Елена Зубанова
Тренинг общения с людьми-инвалидами
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг общения с людьми-инвалидами «Рука помощи».
«…любить ближнего у наших
предков значило, прежде всего -
накормить голодного, напоить
жаждущего, протянуть руку помощи
нуждающемуся…».
Василий Ключевский (историк).
Давайте попробуем сформулировать цель нашего тренинга (обучение навыкам взаимодействия и правилам оказания помощи людям-инвалидам I группы по зрению).
Метод: групповая дискуссия.
Цель : определение и расширение уровня знаний по данной теме.
Содержание.
Чем отличается этот человек на картинке от нас? (Слепой)
Публикация «Тренинг общения с людьми-инвалидами» размещена в разделах
Обсуждение.
Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с ситуациями, связанными с временной потерей возможности видеть. Виной тому могло быть банальное отключение электричества. В такой момент у человека наступает растерянность и боязнь темноты, а именно того, что там подстерегает. А инвалид по зрению 1 группы (слепой человек) живет с этим состоянием.
Кто такие добровольцы (волонтеры?
( Ответ: с точки зрения закона РФ добровольцы – граждане, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного (безплатного) оказания помощи, услуг).
Могут ли быть добровольцами, волонтерами несовершеннолетние люди, т. е. не достигшие 18 лет? (Могут при условии, что она не причинит вред их здоровью и нравственному развитию).
Метод: групповая дискуссия.
Цель: определение основных качеств добровольца (волонтера) и возможных направлений деятельности юных добровольцев.
Содержание.
Раздаются чистые листы бумаги и фломастеры черные, темно-синие или красные.
• Задание для 1 группы:
нарисовать (обвести) свою «руку помощи». На каждом из пальцев написать качества добровольца, которыми он должен обладать (не бояться, внимательность, спокойствие, доброжелательность, компетентность и др.).
Общее обсуждение.
Прикрепить «руки помощи» на доску.
• Задание для 2 группы:
нарисовать (обвести) свою «руку помощи». На каждом из пальчиков написать возможные направления помощи юных добровольцев (помощь по хозяйству, перевести через дорогу, проводить к месту назначения, провести экскурсию, помочь за столом, почитать книгу, написать письмо и др.).
Общее обсуждение.
Прикрепить «руки помощи» на доску.
«Пальминг»
(упражнение на расслабление мышц глаз)
1. Сядь на стул или на пол скрестив ноги.
2. Соедини ладони перед грудью так, чтобы кончики пальцев были направлены вверх, и теперь сильно потри ладони друг о друга, пока они не станут теплыми.
3. Положи правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую – на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Свет ни в коем случае не должен проникать в глаза!
4. Следи за дыханием. Представь себе, что с каждым твоим вдохом твои глаза впитывают тепло и покой, а с каждым выдохом – сбрасывают напряжение.
5. Не открывая глаз, убери ладони. Пусть свет проникает в них через закрытые веки.
6. Медленно открой глаза и опять закрой, так 3 – 4 раза.
7. Открой глаза. Потянись, выпрямись.
Методы: информационные.
Цель: познакомить с правилами общения с инвалидами 1 группы по
зрению, разработанными Анатолием Попко – слепой
специалист, проводящий обучающие тренинги для волонтеров.
Содержание.
Правила общения с инвалидами 1 группы по зрению:
1. Поздороваться, прикоснуться (чтобы человеку было понятно, что обращаются именно к нему).
2. Представиться (чтобы человек знал, как к вам обратиться).
3. Представить свои намерения (т. е. обозначить, какую помощь вы хотите предложить).
4. Помочь.
5. Попрощаться.
А что делать, если человек отказался от помощи? (Извиниться и попрощаться).
Цель: научить сопровождению слепого человека через незнакомый участок дороги.
Содержание.
Вызвать помощника. Предложить ему сыграть роль «слепого человека».
Правила сопровождения слепого человека:
• стать справа от слепого человека,
• предложить согнутый локоть левой руки (левое плечо или левую ладонь руки, кому как удобно из инвалидов,
• идти на полшага впереди незрячего человека,
• двигаться спокойно, не торопясь,
• при необходимости, сообщать о препятствиях,
• замедлять шаг перед ступеньками…
Метод: упражнение – воспитательная игра «Рука помощи».
Цель: закрепить на практике полученные знания по правилам сопровождения слепого человека.
Содержание.
Вызвать двоих добровольцев.
Смоделируем ситуацию, когда Вы добровольно решили предложить помощь инвалиду по зрению и провести его через незнакомый участок дороги.
Выбираются два участника: один – играет роль слепого человека, другой – добровольца.
Сначала, предоставляется возможность «слепому» (с завязанными глазами) пройти самому незнакомый участок.
Вопрос: как вы себя чувствовали в состоянии зрительной депривации (лишения зрения?
Затем, предоставляется возможность добровольцу оказать помощь «инвалиду по зрению» с соблюдением необходимых правил.
Упражнение «Рука помощи слепому человеку» :
1. Поздороваться, прикоснуться.
2. Представиться.
3. Представить свои намерения.
4. Помочь:
-стать справа от «слепого» человека,
-предложить согнутый локоть левой руки,
-идти на полшага впереди незрячего человека,
-двигаться спокойно, не торопясь,
-при необходимости, сообщать о препятствиях,
-замедлять шаг перед ступеньками…
5. Попрощаться.
Вопрос к «слепому человеку» : как изменилось Ваше состояние после того, как Вам предложили помощь?
Вопрос к добровольцу: как Вы чувствовали себя, оказывая помощь нуждающемуся? Помогли ли Вам полученные знания?
Метод: коррекция зрительного утомления.
Цель: научить простым приемам сбережения зрения.
Содержание.
• Ограничьте зрительные нагрузки. При отсутствии проблем со зрением ребенок должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут, а при нарушениях - каждые 10-15-минут.
• Делайте зарядку для глаз. Пятиминутные упражнения улучшат кровообращение, расслабят глазодвигательные мышцы и избавят глаза от усталости.
• Организуйте рабочее место школьника. Свет падает слева, линия взгляда ребенка должна приходиться на середину или верхнюю половину книги или экрана; оптимальное расстояние до монитора компьютера – 60-80 см.
• Обогатите рацион витаминами. Наиболее полезны для глаз творог, кефир, говядина, мясо кролика, продукты с высоким содержанием витамина А (морковь, абрикосы, тыква, цитрусовые, отварная рыба, а также ягоды (черника, клюква, брусника) и зелень (укроп, петрушка).
• Позаботьтесь о здоровом сне. Важно, чтобы школьник не ложился спать позже 22.00 и не вставал раньше 7.00.
Рефлексия. Продолжите фразы:
Я узнал (а, кто такие … (добровольцы).
Я узнал (а) о личных …. (качествах добровольца).
Я познакомился (ась) с возможными … (направлениями помощи инвалидам).
Я научился (ась) … (правилам общения и сопровождения)
Я принял (а) решение, что…