Светлана Катанаева
Тренинг «Формирование эмпатии у педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование эмпатии у педагогов к детям с ОВЗ.
Задачи:
1. Помочь педагогам расширить представления о детях с ограниченными возможностями.
2. Снятие тревожных состояний при данных контактах.
3. Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом.
Материалы и оборудование:
2 мольберта, листы бумаги для записей, маркеры, сапоги и варежки, набор животных, 2 стола, наушники, колонка с музыкой, шарф, медицинская маска, сердечки
Публикация «Тренинг „Формирование эмпатии у педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Содержание тренинга :
1. Упражнение «Разные мы» (знакомство).
Предложить участниками разделиться на группы:
- цвету волос,
- по одежде (юбка, брюки);
- по полу.
Вывод: мы все с вами разные, но, тем не менее, у нас у всех есть что-то общее.
Так же и дети: они все разные, но есть то что, что их объединяет.
2. Упражнение «Список наших проблем в общении с детьми с ОВЗ».
Участникам предлагается разбиться на группы, в группе рассказать о своем опыте общения с детьми с ОВЗ, свои переживания и страхи. Из всего сказанного определить основные проблемы, которые могут возникать в процессе взаимодействия с детьми ограниченными возможностями. На выполнение отводиться 7 –10 минут. Затем каждая группа по очереди называет выделенную проблему,
поясняет ее. Члены других подгрупп могут дополнять и задавать вопросы.
Записать переживания и успехи на мольберте и составить список проблем в общении с детьми с ОВЗ.
Примерные проблемы:
- Неудобно смотреть
- Непонимание речи
- Страх заболеть самому
- Неумение помочь
- Жалость
Таким образом, у нас получился список проблем, которые могут возникнуть в общении с детьми с ОВЗ. При этом это проблемы полноценных людей.
3. Упражнение «Слепой, Глухой, Немой»
Переходим к следующему упражнению. Для выполнения данного упражнения необходимо 7 добровольцев, которым будет необходимо играть предложенные на карточках роли.
1й – ДЦП (сапоги, варежки)
- не двигается,
- слышит,
- говорит,
- видит.
2й – Глухой (наушники, колонка с музыкой)
- не слышит,
- не говорит,
- двигается,
- видит
3й – Слепой (шарф)
- не видит,
- слышит,
- говорит,
- двигается
4й – Тяжёлое нарушение речи (медицинская маска)
- говорит смазанно, невнятно, непонятно, набор звуков,
- слышит,
- видит,
- двигается
5й – Умственная отсталость
- эхолалия (повторяет за говорящим, на вопросы не отвечает
- не понимает,
- слышит,
- видит,
- двигается
6й – Аутизм (стол, наборы животных)
- не говорит, не отвечает
- не смотрит,
- не реагирует, расставляет животных по категориям
- слышит,
- видит,
- двигается
7й – Гиперактивность
- бегает, мешает,кричит
- говорит
- слышит,
- видит.
Задание для коммуникации:
Вы собрались на праздник, нужно договориться в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок;
Главная цель упражнения: погрузить совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развитие эмпатии.
Рефлексия упражнения.
- Как себя чувствовали? Спросить каждого участника.
- Какие проблемы возникли?
- Как справились с проблемами?
Записать все проблемы на мольберт.
Сравнить проблемы полноценного человека и человека с ОВЗ.
Вывод: Вы с вами взрослее, умнее, старше детей. Дети младше, это только формирующаяся личность. Порой ребёнок не может объяснить, что испытывает на самом деле и почему. Взрослому это доступно. Наша задача, как взрослых людей и тем более как педагогов, понять детей и оказать им помощь, помочь им понять себя и направить их развитие в нужном направлении. То есть мы должны проявить эмпатию к детям.
Проявление эмпатии взрослого по отношению к ребё нку естественно и:
• учит ребенка понимать себя,
• учит разбираться в своих чувствах,
• воспитывает любовь,
• развивает эмоциональный интеллект,
• адаптирует ребенка к жизни,
• учит правильному взаимодействию с самим собой и окружающим миром.
Проявление эмпатии педагога по отношению к воспитанникам профессионально-необходимое качество.
Без него мы не педагоги.
Человек, который не стремиться понять Другого, не может его ничему научить.
В профессиональной деятельности педагога тоже происходят такие случаи, когда мы прекращаем проявлять эмпатию – мы не стремимся понять ребенка, мы думаем о себе, говорим о себе, жалеем себя. Что делать, чтобы такого не произошло?
Помнить, что:
• Взрослый - Я (я организую, управляю, координирую воспитательно-образовательную деятельность, я несу ответственность за жизнь, здоровье, развитие детей; я не перекладываю ответственность ни на кого другого – ни на других взрослых, ни на детей)
• Каждый ребенок – индивидуальность, каждый ребенок отдельный и он особенный. Он отличается от других детей (особенности высшей нервной деятельности (темперамент, репрезентативная система, индивидуальная направленность в деятельности, особенности физического, эмоционального, интеллектуального развития, особенности развивающей и социокультурной среды, характерологические особенности и т. п.)
Как говорил М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик, и если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть»
Наш тренинг подходит к концу, и я прошу вас оставить отзыв о сегодняшней работе (заполнение анкеты).
Тот кто, заполнил, проходите в круг. Сейчас я предлагаю вам проявить эмпатию к любому человеку в этом зале, для этого выберите 3 сердечка, напишите на нём приятные слова и подарите его тому, кому захотите.
На этом наша встреча окончена, спасибо за участие, желаю хорошего настроения и понимания вами окружающих и вас окружающиими.