Жаворонок Наталия Валериевна
Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг как эффективная форма работы по формированию
благоприятного психологического климата коллектива ДОУ
Л. И. Пузанова, педагог-психолог г. Железногорск
Н. В. Жаворонок, педагог-психолог г. Железногорск
Публикация «Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ» размещена в разделах
Педагогический коллектив-это сложная социальная система, где формирование и совершенствование морально-психологического климата является одним из важных условий для повышения качества образовательного процесса. Ведь успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, профессиональная и коммуникативная компетенции, толерантность, нацеленность на результат и другое.
Благоприятный психологический климат в коллективе педагогов складывается с учетом специфики профессиональной деятельности, оказывающей существенное влияние на личностное развитие педагогов, характер внутригрупповых взаимоотношений в коллективе, на формирование и развитие у педагогов личностных свойств и качеств, которые способствуют построению конструктивных межличностных отношений, которые определяют его основное настроение. Климат можно считать благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, доверия, заботы о каждом, когда все члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая, опираясь на самоконтроль и неся ответственность за дело, чувствуют причастность ко всему происходящему и активно вступают в общение.
Межличностные отношения на работе оказывают большое влияние на эмоциональное состояние человека. Для каждого человека важно, с каким настроением он идет на работу, легко ли ему общаться с коллегами, выполняя свои должностные обязанности, важно, насколько продуктивной и качественной будет его работа. Все это зависит от благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе, от его сплоченности, как степени единства коллектива, проявляющейся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Ведь только сплоченный коллектив может добиться многих вершин и побед.
Благоприятный психологический климат в коллективе ДОУ, его сплоченность обеспечиваются посредством организации последовательного и целенаправленного управленческого и психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у педагогов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.
Одной из эффективных форм психолого-педагогического воздействия, направленной на сплочение коллектива дошкольного образовательного учреждения, осознание каждым участником своей роли, функции в коллективе, является тренинг.
В своей статье хотелось бы остановиться на одном из таких тренингов, проведение которого способствовало сплочению педагогического коллектива, построению эффективного командного взаимодействия и приобретению опыта позитивного общения педагогов нашего ДОУ.
Тренинг “Наша сила в единстве”
Задачи тренинга :
- формировать благоприятный психологический климат, чувства общности и целостности коллектива;
- развивать умение работать в команде;
- помочь осознать каждым участником своей роли, функции в группе;
- повысить коммуникативную компетентность педагогов;
-способствовать самопознанию и приобретению опыта позитивного общения.
Необходимые материалы для тренинга :
- листы формата А-4 по одному на каждую пару участников;
- фломастеры;
-карточка-подсказка с алгоритмом комплимента;
-игрушки для упражнения «Пчелы и змеи» (ящерица и бочонок);
-карточки с вопросами для игры «Ассоциация» для каждой микрогруппы (6 шт);
-магнитная доска, магниты;
-шаблон сердца (на ватмане);
-заготовки листов в форме сердечек красного цвета (на каждого участника);
- спокойная музыка для создания эмоционального фона;
Участники: педагоги ДОУ.
Ведущие: педагоги-психологи.
Ход тренинга.
1-й ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!
2-й ведущий: Мы рады видеть вас на нашем тренинге “Наша сила в единстве”.
1-й ведущий: Эпиграфом к сегодняшней встрече мы выбрали стихотворение «Свободный разговор» :
2-й ведущий: Поговорим?
1-й ведущий: О чем?
2-й ведущий: О разном и о прочем.
1-й ведущий: О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
2-й ведущий: Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
1-й ведущий: Поговорим?
2-й ведущий: Поговорим.
Вместе: Вдруг будет интересно!
Упражнение-приветствие № 1: «Здороваемся локтями»
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
2-й ведущий: Как известно, любая встреча начинается с приветствия. И для того, чтобы поприветствовать друг друга, я приглашаю вас выйти в центр зала. В каждом обществе, у различных народов приняты свои правила и жесты приветствия, так, например, в Индии- это легкий поклон, ладони сложены перед лбом, в Германии-простое рукопожатие и взгляд в глаза, традиция эскимосов- потереться друг об друга носами. И я сегодня предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом : все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того, как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (под музыку) поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.
2-й ведущий: Здорово, вот мы с вами и поприветствовали друг друга. Какие чувства вы испытывали во время приветствия? (ответы участников)
Упражнение № 2: «Комплименты»
Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
1-й ведущий: А теперь мы будем говорить друг другу комплименты, соответствующие личностным качествам собеседника. Выберите себе партнера для выполнения задания (педагоги делятся парами, выстраиваются друг напротив друга). Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Людмила, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая! А у тебя, Наталья, очень красивые глаза!
