможных или истинных профессиональных проблем.
-Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом. Ориентирование педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми.
1. Приветствие.
Цель: Создание положительного эмоционального настроя.
Члены группы, свободно перемещаясь, здороваются любым способом и говорят друг другу комплименты.
2. Правила работы в группе:
Проявлять активность.
Слушать друг друга, не перебивая.
Говорить только от своего лица.
Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
Свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.», «Я думаю…»
В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
В ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего.
3. Упражнение. Представление. 2 мин.
Цель: Познакомиться поближе членам группы. Развивать коммуникативные навыки.
3.1. Написать свое имя и каждую букву расшифровать. Представить себя. 2 мин.
3.2. Каждый участник говорит о своих сильных сторонах, о своих положительных качествах. Затем каждый представляет соседа справа.
Обсуждение: Какие чувства вызвало задание? Понадобилась ли помощи партнеров, вы заметили за собой желание говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия недостатков?
4. Обсуждение «Идеальный воспитатель».
Цель: Сформулировать качества идеального воспитателя. Соотнести эти качества с собой.
1 подгруппа. Какие качества присущи «идеальному» воспитателю?
2 подгруппа. С чем вы согласны? Что предлагаете добавить? Что бы вы уточнили, изменили? Как эти качества позволят воспитать качества личности детей?
Обсуждение: Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные стороны в общем портрете?
Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности ребенка?
Надо стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как ты выглядишь в глазах детей. Напротив, надо стремиться к тому, ЧТОБЫ БЫТЬ ЕСТЕСТВЕННОЙ, ЧЕСТНОЙ, ТАКОЙ, КАКАЯ ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ. Поэтому воспитывать надо в первую очередь себя.
5. Упражнение «Подкрепление».
Цель: показать значимость положительного отношения к ребенку.
2 участника выходят за дверь. Оставшиеся участники задумывают предмет (из имеющихся в помещении) и место, куда надо предмет перенести.
Ни сам предмет, ни место, куда перенести предмет не называется, ответы-уточнения носят расплывчатый характер.
Задача группы: Первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов (критика его действий и личности в целом).
Второму участнику давать только положительное подкрепление его действий и слов.
Затем два других участника выходят за дверь и т. д.
Обсуждение: Как вы чувствовали себя в своей роли?
Какие чувства вызывала у вас реакция вашей группы?
Как вы чувствуете себя сейчас?
Какие выводы можно сделать из этого упражнения?
6. Игровая ситуация: «Мама и ребенок» (работа в парах).
Цель: Осознать, как позиция взрослого влияет на качество общения.
Один участник встает на стул, другой участник опускается на колени или садится на корточки. Задание - разыграть любую придуманную сценку общения мамы со своим ребенком: в магазине, в больнице, на прогулке, в автобусе. Затем участники меняются местами.
Обсуждение: Ваши ощущения в роли мамы? Ваши ощущения в роли ребенка? Какие выводы вы можете сделать?
7. Упражнение «Позиция общения».
Цель: Поиск эффективных стилей общения.
Ситуация: срочно провести уборку в группе.
-Начальник жестко приказывает подчиненному срочно провести уборку.
-Начальник объясняет подчиненному необходимость срочной уборки в группе.
Обсуждение. Какие ощущения у вас были в разных ролях? Какое общение более продуктивно?
8. Упражнение «Фигуры»
Цель: осознать необходимость четко формулировать свои задания.
Рисунок (несколько (5-6) разных геометрических фигур разного цвета хаотично расположены на листе, некоторые касаются друг друга углом или стороной) Рисунок показывается одному игроку в течении 30 сек., затем он диктует всем остальным что рисовать и как расположены геометрические фигуры (не показывает, только словесная инструкция). Сравнивается результат каждого с образцом.
Обсуждение: получилось или нет? Почему?
9. Упражнение «Советы в кругу».
Цель: Выявить неуверенных в себе членов группы.
В центр круга встают те, кто часто чувствует себя неуверенно, неспокойно.
Обсуждение 2 мин. Обсудить свои опасения и объяснить источник своих ощущений.
Вторая группа - внешние «уверенные» делают памятки своим коллегам, дают советы, как преодолеть свою неуверенность.
10. Упражнение. «Я успешна!»
Цель: повышение своей самооценки.
У каждого в жизни бывают ситуации, когда опускаются руки, бывают приступы хандры, забывается все хорошее. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Заполните таблицу (2 столбца) :
Мои таланты и способности (в любой области). Мои достижения (в любой области)
Когда Вам кажется что все не так, не получается, найдите эту таблицу, прочитайте ее и постарайтесь дополнить хотя бы еще 1 пунктом. Настроение ваше улучшится, появиться энергия идти дальше.
11 Упражнение «Золотая рыбка».
Цель: Осознание своих желаний.
Задание: запишите на листе бумаги 5 самых заветных желаний.
К сожалению, у рыбки проблемы, она может выполнить только 4 желания (и т. д., пока не остается только одно желание). Вы сами выбрали самое главное для вас в настоящее время. Пожелаем Вам исполнения желания! Все в ваших руках.
12. Рефлексия.
Цель: получение обратной связи.
Нарисуйте на листе бумаги свою ладонь (обведите руку). На каждом пальце напишите, что важного вы получили сегодня на нашем тренинге. Озвучьте своим коллегам свои инсайты.
Спасибо всем, до новых встреч!