Галина Борисовская
Тренинг для родителей по экологическому обучению на тему «Повышение экологической компетенции у родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей
по экологическому обучению на тему:
«Повышение экологической компетенции у родителей»
подготовила: Борисовская Галина Александровна
воспитатель ГУ «Луганское дошкольное учебное учреждение – ясли-сад комбинированного вида № 121»
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить имеющиеся представления родителей по вопросам формирования экологической культуры детей дошкольного возраста;
Публикация «Тренинг для родителей по экологическому обучению на тему „Повышение экологической компетенции у родителей“» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
2. Формировать бережное отношение к природе родного края, навыки безопасного поведения в природе;
3. Способствовать созданию в семье благоприятные условия для развития экологической культуры, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Оборудование: ноутбук, презентация Microsoft PowerPoint, листы А1, бланки с педагогическими задачами, маркеры, карандаши двух цветов.
Методы и приемы: блиц-опрос, лекция, мозговой штурм, психогимнастика, просмотр презентации.
Продолжительность: 1 час.
Форма проведения: тренинг.
Участники встречи: родители детей средней группы.
Ведущая: воспитатель.
План тренинга:
1. Сообщение темы и задач семинара.
2. Разминка.
3. Основная часть.
4. Рефлексия.
5. Подведение итогов.
Ход занятия
Уважаемые родители!
Я, хочу сегодня поговорить с вами на очень важную тему «Экологическая культура ребенка дошкольного возраста» и предлагаю поучаствовать в тренинге «Повышение экологической компетенции у родителей». Я, рассчитываю на вашу поддержку, помощь и понимание.
Сегодняшний тренинг позволит вам продемонстрировать свои компетенции в вопросах экологического образования, расширить свои представления, а так же поделиться своим опытом работы с детьми по данной теме.
Разминка
Упражнение «История имени ребенка»
Родителям предлагается назвать имя своего ребенка, охарактеризовать его по первой букве имени с помощью прилагательного и добавить ласковое обращение к ребенку. Например: Женя – жизнерадостный, солнышко мое.
Основная часть
Блиц-опрос
Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала - не наукой, а частью души!
И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы родителей).
На экране появляется слайд «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
Что обозначает термин экологическое образование дошкольников? (ответы родителей)
На экране появляется слайд «Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентации».
Почему на Ваш взгляд, экологическим образованием надо заниматься с дошкольного возраста? (ответы родителей).
Роль семьи в экологическом образовании дошкольников? (ответы родителей).
Как вы считаете, необходимо ли участие родителей при организации работы по экологическому образованию детей в детском саду? Почему? В какой форме? (ответы родителей).
Лекция
Актуальность темы тренинга обусловлена тем, что понятие экология, экологическая опасность, экологический кризис стали привычными для каждого из нас. Общеизвестно, что экологическое состояние окружающей среды за последние десятилетия существенно ухудшилось, что в значительной степени сказалось на здоровье человека, которое, как известно, является высокочувствительным природным индикатором любых экологических изменений. Поэтому в целом сохранение жизни на планете становится следствием жизни человека в гармонии с природой.
На сегодняшний день природное взаимодействие нарушено, и последствия этого дисбаланса мы ощущаем на себе, в частности, все больше людей страдает от аллергии, растет количество врожденных патологий, для многих из нас - взрослых и детей - нормой жизни стало постоянное употребление лекарства.
Такая ситуация дала толчок развитию относительно новой науки – экологии человека, рассматривающей взаимодействие нашего организма с окружающей средой с точки зрения формирования и обеспечения высокого уровня здоровья. Экология человека – это раздел экологических знаний, направленный на достижение равновесия и гармонии между человеком и социоприродной средой его пребывания.
В этом контексте особенное место занимает экология детства. Этот раздел экологии приобретает государственный вес, ведь известно, что внешнее влияние на активно формируемый организм гораздо интенсивнее по сравнению с влиянием, которое испытывает организм взрослого человека. Поэтому самое здоровье детей является естественным биологическим индикатором здоровья народа.
