Получи документы

Тренинг для педагогов по развитию коммуникативной компетентности в общении с детьми

Елена Зыкова
Тренинг для педагогов по развитию коммуникативной компетентности в общении с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинговое занятие

«Я- Педагог»

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с детьми, снятие эмоционального напряжения.

Задачи:

1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

2. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ;

Публикация «Тренинг для педагогов по развитию коммуникативной компетентности в общении с детьми» размещена в разделах

3. Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих.

4. Снятие эмоционального напряжения

Планируемый результат: Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении, снятие напряжения, сплочение педагогов.

Ход занятия

Ведущий. Я очень рада видеть всех собравшихся на нашем тренинговом занятии.

1. Приветствие.

Упражнение «Приветствие»

Цель: развивает внимание, раскрепощает, улучшает настроение.

Процедура:

- Здравствуйте!

- Давайте сядем в круг!

Посмотрите на своего ближайшего соседа и скажите ему «Привет!»

Хорошо.

А теперь посмотрите, на своего дальнего соседа и тоже скажите, ему «Привет!»

- Чудесно!

А теперь потрогайте нос своего соседа слева и скажите ему (носу) «Привет!»

- Отлично!

А теперь найдите своё левое ухо и скажите ему «Привет!»

- Хорошо!

Найдите кого-нибудь в белой кофточке и скажите ему «Привет!»

- Хорошо!

И подобным образом ещё немного, чтобы участники развеселились, расслабились.

2. Вступительное слово ведущего.

Байка «Чем занимаются люди»

На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм»

Мораль: Каждый решает сам, «где делать талию», как говорил один портной. Какую занять позицию, и какой выбрать способ общения с детьми.

Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.

3. Диагностика.

Предлагаю вашему вниманию тест «Проверьте какой Вы педагог» (Модификация Р. Р. Калининой)

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы «да» или «нет».

1. Охотно ли вы беретесь за подготовку занятия по новой теме, не имеющей типовой разработки?

2. Легко ли вам отказаться от тех приемов воздействия на детей, которые вы успешно применяли раньше?

3. Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?

4. Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?

5. Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых по умственным способностям и нравственным качествам?

6. Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?

7. Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы, в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?

8. Легче ли вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией дошкольного образовательного учреждения (ДОУ?

9. Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых в вашем ДОУ?

10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?

11. Часто ли вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?

12. Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?

13. Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и постоянного контроля дети вашей группы будут адекватно себя вести?

14. Поощряете и наказываете ли вы разных детей по-разному за одинаковые поступки?

Обработка результатов. В таблице приведены баллы, которые присваиваются в зависимости от ответа на каждый вопрос. Суммируйте количество набранных вами баллов, воспользовавшись данной таблицей.

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Да 1 0 0 0 2 1 1 0 1 1 0 0 0 1

Нет 0 1 1 2 0 0 0 2 0 0 2 1 2 0

0—5 баллов. Вы — очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.

6—10 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с детским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу.

11 — 15 баллов. Вы — хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к слишком идеальному результату. Предоставляйте детям побольше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений.

16—20 баллов. Вы — грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценках людей. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации — не вы ли являетесь причиной напряженности?

4. Мини-лекция «Семь воспитательских позиций по отношению к детям»

Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнения детьми его спектаклей-постановок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.

Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести усвоенное.

Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у. детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошкольник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.

Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно в действиях Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непргматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В ее действиях отсутствует учет реальных жизненных обстоятельств. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.

Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Все расскажет, все покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

- Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?

5. Практическая часть.

1) Упражнение «Печатная машинка»

Цель: разминка, выработка навыков сплоченных действий.

Выполнение:

Давайте представим себе, что все мы — большая пишущая машинка. Каждый из нас — буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому из нас достанется по две-три буквы алфавита). Наша «машинка» может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например «поезд», и тогда тот, кому досталась буква «п», хлопает в ладо-ши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши. Затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «о», и снова общий хлопок и т. д. Когда наша машинка напечатает первое слово, я скажу следующее. Если машинка сделает ошибку, то мы начнем печатать слово с самого начала.

2) Упражнение «Поза»

Цель: повышение компетентности в межличностном общении, развитие невербальной коммуникации.

Выполнение:

Встаньте в следующие позы:

1. Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, без скрытых намерений.

2. Человек, который стремится добиться от других подчинения и дать нравоучительные указания.

3. Человек оборонительной позиции.

Примеры двойственных поз:

4. Флиртующий, кокетничающий человек или смущенный и неуверенный в себе.

5. Поза человека, который хочет продемонстрировать, что за телесным контактом ничего, кроме дружбы, не кроется, или стремится показать преувеличенную почтительность.

6. Характерную для людей, стесняющихся своего роста и (или) стремящихся быть незаметным для других.

7. Человек маленького роста и (или) стремящийся убедить других людей, что они важны.

- Легко или сложно примерить на себе определенную роль?

3)Упражнение «Зайку бросила хозяйка…»

Цель: развитие умения управлять своим голосом.

Выполнение:

Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»

1. Шепотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замерзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.

4) Упражнение «Хоровая декламация»

Цель: развитие умения слушать и слышать.

