Ирина Абрамова
Исследуем окружающий мир с «Наурашей»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследуем окружающий мир с «Наурашей»
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать…
Понюхать…
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Анна Роговин
Публикация «Исследуем окружающий мир с „Наурашей“» размещена в разделах
Как показать ребятишкам, не умеющим читать и писать, что такое температура, магнитное поле, кислотность, сердечный пульс и много чего еще. Оказалось, что все это можно весело и увлекательно преподнести, используя современную детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».
С целью развития в детях любознательности, стремления к познанию и открытиям, возникла необходимость перевести методики на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой. В чем суть и особенность методики использования лаборатории? Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового партнера, со всеми плюсами и минусами виртуального общения. Особенностью является то, что, используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, мы делаем игру живой по-настоящему, когда ребенок исследует реальный, а не виртуальный мир. В игровой форме вместе с главным героем Наурашей дети учатся измерять температуру, начинают понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, меряются силой, узнают о пульсе, заглядывают в загадочный мир кислотности.
«Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников, с использованием датчиков в качестве контроллеров. Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя вдохновляет детей к познаниям и исследованиям. Наураша переносит игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проводят исследования множества природных явлений, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами.
Игры с детьми в мини-лабораториях решают следующие задачи:
• формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
• формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
• освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Работа с детьми осуществляется через ряд взаимосвязанных этапов.
1. Ознакомительный этап (знакомство с оборудованием, главным героем Наурашей, условными обозначениями).
Набор состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику:
• Температура
• Свет
• Звук
• Сила
• Электричество
• Кислотность
• Пульс
• Магнитное поле
Изучение предложенных тем в лабораториях можно проводить в любом порядке. Однако мы начали с наиболее значимых детям физических величин: температура, свет, звук.
2 этап. Работа в цифровой лаборатории.
Содержание программного материала направлено на реализацию системно-деятельностного подхода. Работа в цифровой лаборатории строятся в соответствии со следующими компонентами системно-деятельностного подхода:
1. Мобилизующий – включение воспитанников в активную интеллектуальную деятельность.
2. Целеполагание – формулирование целей деятельности по схеме: вспомнить – узнать – научиться. Дети могут начинать измерение датчиком только после того, как Наураша закончит формулировать задание.
3. Экспериментирование (проведение опытов). Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям, дети знакомятся с приборами для измерений и объектами-индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений.
4. Коммуникация. Дети взаимодействуют друг с другом, учатся отстаивать своё мнение.
5. Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Во время работы мы не требуем от детей идеальной тишины. Постоянно стимулируем детское любопытство, готовы к вопросам детей, не сообщаем знания в готовом виде, а помогаем найти ответ на вопрос самостоятельно, поставив небольшой опыт. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаем из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Работая в лабораториях парами, группами, ребята учатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать своё. Чувствуя себя свободно, дети проявляют инициативу, творчество, самостоятельно принимают решения.
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, экспериментирование с различными материалами. Ребё нок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Получение такого опыта очень важно на следующей ступени образования.