Такая ситуация заставляет общественность по-новому подойти к вопросам экологического образования подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.
В связи с этим, возникла необходимость в пересмотре традиционного подхода к организации педагогического процесса в образовательных организациях и создания системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное, так как именно в это время закладываются основы интеграции целостной личности, основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, а приобретенные знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.
Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением, не только со стороны педагогов, но и родителей.
Формирование экологической культуры дошкольников – это сотрудничество педагогов, родителей и детей, направленное на развитие умений гармонично взаимодействовать с природой.
Экологическая культура дошкольников формируется через образ совершенного окружающего мира, условного идеала. Представления об идеале основывающегося на:
- знаниях о природе и экологических потребностях живых организмов;
- положительном отношении взрослых к природе;
- осознании своей ответственности за экологию.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.
Экологическое образование дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и не улице.
У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.
Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно, на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать природные явления.
Одновременно внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь).
Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто- серая с трещинами у тополя, по форме листьев или особенностям хвои.
Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев.
На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами, обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.
Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и грибы, предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе дети срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.
При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом грибы, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено.
Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.
Безусловно, часть работы по формированию экологической культуры в семье проходит на примерах совместной деятельности в огороде, саду и на клумбе. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Детям нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.
После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.
Упражнение «Как растения и животные предсказывают погоду»
Предлагаю вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
Решение педагогических ситуаций
Предлагаю вам разделиться на подгруппы по 3-4 человека. Каждая группа должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой группе по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.
Педагогические ситуации
1. Во дворе играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и оторвем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же отрывать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
2. Ира с мамой шли домой из детского сада, вдоль забора засаженного кустами сирени, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями. Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку. Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку сирени, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери? Предложите свой вариант разрешения данной ситуации?
3. Антон и Олег построили из песка улицу. Мама Антона посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья!» - подсказала мама.
Назовите ошибки мамы. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Творческое задание
Уважаемые родители предлагаю вам подойти к столу и взять карандаш. Следующее задание творческое и для его выполнения вам необходимо объединится в две группы. Посмотрите вокруг и найдите людей, у которых карандаш такого же цвета как и у вас.
Каждой группе необходимо создать карту экологических прогулок с ребенком (можно рассматривать город в целом или район, в котором вы живёте, то есть вы описываете локацию прогулки и беседу (игру/совместную деятельность) которую можно провести с ребенком на экологическую тему.
На работу вам дается 15 мин., после окончания работы каждая группа презентует свою карту.
Рефлексия
Родителям по кругу предлагается поделиться своими впечатлениями от тренинга и ответить на следующие вопросы: стоит ли затрагивать данную тему? Что нового и полезного узнали на занятии? Что будете использовать в общении с ребенком?
Итог
На этом наше занятие подошло к концу, надеюсь, что оно было для вас интересным и полезным. Мне его хотеться завершить словами Михаила Михайловича Пришвина: Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. (М. М. Пришвин)
Спасибо за внимание. Всего вам доброго!
Список используемой литературы:
1. Воскресенская Н. Семинар-практикум для родителей по экологическому образованию «Экология и мы». [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-roditelei-po-yekologicheskomu-obrazovaniyu-na-temu-yekologija-i-my.html (Дата обращения: 6.09.2022)
2. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : АРКТИ, 2001. - 128с.
3. Искиндирова Г. Б. Семинар-практикум для педагогов: «Творческий подход в решении задач экологического воспитания». [Электронный ресурс]. URL: https://www.azbyka.kz/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-tvorcheskiy-podhod-v-reshenii-zadach-ekologicheskogo-vospitaniya (Дата обращения: 5.09.2022)
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду — М. : ТЦ Сфера, 2005.
5. Наумова Т. А. Сборник педагогических ситуаций и задач. Наумова Т. А., Мухачёва Е. В., Причинин А. Е. : Издательский центр «Удмуртский университет», 2020.