Выполнение:

Один из участников выходит из комнаты. После этого оставшиеся выбирают известное стихотворение и распределяют между собой слова первых двух строчек. Например: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик». Слова распределяются по одному, по часовой стрелке. Если слов не хватает на всех, начинают сначала.

После этого вышедший возвращается и по сигналу ведущего все одно-временно говорят каждый свое слово. Вернувшийся должен понять, какую строчку цитировали.

5) Упражнение «Интонация».

Цель: расширение диапазона интонационной выразительности, а также помогает участникам обнаружить, на сколько адекватно воспринимается их интонация у большинства.

Выполнение:

На маленьких клочках бумаги, группа пишет название любого чувства, эмоции первыми пришедшими на ум.

Каждый делает это, самостоятельно не советуясь с соседом. Листочки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Ведущий произносит какую-либо фразу, которую участники должны будут произносить с той интонацией, которая написана на их листочке.

Участники произносят фразу, с тем чувством с той интонацией, которая написана у них на листочке. Произнося фразу, игрок ждёт пока выскажут свои догадки все остальные, потом уже сообщает какое чувство, он вкладывал в интонацию.

Обсуждение

6) Упражнение «Возьми и передай».

Цель: развитие правильного понимания эмоционально выразительных движений рук.

Выполнение:

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет.

У смотрящих со стороны на руки участников должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

Например: штанга, цветок, льдинка, бабочка.

7) Упражнение «Психологическая зарядка»

Цель: помочь овладеть приемами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала.

Выполнение:

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого», напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша», расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

8) Упражнение «Ромашка».

Цель: формирование положительного отношения друг к другу, повышение самооценки, закрепление положительных эмоций от участия в тренинговом занятии.

Процедуры проведений:

участники занятия получают по цветку – «ромашке» («ромашка рисуется и вырезается ведущим заранее, причём лепестков в ней по количеству участников группы).

Каждый участник записывает по середине цветка своё имя, и передаёт её по кругу сидящему справа. Участники получившие «ромашку» от рядом сидящего участника в одном из лепестков пишут то, что им нравится в «хозяине» цветка, то есть в том человеке чьё имя стоит на цветке, это могут быть личные характеристики и внешние качества, но они должны быть представлены на «лепестке» в виде комплементов в положительной форме. (Например: добрая, весёлая и т. д.)

Далее «ромашка» передаётся дальше по кругу и так до тех пор, пока цветок не дойдёт до хозяина. (Каждый участник пишет комплементы только в одном лепесточке, но их может быть любое количество.)

Когда все участники получили свои «ромашки» они делятся друг с другом впечатлениями.

Приятно ли получать комплименты.

Понравилось ли им предложение.

9) Упражнение «Фотография на память»

Цель: сплочение участников группы.

Выполнение:

Из группы выбирается один или два участника они – «фотографы» их задача расставить участников занятия близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определённое место и позу.

«Фотографы» объясняют, почему они расставили участников именно в таком порядке, и как будет называться их фотография.

После этого «фотографы» - занимают заранее подготовленные для себя места среди других участников. Но перед этим необходимо кого-то позвать, чтобы он сфотографировал участников занятия.

- «Фотография на память готова».

Заключение.

Участников просят ответить на вопросы:

1. Что больше всего запомнилось?

2. Что понравилось?

3. Что будете использовать в своей работе?

Обсуждение занятия. Прощание.

Литература.

1. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Уч. Пособ. – М. : изд-во Инст-та Психотерапии, 2002 г. – 224с.

2. Прутченков А. С. «Свет мой зеркальце скажи…»: Методические разработки социально – психологических тренингов. – М. : Новая школа, 1996. – 144 с.

3. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. – М. : Новая школа, 1993. – 48 с.

Публикации по теме:

«Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного воспитателя». Тренинг для педагогов Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя. Задачи:.

Консультация «Формирование социально-коммуникативной компетентности детей посредством интеграции образовательных областей» Цель: мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности.

Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников» Нельзя представить современную жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями. У педагогов и родителей единые задачи: сделать.

Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми. Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя.

Памятка для педагогов и родителей при общении с мальчиками и девочками Памятка для педагогов и родителей при общении с мальчиками и девочками. • Никогда не забывайте, что перед вами не проcто ребенок, а МАЛЬЧИК.

Психологический тренинг для педагогов ДОУ по формированию коммуникативной компетентности Психологический тренинг для педагогов ДОУ Цель: формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического.

Развитие коммуникативной компетентности с помощью психологических тренингов на примере детей 4–8 лет Развитие коммуникативной компетентности с помощью психологических тренингов (на примере детей 4 - 8 лет).[/b] Аннотация: В статье рассмотрены.

Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников»Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников» Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01.12. по.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников У каждого у нас Внутри талант таится И.

Тренинг для родителей «Исправление ошибок в общении с ребенком» Тренинг для родителей «Исправление ошибок в общении с ребенком» Подготовил: Халус Марина Николаевна, педагог-психолог учреждение: МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов по развитию коммуникативной компетентности в общении с детьми
Опубликовано: 29 октября 2019 в 21:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов по развитию коммуникативной компетентности в общении с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зыкова (УИ 153790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД