Айсылу Белогрудь
Тренинг для родителей «Ребенок и окружающий его мир. Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.
Задачи:
• показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
• создавать условия для эмоционально близкого общения педагога и родителей в различных ситуациях, формировать навыки сотрудничества педагога и родителей.
Участники: группа родителей дошкольного возраста 6-10 человек.
Публикация «Тренинг для родителей „Ребенок и окружающий его мир, Семья“» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Оборудование: листы формата а4, ручки, цветные карандаши, магнитофон, запись спокойно музыки.
Время: 45 -60 минут.
Место проведения: музыкальный зал.
Окружающий ребенка мир – в первую очередь, это его семья. Ведь папа и мама – первое окружение ребенка, через общение с ними он познает новое, неизведанное. Именно родители формируют личность маленького человека, задают ему те векторы развития, которые в будущем во многом предопределят его жизнь.
Поэтому на нашем занятии я хочу уделить внимание семье, как окружающему миру ребенка. Для начала, я бы хотела вам предложить рассказать о своих семьях. В этом нам поможет «волшебный мешочек».
Упражнение «Волшебный мешочек».
Выполнение: каждый участник по очереди достает из мешочка предмет, и рассказывает, чем похожа его семья на этот предмет.
Например, я вытащила шарик. Наша семья похожа на шарик тем, что она очень дружная, все проблемы решаются, а работы делаются вместе. Как и у шарика, в нашей семье нет «острых углов», все дружны между собой.
Итак, теперь, когда мы с вами рассказали о своих семьях, мы увидели, какие все-таки они дружные, любящие детей. НО! Давайте зададим себе вопрос: достаточно ли мы любим своих детей? Как правильно проявлять свою любовь? Как научиться безусловно и полностью принять и полюбить своего ребенка?
Само собой разумеется, мы уверены, что достаточно любим своих детей. Заботимся о них, стремимся создать для них наилучшие условия для жизни и развития, стараемся удовлетворять все их желания, переживаем, если у них что-то не ладится. Но современные психологи утверждают, что большинству родителей сложно проявить достаточную сердечную привязанность к своим детям. Некоторым - потому, что не все в их ребенке соответствует их ожиданиям, некоторым - потому, что они не умеют выразить свою любовь. В результате многие дети не чувствуют, что их искренне и безоговорочно любят. А между тем, это - важнейшее условие в воспитании счастливого и успешного по жизни человека. Итак…
Любить - это значит принять ребенка таким, какой он есть! Любить - это значит признать индивидуальность своего ребенка! Если есть необходимость говорить о недостатках, не нужно оценивать личность ребенка, а нужно оценивать только его поведение и поступки.
Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка всегда, даже если его поведение вызывает у нас негодование, злость и раздражение.
Однако следует помнить, что безусловная любовь не подразумевает вседозволенности. Любить - это не значит во всем потакать ребенку, выполнять все его прихоти. Любить - это значит применять правильные методы воспитания.
Родителям очень важно уметь выражать свою любовь словами (вербально) и другими способами (невербально) - глазами, мимикой, движениями тела, позой и т. д.
Хотя мы и не осознаем этого, но используем контакт глаз как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями (и другими людьми) для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар.
Что же такое контакт глаз? Это значит, что вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознают, насколько этот фактор решающий. Пробовали ли вы когда-нибудь говорить с человеком, который отворачивается, избегая смотреть вам в глаза? Это трудно. Нам больше нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружелюбным отношением к собеседнику.
Родители, сами того не ведая, иногда смотрят детям в глаза, передавая им не совсем позитивные сигналы. Например, родители могут смотреть с нежностью и любовью на своего ребенка только тогда, когда он особенно хорошо себя ведет или хорошо учится. Тогда ребенок воспринимает их любовь как условную.
К сожалению, родители так легко вырабатывают у себя ужасающую привычку смотреть на ребенка строго, когда они настаивают на своем, особенно на чем-то неприятном для ребенка.
Психологи давно выяснили, что внимательнее всего ребенок слушает нас тогда, когда мы смотрим ему прямо в глаза. Но, к сожалению, многие родители выразительно смотрят ему в глаза лишь в те моменты, когда критикуют, поучают, упрекают, ругают… Если родитель использует прямой контакт глаз - это мощное средство - преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок не может не видеть своего родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребенок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.
Глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь! Если вы очень злы на ребенка и вам трудно контролировать выражение ваших глаз, то лучше не смотрите ему в глаза в это время! Отведите взгляд и только тогда высказывайте свои претензии.
Упражнение «Нежный взгляд».
