Гульназ Султанова
Тренинг для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания педагогов «В чем же секрет счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: преодоления синдрома эмоционального выгорания, улучшение эмоционального состояния педагогов, придание уверенности в себе.
Задачи:
• Создать благоприятные условия для работы группы, способствующие профилактике синдрома профессионального выгорания.
• Дать возможность педагогам найти свой внутренний ресурс и поддержку в любой жизненной ситуации.
• Способствовать оптимизации самооценки педагогов, снять эмоциональное напряжение.
• Способствовать созданию положительного эмоционального настроя.
• Формировать уверенность в своих силах.
• Сплотить коллектив.
Формат проведения: очный
Длительность мероприятия: 60 мин.
Публикация «Тренинг для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания педагогов „В чем же секрет счастья“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Оборудование: шкатулка, зеркало, 4 коврика (синий, красный, зеленый, желтый, 2 воздушных шарика, мячи по количеству участников, волшебная шкатулка, презентация «Лесные истории», ленточки для ожерелья, лист бумаги, рекомендации, кубик Эмоции, карточки «Рисунки на спине»
Ход мероприятия:
1. Вступительное слова педагога-психолога.
Здравствуйте, коллеги! Наша сегодняшняя встреча посвящена теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагога».
Что же такое «синдром эмоционального выгорания»?
Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно. Поэтому сегодня мы немного отдохнём и расслабимся. Сегодня во время нашего занятия приглашаю вас отправиться в путешествие и узнать в чем секрет счастья. А чтобы путешествие состоялось, прошу вас проявлять активность, смелость, выполнять задания по моему сигналу, помогать друг другу при необходимости. Согласны? Хорошо, тогда пора отправляться в путь и для начала предлагаю представить друг друга.
Для этого предлагаю стать участниками упражнения «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Описание: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоят лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций:
• Поздороваться с помощью рук.
• Побороться руками.
• Помириться руками.
• Выразить поддержку с помощью рук.
• Пожалеть руками.
• Выразить радость.
• Пожелать удачи.
• Попрощаться руками.
После проведения упражнения идёт обсуждение.
Обсуждение:
• Что было легко, что сложно?
• Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко?
• Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?
• Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Таким образом происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Упражнение 2. Игра «Наши чувства» (5 мин.)
Цель: настрой на совместную работу.
Оборудование: кубик с изображением эмоций.
Описание: участникам предлагается по очереди кидать кубик.
• Педагог кидает кубик и ему необходимо продолжить фразу: «Я называют выпавшую эмоцию (злюсь, радуюсь, грущу и т. д., когда …»
Педагог-психолог: Спасибо, что были честны, а сейчас пора отправляться в путь всем вместе. Готовы?
Упражнение 3 «МАШИНЫ-ВОДИТЕЛИ»
Цель: Формировать основу для доверительных взаимоотношений, прожить ситуацию взаимоподдержки, накапливать опыт спонтанного взаимодействия. Дополнительно – активизация внимания.
Правила:
• Играющие делятся по парам, один из них – водитель, второй – машина.
• «Машина» встает позади «водителя», берет его за пояс и закрывает глаза.
• «Водители» ведут свои «машины» по залу, не сталкиваясь.
• По сигналу – «водитель» и «машина» меняются ролями.
Рефлексия:
Какие выводы вы сделаете из упражнения?
Вопросы для обсуждения:
1. Как чувствовали себя автомобили?
2. Как чувствовали себя водители?
3. Легко ли было или были какие-то трудности?
Подведите педагогов к выводу, что у каждого свой индивидуальный стиль, свой темп и скорость движения.
Упражнение 4 «Фигуры»
Цель: эта игра на пространственное воображение и внимательность.
Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно разделиться на две группы, чтобы вся группа встала в круг. Возьмитесь за руки. Теперь постройте квадрат, но нельзя разговаривать и общаться, только молча. Какая команда быстрее построит.
Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Ваша задача построить равносторонний треугольник, шестиугольник.
Рефлексия:
Как вы считаете удалось вам выполнить задание?
Вы довольны результатом группы?
Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
На какие из этих факторов вы могли повлиять?
Какие выводы вы сделаете из упражнения?
Выводы: Человеку нужно общение, мы должны уметь разговаривать друг с другом, чувствовать друг друга, а иногда и вовсе просто понимать молча.
Упражнение 5 «Цвет и движение»
Это упражнение на внимательность. Если я встану на зеленый цвет, то вы качаете головой в стороны, если встану на красный, то хлопаете. На синий – прыжки на месте, на желтый –ходьба по кругу.
Упражнение 6 «Шкатулка»
Цель: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности.
Оборудование: шкатулка, зеркало.
Описание: психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки - зеркало)
Рефлексия:
• Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
• Какое чувство вызвало у вас содержимое шкатулки?
Комментарий психолога: каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.
Упражнение 7 «Непослушные шарики»
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.
А теперь возьмемся за руки, образуя замкнутую фигуру. Я выдаю группе 2 воздушных шарика. Задача участников – любыми способами, но, не расцепляя рук, удерживать шарики в воздухе как можно дольше.
Упражнение 8 Физкультминутка. Игра «Поменяйтесь местами…»
• - поменяйтесь местами те, кто сегодня в брюках;
• - поменяйтесь местами те, кто любит яблоки;
• - поменяйтесь местами те, кто любит свою работу;
• - поменяйтесь местами те, кто мечтал о счастливой жизни;
• - поменяйтесь местами те, кто работает в ДОУ меньше 10 лет.
