Приложение МААМ

Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ

Жаворонок Наталия Валериевна
Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг как эффективная форма работы по формированию

благоприятного психологического климата коллектива ДОУ

Л. И. Пузанова, педагог-психолог г. Железногорск

Н. В. Жаворонок, педагог-психолог г. Железногорск

Публикация «Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ» размещена в разделах

Педагогический коллектив-это сложная социальная система, где формирование и совершенствование морально-психологического климата является одним из важных условий для повышения качества образовательного процесса. Ведь успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, профессиональная и коммуникативная компетенции, толерантность, нацеленность на результат и другое.

Благоприятный психологический климат в коллективе педагогов складывается с учетом специфики профессиональной деятельности, оказывающей существенное влияние на личностное развитие педагогов, характер внутригрупповых взаимоотношений в коллективе, на формирование и развитие у педагогов личностных свойств и качеств, которые способствуют построению конструктивных межличностных отношений, которые определяют его основное настроение. Климат можно считать благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, доверия, заботы о каждом, когда все члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая, опираясь на самоконтроль и неся ответственность за дело, чувствуют причастность ко всему происходящему и активно вступают в общение.

Межличностные отношения на работе оказывают большое влияние на эмоциональное состояние человека. Для каждого человека важно, с каким настроением он идет на работу, легко ли ему общаться с коллегами, выполняя свои должностные обязанности, важно, насколько продуктивной и качественной будет его работа. Все это зависит от благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе, от его сплоченности, как степени единства коллектива, проявляющейся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Ведь только сплоченный коллектив может добиться многих вершин и побед.

Благоприятный психологический климат в коллективе ДОУ, его сплоченность обеспечиваются посредством организации последовательного и целенаправленного управленческого и психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у педагогов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.

Одной из эффективных форм психолого-педагогического воздействия, направленной на сплочение коллектива дошкольного образовательного учреждения, осознание каждым участником своей роли, функции в коллективе, является тренинг.

В своей статье хотелось бы остановиться на одном из таких тренингов, проведение которого способствовало сплочению педагогического коллектива, построению эффективного командного взаимодействия и приобретению опыта позитивного общения педагогов нашего ДОУ.

Тренинг “Наша сила в единстве”

Задачи тренинга :

- формировать благоприятный психологический климат, чувства общности и целостности коллектива;

- развивать умение работать в команде;

- помочь осознать каждым участником своей роли, функции в группе;

- повысить коммуникативную компетентность педагогов;

-способствовать самопознанию и приобретению опыта позитивного общения.

Необходимые материалы для тренинга :

- листы формата А-4 по одному на каждую пару участников;

- фломастеры;

-карточка-подсказка с алгоритмом комплимента;

-игрушки для упражнения «Пчелы и змеи» (ящерица и бочонок);

-карточки с вопросами для игры «Ассоциация» для каждой микрогруппы (6 шт);

-магнитная доска, магниты;

-шаблон сердца (на ватмане);

-заготовки листов в форме сердечек красного цвета (на каждого участника);

- спокойная музыка для создания эмоционального фона;

Участники: педагоги ДОУ.

Ведущие: педагоги-психологи.

Ход тренинга.

1-й ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!

2-й ведущий: Мы рады видеть вас на нашем тренинге “Наша сила в единстве”.

1-й ведущий: Эпиграфом к сегодняшней встрече мы выбрали стихотворение «Свободный разговор» :

2-й ведущий: Поговорим?

1-й ведущий: О чем?

2-й ведущий: О разном и о прочем.

1-й ведущий: О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

2-й ведущий: Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

1-й ведущий: Поговорим?

2-й ведущий: Поговорим.

Вместе: Вдруг будет интересно!

Упражнение-приветствие № 1: «Здороваемся локтями»

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

2-й ведущий: Как известно, любая встреча начинается с приветствия. И для того, чтобы поприветствовать друг друга, я приглашаю вас выйти в центр зала. В каждом обществе, у различных народов приняты свои правила и жесты приветствия, так, например, в Индии- это легкий поклон, ладони сложены перед лбом, в Германии-простое рукопожатие и взгляд в глаза, традиция эскимосов- потереться друг об друга носами. И я сегодня предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом : все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того, как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (под музыку) поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.

2-й ведущий: Здорово, вот мы с вами и поприветствовали друг друга. Какие чувства вы испытывали во время приветствия? (ответы участников)

Упражнение № 2: «Комплименты»

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

1-й ведущий: А теперь мы будем говорить друг другу комплименты, соответствующие личностным качествам собеседника. Выберите себе партнера для выполнения задания (педагоги делятся парами, выстраиваются друг напротив друга). Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Людмила, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая! А у тебя, Наталья, очень красивые глаза!

- Да, это так! А еще я… (добавляется положительное качество).

1-й ведущий задает вопросы:

-Легко ли было справиться с заданием?

- Что было легче: делать комплименты, получать их или хвалить себя? (ответы участников)

Упражнение № 3«Самолетик»

Цель: формирование навыков сотрудничества, умения взаимодействовать с партнером.

