Ксения Румянцева
Тренинг для педагогов «Роль педагога в формировании и развитии одаренности у детей в условиях внедрения профстандарта»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль педагога в формировании и развитии одаренности у детей в условиях внедрения профессионального стандарта Педагог».
Тренинг
Уважаемые коллеги! Сегодня мы попробуем определить уровень готовности к работе с одарёнными детьми по требованиям Профстандарта.
- Упражнение «Волшебные очки»
В этой коробке (показываю) хранится некий сюрприз, какой? Сейчас узнаем (вынимает очки).
Публикация «Тренинг для педагогов „Роль педагога в формировании и развитии одаренности у детей в условиях внедрения профстандарта“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Очки эти волшебные, тот, кто их надевает – стремится к познанию нового! Прошу Вас примерить по очереди очки и ответить на вопрос:
«Что вы ожидаете от сегодняшнего семинара?»
(очки бумажные на каждого участника)
- 2. Упражнение «Круг»
Перед тем, как мы перейдем к изучению детской одаренности, предлагаю вам углубиться в себя. Так как настоящая наука воспитания начинается с человека, который рядом с ребенком.
Просим вас, письменно, на листах бумаги ответить на вопрос: «Кто я?» Обратить внимание не только на социальные роли, но и свои умения и способности.
На листе бумаги (в буклетах) нарисуйте круг, на котором изобразите столько сегментов, сколько у вас ответов на вопрос. После этого оцените себя по шкале от 1 до 10 баллов и поставьте точки на соответствующих радиусах. Соедините точки.
Это упражнение показывает: нужно много работать, чтобы достичь идеального круга, хотя первые шаги уже сделаны.
3
2
1
Любая Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.
А готовы вы ли мы к таким изменениям? Готовы ли не только изучить, но и попробовать задействовать свои силы, найти способы, пути решения и реально оценить нововведения в практике педагога….
- 3. Упражнение. Притча-«Рискнуть попробовать».
Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король.
Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону.
Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание.
Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно.
Король сказал : «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
- Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?
- Какие черты характера характеризуют последнего претендента?
Вывод. Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы.
Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов.
Философское определение «Практика - критерий истины».
–4. Упражнение «Выбор траектории»
Ход:
(звучит фоновая музыка среднего темпа).
- У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории.
• кто-то движется по кругу. (показывает,
• кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник. (показывает,
• кто-то - как будто шагает вдоль сторон треугольника. (показывает).
• и наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом. (показывает).
У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.
Участники начинают двигаться по комнате под музыку. Ведущий мягко пресекает разговоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внутренние ощущения.
Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: "круги", "квадраты", "треугольники" и "зигзаги" занимают разные углы помещения.
Каждой группе задаётся вопрос. Что их объединяет, затем каждой группе зачитывается характеристика (более подробно в буклетах)
КВАДРАТ. Квадрат - это, прежде всего неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
(Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты - коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.
Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок.
Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.)
ТРЕУГОЛЬНИК. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!
(Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и по возможности задругих делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.
Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки.
Треугольники - честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря сделать карьеру.
Главное отрицательное качество «треугольной» формы : сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.)
КРУГ. Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг. чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.
(Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.
Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.
. Круги не отличаются решительностью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например, Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны, и кругом царил мир. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.
. Главные черты их стиля мышления - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог.)
ЗИГЗАГ. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из всех фигур и единственная разомкнутая фигура.
(Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот, что нравится Зигзагам.)
В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения.
(Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир вещей для остальных.
Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза», что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же
они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее)
– 5. Упражнение «Педагог во времени»
А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам вернуться в начало 20 века и показать как менялись подходы и требования к педагогам в разные десятилетия и напомнить какие требования предъявлялись к педагогу.
1930 год:
- знание предмета
-общая эрудиция
- политическая зрелость
1960 год
-уравновешенность
- гармоничность
-авторитет
- знание предмета
- сильная воля
- храбрость
- остроумие
- приятная наружность
- понимание своих учеников
- умение говорить логично и выразительно
- требовательность
- любовь к педагогической работе
1970 год
- справедливый
- умный
- энергичный
- требовательный
- авторитетный
- хороший организатор
- приветливый, любящий детей и свой предмет
1986 год
- сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам
-справедливость
-доброта
- эрудиция
- взаимопонимание
- аккуратность.
Основой для формирования отрицательного отношения и педагогам были : невнимание, нечестность, равнодушие. Склонность к нравоучениям.
1996 год
- доброта
- внимательность
- чувство юмора
- такт
Таким образом, можно провести аналогию с политическим положением страны и развития общества.
