Светлана Таенкова
Тренинг для педагогов «Воспитатель глазами педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитатель глазами педагогов»
Тренинговое упражнение из цикла тренингов «Я и ТЫ, а вместе МЫ», направленный на сплочение педагогического коллектива, отработки психосоматических симптомов, профилактика психоэмоционального выгорания, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Количество участников от 5 до 14 человек (при необходимости, есть возможность работать в паре)
Публикация «Тренинг для педагогов „Воспитатель глазами педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Необходимый материал: 1 ватман (можно без ватмана, листы А4 - на каждого участника до 4-6 шт, цветные карандаши/фломастеры (много, ножницы - на каждого участника, клей карандаш или ПВА (если без ватмана, то не нужно).
Цель: мотивировать педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, эмпатии, взаимоподдержке и активировать групповое мышление через творческое взаимодействие используя механизмы коммуникативной компетентности.
Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата;
- создание благоприятных условий, для реализации взаимоподдержки и взаимодополняемости всех участников.
- улучшение общего эмоционального фона в коллективе педагогов.
- предоставить возможность педагогам проявить свою креативность.
- отработка умения работать в команде.
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними.
- развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии.
- создать условия для самовыражения и самоутверждения каждого участника процесса.
Задача для педагогов-участников тренинга: все участники становятся субъектами деятельности и делают один образ на всех.
Педагог- психолог: здравствуйте уважаемые педагоги. Мы с вами являемся коллегами и нас объединяет общее дело, но для того, чтобы делать его хорошо, необходимо сотрудничать. Сейчас я предлагаю Вам представить, что педагог не Вы как целостная личность, что всегда приветствуется и поощряется, а педагог-это Вы все - одно целое!
№1 Приветствие
Педагог-психолог: мы с вами уже здоровались, но начинать принято именно с приветствия, поэтому давайте не будем нарушать традиции и поприветствуем друг друга улыбкой.
№1 Творческая мастерская
Педагог-психолог: сегодня мы с вами будем делать модель педагога, при помощи коллажирования.
Примечание для участников: очень хорошо, если на протяжении всей нашей работы будет присутствовать здоровый юмор и все участники смогут зарядиться позитивом!
Педагог-психолог: какие части тела есть у педагога?
волосы, глаза, нос, рот, уши, руки, шея, туловище, ноги, ресницы, брови.
Пояснение: педагоги называют, а психолог фиксирует результаты на карточках. Если нет времени, то стандартные части тела можно приготовить заранее.
Давайте определимся, что у нашего педагога будет (из предложенного):
Пояснение: все варианты, записанные на карточках, перечисляются и сразу складываются в мешочек, если нет необходимых вариантов, то психолог может их добавить, спросив у педагогов, а есть у нашего педагога?
Педагог-психолог: нам с вами необходимо, определить кто какую часть образа будет моделировать, то есть рисовать. Предлагаю сделать это при помощи жеребьёвки. Каждый участник вытягивает один из вариантов.
Творческая работа…
Педагог-психолог: так как мы с вами определились, то я предлагаю приступить к работе. У вас есть 2 минуты. За это время вам необходимо нарисовать и вырезать выбранный вами элемент.
Пояснение: в это время каждый из участников проходит стадию гештальта, но группа одним целым еще не является и поэтому в этот период каждый участник может проявить свою индивидуальность, креативность и самовыразиться за счет индивидуальной творческой деятельности. У нас есть время понаблюдать за каждым участником и определить для себя его особенности (самостоятельность, креативность-оригинальность, результативность деятельности, желание проявлять себя и т. д.) Необходимо напоминать группе о времени.
Педагог-психолог: время для творчества вышло. У нас с Вами получились части тела, и мы готовы собирать из этих элементов нашего педагога. Предлагаю всем вместе наклеить на ватман, все что есть – создаем общий образ.
Пояснение: в данный момент происходит объединение всех членов группы в одно целое, за счет создания общего образа. В этот момент у нас есть возможность понаблюдать за групповой работой и определить структуру иерархии внутри группы, а также при возникновении сложностей, способствовать взаимопомощи и взаимоподдержке между участниками.
Педагог-психолог: вижу, что у нас все готово. Посмотрите, что у нас получилось.
Педагог-психолог::как Вы думаете это педагог? (ответы группы). Чего не хватает, для того, чтобы образ был узнаваем всеми? (ответы группы и совместное обсуждение)
Пояснение: в этот момент происходит формирование и отработка взаимодополняемости, взаимоподдержки между участниками. Если есть затруднения, то психолог включается в работу группы и при помощи наводящих вопросов помогает группе прийти к необходимому результату – смоделировать образ педагога.
Педагог-психолог: у педагога должна быть шапочка ученного или то, что указывает на то, что у него больше знаний, чем у людей других профессий (можно юмор, (ответы и решения педагогов)
Пояснение: как только решение пришло, его можно дорисовать на ватмане. При наличии времени и желания можно сделать так как с другими частями образа - нарисовать на листе А4, вырезать и приклеить. Сделать это предлагается всем желающим, задав вопрос: кто хотел бы это добавить к нашему образу?
Педагог-психолог: давайте продолжим. У педагога должны быть новые и интересные идеи? Наверное, их можно изобразить в виде восклицательных знаков или (вариант группы)
- у педагога множество обязанностей и ему необходимо их выполнять и еще у него много воспитанников и каждого нужно обнять, а для этого у него есть? Например: (можно добавить юмор… дополнительная пара рук или (вариант группы)
Пояснение: так как педагоги очень щепетильно относятся к своей профессии и это накладывает отпечаток на личность педагога, то будет не лишне их поощрить и оценить их много значимый труд.
Педагог-психолог: у педагога всегда есть чем заинтересовать ребенка (база знаний и умений). Как мы это можем отразить на нашей модели? Например: сундук с проектами и разнообразными интересными творческими идеями или (вариант группы)
Педагог-психолог:: как только решение пришло, его нужно дорисовать на ватмане. Сделать это предлагается всем желающим, задав вопрос: кто хотел бы это добавить к нашему образу?
Педагог-психолог: так как наше время подходит к концу, то мы вынуждены завершать нашу работу. Давайте посмотрим на наше творение. Вполне возможно, что еще многого не хватает и у каждого из Вас эти элементы будут оригинальны и неповторимы, это и есть ваша индивидуальность в работе. Давайте в течении нескольких секунд попробуем мысленно доработать образ и примерить его на себя. Представьте, что образ на ватмане – это Вы.
Пояснение: многим захочется продолжать, но следует помнить о группе и о том, что ресурсность у каждого своя и в разном количестве, поэтому необходимо учесть личность каждого и предложить доработать образ индивидуально, мысленно.
Рефлексия:
Психолог:
- Вы удовлетворены тем, что у Вас получилось? (ответы по желанию)
- Что было простым во всей этой работе, а что давалось с трудом или неохотой (сопротивление? (ответы по желанию)
- У кого получилось примерить на себя этот образ? Как вы себя при этом чувствовали? (ответы по желанию)
- С каким настроение завершаете работу? (ответы по желанию)
- Что хотелось бы Вам сказать остальным участникам группы? (ответы по желанию)
Пояснение: при наличии времени, желания и необходимости можно продолжить работу и наделить смоделированный образ набором качеств свойственных педагогу: какой у нас получился педагог? (Ответы группы)
Педагог-психолог: на этом мы с вами можем закончить нашу работу. Всем спасибо за активное участие.