Упражнение 9. «Рисунки на спине»
Делимся на 2 команды: встанем друг за другом, образуя «паровозик». Первый игрок получает карточку с рисунком и последний игрок так же получает набор карточек. Первый участник рисует узор на спине впереди стоящему игроку, тот в свою очередь передает узор впереди стоящему и так до тех пор, пока узор не дойдет за спины последнего игрока, которому необходимо найти карточку с соответствующим узором. Затем карточки первого и последнего игрока сравниваются и определяется правильность выполнения.
Упражнение 10. «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения.
Психолог: Предлагает Педагогам достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что на их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
11. Тест Златы Королевой «Цветочная композиция» и узнаете Ваше место в семье.
Инструкция: Перед вами три цветка, точнее только их часть. Вам надо дорисовать картинку, придать ей композиционно завершенный вид. Разумеется, особое внимание следует уделить таким важным деталям, как стебель, листья и прочее, то есть всему того, без чего цветы не могут существовать. Весь остальной фон – на ваше усмотрение.
Обратите внимание на ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВАШИХ ДЕЙСТВИЙ. Тот цветок, который вы НАРИСОВАЛИ ПЕРВЫМ, — это вы, ваше мироощущение. Именно он покажет вам, какое место вы отводите себе в своей семье, как вы себя чувствуете среди своих близких. ОСТАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ И ФОН — это ваше представление о том, какой должна быть настоящая семья. Посмотрите на ДЛИНУ СТЕБЛЕЙ, дорисованных вами каждому цветку. Если САМЫЙ ДЛИННЫЙ СТЕБЕЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ВАШЕМУ ЦВЕТКУ, то это говорит о том, что вы ощущаете себя самой важной и нужной персоной в своей семье, главой и хозяином. Если при этом вы ВЫБРАЛИ ДЛЯ СЕБЯ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЦВЕТОК, то это прямо свидетельствует о вашей эгоистичности и душевной глухоте, нечуткости. Скорее всего, только вам хорошо в вашей семье, а вот вашим домочадцам приходится несладко. Вероятно, вы играете роль эдакого домашнего деспота или держите всех в напряжении иными способами (шантажируя своим мнимым нездоровьем или "играя на жалости). Если ВСЕ ТРИ СТЕБЛЯ ОДИНАКОВОЙ ДЛИНЫ, то это значит, что вы за равноправие отношений в семье. В вашем семейном кругу царит доверительная и теплая атмосфера, дом для вас имеет первостепенное, значение. Если СТЕБЕЛЬ ВАШЕГО ЦВЕТКА САМЫЙ КОРОТКИЙ, то это говорит о том, что вы не ощущаете себя в семье полноправным членом, вам плохо с вашими близкими, вашу волю и чувства постоянно подавляют, стараются сделать из вас другого человека. Семья для вас — то место, куда вы приходите после работы и где имеете еду и постель, не больше. ЛИСТЬЯ НА СТЕБЛЯХ говорят об искренности ваших отношений с домочадцами. ЧЕМ ИХ БОЛЬШЕ, тем приятнее вам находиться в кругу семьи, тем с большей нежностью вы относитесь к своим близким. Если же ЛИСТЬЕВ МАЛО, то это говорит о том, что вы нуждаетесь в ласке и понимании своих родных, но не всегда находите у них поддержку. ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЛИСТЬЕВ НА СТЕБЛЯХ ЦВЕТОВ — у вас холодные отношения в семье, но вы не теряете надежды изменить ситуацию к лучшему. Если вы ПОСТАВИЛИ ЦВЕТЫ В ВАЗУ, то это значит, что семья для вас не имеет первостепенного значения, вы вполне могли бы прожить и без нее. Если вы НАРИСОВАЛИ ЦВЕТЫ НА ЛУГУ, то это говорит о том, что вы домашний человек, семья необходима вам для того, чтобы ощущать себя счастливым.
12. Секрет счастья (притча)
Педагог-психолог: Я раскрою вам секрет, как сделать свою жизнь счастливой.
Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.
Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.
- Однако я хочу попросить об одном одолжении, - добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. - Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.
Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу.
- Ну как, - спросил тот, - ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?
Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.
- Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, - сказал ему мудрец. - Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт.
Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окружённые горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно.
Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.
- А где те две капли масла, которые я тебе доверил? - спросил Мудрец.
И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось.
- Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом, никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.
Вывод:
Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. НО! Нужно уметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих.
Упражнение 13. «Ожерелье благопожеланий»
Цель: Дать возможность педагогам найти свой внутренний ресурс и поддержку в любой жизненной ситуации.
Оборудование: ленточки длинные и короткие разных цветов.
Описание Педагог – психолог: У меня в руках длинные и короткие разноцветные ленточки. Мы сплетем из них ожерелье для каждой из вас. Пожалуйста, возьмите по одной длинной ленточки. Повесьте себе на шею и завяжите концы. Это основа ожерелья. А теперь возьмите себе несколько коротких ленточек. Подойдите к каждому участнику семинара, скажите добрые слова, пожелания и в память об этом завяжите узелок на ожерелье. Не выбрасывайте эти ожерелья после семинара. Запомните, какие слова и эмоции вложили коллеги, когда завязывали короткие ленточки. Держите ожерелье в укромном месте, откуда в сложные моменты жизни сможете взять его, вспомнить те добрые слова, которые вам говорили, и улучшить настроение.
Заключительное слово педагога-психолога, рефлексия.
На этом наша встреча заканчивается и я предлагаю по кругу, одним словом, охарактеризовать сегодняшнее мероприятие. А я желаю вам, чтобы трудных ситуаций на работе было как можно меньше. Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой. ЖЕЛАЮ ВСЕМ ВАМ УЛЫБОК И ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ. БЛАГОДАРЮ ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ! И напоследок, хотелось бы дать вам несколько рекомендации, как снять нервное напряжение.