В 21 веке портрет современного ребенка становится другим. Современный педагог тоже меняется, но чтобы работать нестандартно, быть интересным себе и детям, не испытывать чувство эмоционального выгорания, получать удовольствие от собственного труда, нужно иметь время для проявления педагогического творчества.
- Упражнение «Портрет современного педагога»
И сейчас уважаемые участники, мы предлагаем вам творческое задание:
«Портрет современного педагога»
Найдите в буклетах чистую страницу и напишите качества современного педагога (либо работа в группах)
Затем зачитывают и можно вынести на экран
Давайте сделаем вывод:
На современном этапе образование нуждается в педагогах нового формата, которые демонстрируют мобильность, ответственность в принятии решений, готовность к переменам, способность адаптироваться к нестандартным ситуациям. Безусловно, требования профессионального стандарта педагога должны отвечать духу современности.
Каким должен быть педагог?
Конечно, добрым, позитивным!
Любить детей, любить учиться, быть зеркалом души детей.
Быть маяком для тех, кто рядом.
Но согласитесь, без опыта и профессионализма таким волшебником нестать.
Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким-то образом презентовать.
- 7. Упражнение «Объявление»
-Каждая команда превращается в воспитателей детского сада и втечение 3-хминут должна составить краткое объявление о своихвозможностях и коллективе, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой детский сад. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугойдетскогосада.
– 8. Упражнение - Эвристическая беседа «Одарённый ребёнок для меня это…»
Продолжите фразу «Одарённый ребёнок для меня это…»
Создать портрет одаренного ребенка (таблица заполняется по группам).
–9. Упражнение Мозговой штурм «Личностные черты и деловые качества одаренного ребенка»
(Положительные качества и отрицательные качества)
Одарнный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. А также отметим, что это ребенок и с определенными личностными проблемами и следующее задание:на слайде
На экране перечислены личностные черты и деловые качества, которые
педагог встречает у своих детей.
Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в детях,
а знаком «-» те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий.
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, «на лету» схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству
или воспитателю.
Если чтных «+» больше, то
Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить,
разглядеть скрытую незаурядную одарнность.
На практике такие педагоги встречаются редко!
Зачитать
) - Качества, чаще всего характеризующие одарнных детей
Неровно успевающий.
Выбивающийся из общего темпа.
Странный в поведении, непонятный.
Занятый своими делами (индивидуалист).
Не умеющий общаться, конфликтный.
Иногда тугодум, не может понять очевидного.
Выскакивающий с нелепыми замечаниями.
Не всегда подчиняющийся большинству или педагогу
– 10. Упражнение «Педагог-даритель»
В основе слова одаренность лежит слово дар. Если есть дар, должен быть и даритель. Что мы как педагоги можем подарить ребенку, что можем сделать, чтобы развить детскую одаренность. Передавая друг другу подарочный коробку, наполните ее «дарами».
-
Завершить это занятие мне хотелось бы замечательными словами Уолтера Рассела: «Если вы делаете то, что ненавидите, то из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, в результате чего вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете…
Любите все, что вы делаете. Или делайте только то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, самым лучшим из известных вам способов. Любовь к заданиям, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, а также от болезни, известной под названием «скука»».
– 11. Рефлексия «Метод пяти пальцев»
Цель: получить обратную связь от участников от прошедшего мероприятия.
Описание
Подводя итоги занятия и определяя чему научились участники прошу сделать следующее задание.
Сейчас вам понадобятся силуэты ладошек, взятые вначале нашей встречи. На каждом пальце напишите ответы на вопросы и прикрепите их на флипчат.
Большой палец – что нового я узнала.
Указательный палец - над чем мне еще нужно поработать.
Средний – мне не хватило.
Безымянный палец – психологическая атмосфера на тренинге по 10 бальной системе
Мизинец – что мне понравилось больше всего.
(на экране описание)
М (мизинец) — МЫСЛИ, знания, информация.
Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?
Б (безымянный) — БЛИЗОСТЬ к цели.
Что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ духа.
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?
У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество.
Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения?
Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, физическое состояние.
Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?
Все в наших руках!
Анализируйте итоги дня, контролируйте приближение к целям, и вы обязательно их достигнете. Этот компактный и удобный метод дает возможность быстро и качественно проконтролировать, как прошел день.
–12. Упражнение «Смятый лист»
А сейчас возьмите, пожалуйста, по листу бумаги. Согните лист как вам хочется, а теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза.
А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы его не разглаживали. Вот так и в освоении профессионального стандарта много еще проблем и вопросов.
-Итог
Жизнь - это всегда движение вперед,
И нужно знать не только то, что делать сегодня,
Но и куда идти завтра.
Спасибо за внимание!