- Да, это так! А еще я… (добавляется положительное качество).
1-й ведущий задает вопросы:
-Легко ли было справиться с заданием?
- Что было легче: делать комплименты, получать их или хвалить себя? (ответы участников)
Упражнение № 3: «Самолетик»
Цель: формирование навыков сотрудничества, умения взаимодействовать с партнером.
2-й ведущий: А теперь предлагаем вам поделиться на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик, не прибегая к помощи другой пары рук. На изготовленных самолетах пишем проблемы лично нашего коллектива ДОУ или просто коллектива, которые могут мешать слаженной работе, сплоченности коллектива и отпускаем самолетик в полет.
2-й ведущий задает вопросы:
- Вы довольны результатом работы своей пары?
-Легко ли было справиться с заданием?
-Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания? (пытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполняли задание сообща)
-Какие выводы вы сделаете из упражнения?
2-й ведущий: Результат нашей работы во многом зависит от единства цели, умения договариваться, находить компромиссные решения, поддержки друг другом, т. е. от слаженности и сплоченности команды.
Упражнение № 4: "Пчелы и змеи"
Цель: формирование навыка командной работы, сотрудничества со всеми участниками группы.
1-й ведущий: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене, напротив. Каждая группа должна выбрать свою королеву (команды выбирают королеву, ей надевают соответствующий наголовник). А теперь я расскажу вам правила игры. Обе королевы выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые королевы должны разыскать в зале. Королева пчел должна найти "мед" - вот этот бочонок (демонстрация игрушки). А королева змей должна отыскать "ящерицу" (демонстрация игрушки). Пчелы и змеи должны помогать своим королевам. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их королева подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своей королеве шипением. Теперь пусть королевы выйдут, чтобы можно было спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваша королева. Тогда вы легко сможете ей помочь: громко жужжать или шипеть при ее приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права разговаривать.
1-й ведущий: Как вы считаете, почему одна команда справилась с заданием успешнее, чем другая? Что этому помогло? Какие действия участников? (ответы участников)
Игра № 5: «Ассоциации»
Цель: расширение взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций всех участников тренинга, активизация рамок ассоциативного мышления.
2-й ведущий: Мы предлагаем вам принять участие в игре «Ассоциации». Эта игра помогает взглянуть на себя со стороны и узнать, какими чертами характера мы обладаем. Возможно, мы даже не подозреваем, что в нас есть такие черты!
Выбирается водящий. В нашем случае их будет два. Они выходят на время из зала. Оставшиеся участники «загадывают» одного из присутствующих в зале человека. Затем каждая микрогруппа (участники за одним столом) обсуждают и дают характеристику данному человеку, согласно заданий на карточках (по 5-6 ассоциаций) : если бы этот человек был деревом (домом, цветком, погодой, книгой, птицей, то каким (какой? Участники думают, стараясь представить себе этого человека, и подбирают по несколько ассоциаций. Затем приглашаются водящие и еще раз задают данные вопросы, выслушивают ответы (ответы групп располагаются на доске, стараются понять, кому же из присутствующих подходят эти определения и называют данного человека.
2-й ведущий:
-Справились ли мы с данным заданием?
-Что помогло водящим отгадать нужного участника? (точная, четкая, совместно подобранная ассоциация, а также совместное выполнение задания водящими, ведь как говорится: «Один в поле не воин»)
Игра № 6: «Сердце коллектива»
Цель: помочь осознать и принять каждому участнику тренинга себя, как часть коллектива; формировать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую совместную работу.
1-й ведущий: На ватмане у нас нарисован контур большого сердца. Это сердце нашего коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать, безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиения. Давайте же наполним это сердце: на маленьких сердечках напишем позитивные пожелания своим коллегам, озвучим их, а затем прикрепим их к контуру большого сердца (звучит спокойная музыка, педагоги выполняют задание)
Теперь сердце коллектива заполнено и может биться в унисон с вашим.
2-й ведущий: Итак, уважаемые коллеги, наше мероприятие подходит к концу. И подводя его итоги, хочется узнать у вас, какие чувства вы испытывали во время проведения тренинга? Работали ли мы сплоченно, вместе, чувствовали ли вы себя частью нашей команды? (ответы участников)
1-й ведущий: Только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед, чего мы всем нам и желаем!
2-й ведущий: Спасибо за участие, нам было очень интересно и приятно прожить этот тренинг вместе с нами. И кто считает свое участие в данном тренинге полезным и успешным, пусть наградит себя аплодисментами (общие аплодисменты).