Давайте разделимся на пары. В течение 20-30 секунд каждая пара будет смотреть друг другу в глаза строго, можно сказать, осуждающе. Затем, в течение 20-30 секунд смотреть с любовью, добротой. В конце упражнения поделиться впечатлениями, какой взгляд понравился больше. А какой вызывал дискомфорт.
Нежное прикосновение - важный невербальный способ выражения любви!
Казалось бы, проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением. Тем не менее, поразительный факт: исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Немногие родители просто так, по доброй воле, без всякого повода пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку, особенно родители подросших детей. Речь не идет об объятиях и поцелуях. Это вовсе не обязательно. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т. п. Те родители, которые стараются свести к минимуму физический контакт, даже не представляют себе, какие фантастические возможности для общения они упускают.
Исследования, проведенные американскими психологами, показали, что девочки до года получают в 5 раз больше физической ласки, чем мальчики. Возможно, это и есть одна из главных причин того, что с мальчиками впоследствии гораздо больше сложностей, чем с девочками.
Очевидно, что в ранние годы развития мальчикам необходимо такое же нежное проявление любви, как и девочкам. По мере того как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком физическом проявлении любви, как объятия и поцелуи, уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Теперь его больше притягивает мужская линия поведения. Всевозможная возня, борьба, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость. В это время ему особенно важно чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика все эти «медвежьи шалости» — важный способ физического контакта с отцом или со старшими братьями, если они у него есть, и он никогда не перерастет потребности в них!
Ошибаются те отцы, которые считают, что мальчика надо воспитывать сурово. Мальчики, чьи отцы эмоционально холодны и жестки, наоборот, как правило, вырастают маменькиными сынками. Не проявляя никаких нежных чувств, отцы отталкивают своих детей.
Упражнение «Сила прикосновения».
Встанем по кругу друг за другом. Ведущей рукой будем поглаживать голову, плечи и спину человека, который стоит впереди. Затем, выполняем то же самое, но про себя желая ему здоровья, счастья, благополучия. В конце упражнения поделиться своими впечатлениями. Обратить внимание на то, как меняется теплота ладони, когда мы гладим кого-то с любовь.
Любить своего ребенка - значит уделять ему пристальное внимание! Что же такое пристальное внимание? Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы регулярно сосредоточиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Ребенку необходимо дать почувствовать, что он - единственный в своем роде. Как мало детей чувствуют это! Но если бы мы только понимали, как важно малышу ощущать, что он совершенно особенный. Только пристальное внимание родителей дает ему возможность почувствовать и осознать это. Такое знание жизненно важно для развития самооценки. Только адекватная самооценка позволяет человеку быть успешным в обществе, использовать свои скрытые ресурсы в полной мере, глубоко влияет на его способность взаимодействовать с другими людьми и любить их.
Если мы удовлетворяем все потребности ребенка, да еще к тому же иногда угощаем его мороженым и сладостями, водим в кино или цирк, дарим ему подарки, выполняем его просьбы, нам кажется, этого вполне достаточно, мы уверены, что это может заменить пристальное внимание. Конечно, хорошо быть щедрым, но мы глубоко ошибаемся, думая, что суррогаты могут заменить искреннее и пристальное внимание к ребенку. Очень удобно прятаться за подарки, потому что это более легкий путь, требующий гораздо меньше времени. Постоянное пристальное внимание требует от нас жертв: нам придется часто отказываться от наших любимых занятий и удовольствий ради того, чтобы пообщаться с ребенком.
Упражнение «Мой ребенок».
В течении 1 минуты продолжите фразу: «Мой ребенок…»
А теперь свяжите это с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Разделите их на 2 группы:
- которые устраивают;
- которые хотели бы изменить в нем.
Каких больше положительных или отрицательных? Обсуждение.
Работа в группе.
Давайте еще раз посмотрим на качества, которые вы выделили для изменения. Определим, те качества, которые являются более или менее общими для группы. Предлагаю вам прорекламировать эти качества – найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие захотели приобрести их. Назвать качества, которые решили приобрести и прокомментировать причину выбора. Сделать выводы.
Творческое задание.
Каждый из участников начинает рисовать картину. Спустя определенное время раздается команда «Стоп» и участники меняются листами. И так до того момента, пока лист не вернется к хозяину.
Рефлексия.
Каждый из участников тренинга делится впечатлениями от проведенного занятия.
Литература:
1. Хазиева Р. К. "Растим ребенка счастливым и успешным: Советы опытного психолога для родителей". - СПб,Издательский Дом "Литера", 2012г. - 64 с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком. Как? - М., Сфера, 2003г.