2-й ведущий: А теперь предлагаем вам поделиться на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик, не прибегая к помощи другой пары рук. На изготовленных самолетах пишем проблемы лично нашего коллектива ДОУ или просто коллектива, которые могут мешать слаженной работе, сплоченности коллектива и отпускаем самолетик в полет.

2-й ведущий задает вопросы:

- Вы довольны результатом работы своей пары?

-Легко ли было справиться с заданием?

-Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания? (пытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполняли задание сообща)

-Какие выводы вы сделаете из упражнения?

2-й ведущий: Результат нашей работы во многом зависит от единства цели, умения договариваться, находить компромиссные решения, поддержки друг другом, т. е. от слаженности и сплоченности команды.

Упражнение № 4: "Пчелы и змеи"

Цель: формирование навыка командной работы, сотрудничества со всеми участниками группы.

1-й ведущий: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене, напротив. Каждая группа должна выбрать свою королеву (команды выбирают королеву, ей надевают соответствующий наголовник). А теперь я расскажу вам правила игры. Обе королевы выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые королевы должны разыскать в зале. Королева пчел должна найти "мед" - вот этот бочонок (демонстрация игрушки). А королева змей должна отыскать "ящерицу" (демонстрация игрушки). Пчелы и змеи должны помогать своим королевам. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их королева подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своей королеве шипением. Теперь пусть королевы выйдут, чтобы можно было спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваша королева. Тогда вы легко сможете ей помочь: громко жужжать или шипеть при ее приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права разговаривать.

1-й ведущий: Как вы считаете, почему одна команда справилась с заданием успешнее, чем другая? Что этому помогло? Какие действия участников? (ответы участников)

Игра № 5: «Ассоциации»

Цель: расширение взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций всех участников тренинга, активизация рамок ассоциативного мышления.

2-й ведущий: Мы предлагаем вам принять участие в игре «Ассоциации». Эта игра помогает взглянуть на себя со стороны и узнать, какими чертами характера мы обладаем. Возможно, мы даже не подозреваем, что в нас есть такие черты!

Выбирается водящий. В нашем случае их будет два. Они выходят на время из зала. Оставшиеся участники «загадывают» одного из присутствующих в зале человека. Затем каждая микрогруппа (участники за одним столом) обсуждают и дают характеристику данному человеку, согласно заданий на карточках (по 5-6 ассоциаций) : если бы этот человек был деревом (домом, цветком, погодой, книгой, птицей, то каким (какой? Участники думают, стараясь представить себе этого человека, и подбирают по несколько ассоциаций. Затем приглашаются водящие и еще раз задают данные вопросы, выслушивают ответы (ответы групп располагаются на доске, стараются понять, кому же из присутствующих подходят эти определения и называют данного человека.

2-й ведущий:

-Справились ли мы с данным заданием?

-Что помогло водящим отгадать нужного участника? (точная, четкая, совместно подобранная ассоциация, а также совместное выполнение задания водящими, ведь как говорится: «Один в поле не воин»)

Игра № 6«Сердце коллектива»

Цель: помочь осознать и принять каждому участнику тренинга себя, как часть коллектива; формировать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую совместную работу.

1-й ведущий: На ватмане у нас нарисован контур большого сердца.  Это сердце нашего коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать, безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиения. Давайте же наполним это сердце: на маленьких сердечках напишем позитивные пожелания своим коллегам, озвучим их, а затем прикрепим их к контуру большого сердца (звучит спокойная музыка, педагоги выполняют задание)

Теперь сердце коллектива заполнено и может биться в унисон с вашим.

2-й ведущий: Итак, уважаемые коллеги, наше мероприятие подходит к концу. И подводя его итоги, хочется узнать у вас, какие чувства вы испытывали во время проведения тренинга? Работали ли мы сплоченно, вместе, чувствовали ли вы себя частью нашей команды? (ответы участников)

1-й ведущий: Только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед, чего мы всем нам и желаем!

2-й ведущий: Спасибо за участие, нам было очень интересно и приятно прожить этот тренинг вместе с нами. И кто считает свое участие в данном тренинге полезным и успешным, пусть наградит себя аплодисментами (общие аплодисменты).

Публикации по теме:

Флешмоб «Три цвета праздника» ко Дню флага России как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возрастаФлешмоб «Три цвета праздника» ко Дню флага России как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возраста Флешмоб "Три цвета праздника" ко Дню флага России,как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее.

Образовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖОбразовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Крепкое здоровье является предпосылкой к эффективному труду, творческой активности, к полному.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Психологический тренинг для сплочения коллектива «Мой идеальный коллектив» Цель: сплочение педагогического коллектива и построение командного вза-имодействия. Задачи: формирование благоприятного психологического.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работыРазвитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Я работаю в детском саду воспитателем и по совместительству психологом. На одном из.

Тренинг для учащихся 4 класса «В каждом человеке — солнце…» в рамках месячника психологического здоровьяТренинг для учащихся 4 класса «В каждом человеке — солнце…» в рамках месячника психологического здоровья В октябре, в рамках месячника психологического здоровья в 4 классе прошёл тренинг «В каждом человеке – солнце…»В процессе тренинга ребята.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ
Опубликовано: 23 августа 2022 в 11:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Жаворонок Наталия Валериевна (УИ 1957955) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД