МААМ-картинки

Тренинг для родителей средней группы «Счастливый ребенок в счастливой семье»

Елена Данина
Тренинг для родителей средней группы «Счастливый ребенок в счастливой семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Структура тренинга:

1. Вступительное слово.

2. Упражнение «Приветствие».

3. Разминка. Упражнение «Движение».

4. Мини-лекция «Семья».

5. Упражнение-релаксация «Погружение в детство».

6. Упражнение «Правила для ребенка».

7. Упражнение «Недетские запреты».

8. Мозговой штурм «Народная мудрость».

9. Упражнение «Чтение сказки».

10. Упражнение «Ситуации».

11. Упражнение «Чего хотят дети?».

Публикация «Тренинг для родителей средней группы „Счастливый ребенок в счастливой семье“» размещена в разделах

12. Заключительное слово.

Ход тренинга

1. Вступительное слово.

Добрый вечер уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг: «Счастливый ребенок в счастливой семье!» Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад-это одна большая, дружная семья.

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.

Предлагаю Вам, поучаствовать в играх; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.

Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.

2. Упражнение «Приветствие».

Вначале я предлагаю вам немножко окунуться в мир детства и поиграть в игру «Здравствуйте!»

Давайте встанем в 2 колоны и поздороваемся со своим соседом несколькими способами, принятыми в различных странах. Я называю страну и форму приветствия, а вы выполняете действия:

1. В России принято пожимать друг другу руки.

2. В Италии – горячо обниматься.

3. В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.

4. В Зимбабве – трутся спинами.

5. В Македонии – здороваются локтями.

Большое спасибо, присаживайтесь.

3. Разминка. Упражнение «Движение».

Все участники встают в круг. Каждый по очереди делает какое-либо характерное для него движение под музыку. Остальные участники одновременно повторяют это движение. Затем, дотронувшись до плеча соседа справа, передает ему эстафету. И так по кругу, пока это не сделают все участники.

Я вижу на ваших лицах появились улыбки, и вы готовы к дальнейшему общению.

4. Мини-лекция «Семья».

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Сегодня наша встреча посвящена семье.

Кто может сказать, что такое семья? Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди.

Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Все мы рождаемся, растём, развиваемся в семье. Нам необходимо, чтобы рядом были близкие, любимые люди. Именно для детей семья является источником развития, познания, формирования и понимания. Семья делает их счастливыми. Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

5. Упражнение-релаксация «Погружение в детство».

Звучит тихая, легкая музыка.

Педагог-психолог: Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия:

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?

6. Упражнение «Правила для ребенка».

- Как вы считаете, нужны ли детям правила?

- Часто общение с ребенком заканчивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные правила для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут угрожать здоровью и жизни. Давайте попробуем заменить ограничения и запреты правилами поведения.

Ваше задание – проговорить правила для ребенка, не употребляя частицу «НЕ».

• не переходи улицу на красный свет (нужно переходить улицу только тогда,

когда светит зеленый свет);

• не спеши во время еды (ешь медленно, спокойно);

• не кричи так громко (разговаривай тише);

• не рисуй на стене (рисуй на бумаге);

• не ходи по лужам (ходи по сухим дорожкам).

• не ходи по комнате обутый (ходи по комнате без обуви);

• не сиди близко к телевизору (садись дальше от телевизора);

• не ешь мороженое большими кусками (ешь мороженое осторожно);

• не груби взрослым (разговаривай со взрослыми вежливо);

• не бери нож (будь осторожен – нож острый).

(Правила с частицей «не» прописаны на стендах или на презентации.)

Рефлексия

- Сложно ли было выполнить задание?

- Правила должны быть в каждой семье. Они сохраняют в ней мир, покой, вырабатывают дисциплинированность и не провоцируют конфликты с детьми и между взрослыми по вопросам воспитания.

7. Упражнение «Недетские запреты».

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий:

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

8. Мозговой штурм «Народная мудрость».

Работа в группах.

Цель: активизировать участников путем использования произведений устного народного творчества.

- В течение двух минут вашим командам необходимо собрать из частей целые пословицы и поговорки о семье и об отношениях родителей и детей. Затем команды по очереди зачитают примеры народной мудрости.

(Выполнение задания)

- Тяжело переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. От рождения ребенка и до конца своей жизни родители заботятся о судьбе своих детей. Все это известно издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, во многих песнях, поговорках и пословицах. Используя и приумножая народную мудрость в своих семьях, мы тем самым наделяем мудростью и незаменимым жизненным опытом свои будущие поколения.

Пословицы:

Брат брата не выдаст.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье дружат — живут не тужат

В семье и каша гуще.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Добрая семья прибавит ума.

Доброе братство лучше богатства.

Жизнь родителей в детях.

За общим столом еда вкуснее.

Материнская молитва со дна моря достает.

На что и клад, когда в семье лад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отец рыбак – и дети в воду смотрят.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится.

Свой своему не враг.

Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.

Семейный горшок всегда кипит.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца.

Сестра с сестрою, как река с водою.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Яблоко от яблони недалеко падает.

9. Упражнение «Чтение сказки».

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы:

Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной?

А когда совсем не смотрели на вас?

И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза?

Также происходит и при общении с нашими детьми.

10. Упражнение «Ситуации».

Педагог-психолог: Дорогие родители, в повседневной жизни вам приходится разрешать многие ситуации с вашими детьми, и во всех случаях вы должны поступать мудро и ответственно, ведь для малышей мама и папа – пример для подражания. Сейчас я предлагаю вам вытянуть карточки, где описаны разные ситуации. За три минуты вы должны обдумать ситуацию и ответить, как вы поступите, а родители, у которых в действительности была такая ситуация, расскажут, какой выход из нее был на их опыте.

Ситуация 1.

Ваш ребенок играет, по всей комнате разбросаны игрушки. Подошло время обеда. Вы объясняете ребенку, что нужно быстро собрать игрушки и садиться за стол. Ребенок никак не реагирует на ваши слова и продолжает играть. Что вы предпримете?

Ситуация 2.

Вы забрали ребенка из детского сада и по пути домой зашли в супермаркет за продуктами. Ребенок увидел очень дорогую игрушку и громко требует ее купить. У него начинается истерика. Какими будут ваши действия?

Ситуация 3.

На ужин вы приготовили для малыша вкусную кашу, но ребенок отказывается ее есть. Он говорит, что каша невкусная, горячая, с пенкой. Вы понимаете, что, если ребенок не поест кашу, то спать ляжет голодным. Что вы собираетесь делать?

Ситуация 4.

Вы едете в автобусе из детского сада, ваш ребенок начинает выкрикивать неприличные слова. Ваши действия.

Последние две ситуации высвечиваются на экране для обеих команд.

Ситуация 5.

Ваш ребенок отказывается уходить с детской площадки, пока там остается хотя бы один ребенок. Как вы разрешите конфликт?

Ситуация 6.

Вы пришли с ребенком в детский сад, открываете шкафчик, начинаете раздевать ребенка. Он не хочет снимать верхнюю одежду, начинает кричать, падает на пол, бьет ногами, плачет. Вы понимаете, что уже опаздываете на работу. Как вы успокоите ребенка?

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладая их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

11. Упражнение «Чего хотят дети?»

Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

Слово педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».

12. Заключительное слово.

Задумаемся над словами Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!»

Вывод: воспитание ребёнка необходимо начать, прежде всего, с самого себя. Ребёнку нужен родитель вовсе не идеальный, а умеющий слушать, понимать, принимать, разделять, помогать.

Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони не далеко падает»

Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Я хочу вам пожелать:

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

На этом наша встреча подошла к концу. Я очень рада, что вы нашли время и пришли к нам.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для нормализации психологического состояния дошкольников старшего возраста «Счастливый ребенок»Дидактические пособия для нормализации психологического состояния дошкольников старшего возраста «Счастливый ребенок» Бывают случаи, когда ребенок идет в группу спокойно, не плачет. Ну и это не означает, что он совсем не переживает. Бывает он держит переживания.

Консультация для родителей средней группы «Гиперактивный ребенок» Цель: привлечь родителей к проблеме гиперактивности детей и к способам ее решения. Задачи:1)познакомить родителей с причинами гиперактивности;.

Мастер-класс для родителей «Здоровый ребенок в здоровой семье» Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. Д. Леббок Движение - кладовая жизни. Плутарх.

Методическая разработка по позитивной социализации детей дошкольного возраста «Алгоритм «Счастливый ребенок» Предисловие «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С Социально-коммуникативное.

Памятка для родителей «Ребенок в семье» 1. Укрепляйте мир своей семьи добрыми мыслями, добрыми словами и только добрыми делами. 2. Надо быть всегда доброжелательным. Дружелюбие.

Практический семинар-тренинг для воспитателей «Поощрение и наказание ребенка в семье» Практический семинар - тренинг для воспитателей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» «Наказание – очень трудная вещь, оно требует от.

Психологический тренинг «Успешный педагог — развитый ребенок» Психологический тренинг «Успешный педагог – развитый ребенок». Педагог-психолог Гладкова И. А. Дата проведения: МАРТ 2019г. Место проведения:.

Родительское собрание в нетрадиционной форме проведения «Счастливый ребенок в счастливой семье» Тема: «Счастливый ребенок в счастливой семье» Цели: Знакомство с родителями, установление позитивных отношений, создание положительной эмоциональной.

Сценарий ко Дню 8 Марта для подготовительной группы «Праздник счастливой мамы» Праздник счастливой мамы. Цель: создать праздничную атмосферу, развивать творческие способности, способствовать развитию творческой активности.

Консультация для родителей «Второй ребенок в семье: что важно знать?» Психология ребёнка — это то, что нужно учитывать при планировании расширения семьи в первую очередь. Чтобы ваши детки дружили и помогали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей средней группы «Счастливый ребенок в счастливой семье»
Опубликовано: 12 июня 2019 в 18:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для родителей средней группы «Счастливый ребенок в счастливой семье»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Данина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД