Марина Халус
Тренинг для родителей «Исправление ошибок в общении с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей «Исправление ошибок в общении с ребенком»
Подготовил: Халус Марина Николаевна, педагог-психолог
учреждение: МКДОУ ШР "Детский сад №4 Журавлик", г. Шелехов
Цель: гармонизация детско-родительских отношений
Задачи:
- определить особенности воспитания ребенка (тест);
- познакомить родителей с понятием «рефлексия»;
- отработать навык ситуативной рефлексии в общении.
Время проведения: 50 мин. -1 час
Количество участников: 20-25 чел.
Публикация «Тренинг для родителей „Исправление ошибок в общении с ребенком“» размещена в разделах
Материалы: столы, стулья (по количеству участников, карандаши, бумага, магнитофон, музыкальные записи, памятки «Ситуативная рефлексия», «Ошиб-ки родителей», распечатка теста «Какие мы родители», «Цветок», метафориче-ские ассоциативные карты "Я и все-все-все" автор: Крюгер К., худож-ник: Кирдий В. (или набор фото и рисунков,три коробки для рефлексии заня-тия.
Ход занятия:
1. Приветствие. Введение в тему (1 мин.)
Добрый вечер, уважаемые родители! Накануне нашей встречи вы запол-няли опросники. Самой актуальной для обсуждения с психологом оказалась тема «Причины трудностей в детско-родительских отношениях, нарушение контакта между взрослым и ребенком». Сегодня мы попробуем разобраться, какие ошибки взрослых приводят к проблемам.
2. Упражнение «Вспомним детство» (5 мин.) Работа с метафорическими ассо-циативными картами в кругу.
Инструкция: участники выбирают ту картинку, которая больше всего, по их мнению, отражает понятие «детство», коротко рассказывают, почему имен-но эта картинка.
3. Игра «Атомы-молекулы». Настрой на работу. (3 мин.)
Инструкция: Участники свободно передвигаются под музыку. По коман-де ведущего «атомы» участники находят себе пару, соединяя ладони, «молеку-лы» - объединяются по три человека.
4. Упражнение «Общение в лицах». (4 мин.)
Материалы: карандаши, бумага, изображения (см Приложение)
Инструкция: участники объединяются по 3-4 человека; каждый участник рисует на общем листе пиктограмму, которая подходит для ответа:
1. С каким лицом чаще вы общаетесь с ребенком?
2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
3. Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?
Обсуждение. Вопросы к участникам. Каких пиктограмм больше? Совпа-дают ли пиктограммы 1 и 2 вопросов? Есть ли разница между 2 и 3 ответами? Как вы думаете, ваше настроение может повлиять на ребенка? Как часто вы от-даете себе отчет в том, с каким посылом вы разговариваете с ребенком – это одна из ошибок, не осознавать? Пожалуйста, обратите на это внимание при общении с вашим ребенком.
5. Тест «Какие мы родители» (выполняется индивидуально) (8 мин.)
Материалы: распечатка теста (см. Приложение, ручки.
Инструкция: участники отвечают на вопросы теста: да, нет, иногда. (Приложе-ние)
Интерпретация: Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая, заняться повышением своего об-разования в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А на-чать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, за-быв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, де-ти вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанно-стями. Но, тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Обсуждение. Желающие могут рассказать о результатах теста.
6. Теоретический блок (2 мин.)
Ошибки родителей. Чтобы начать работу над ошибками, во-первых, нужно признать, что вы ошибались в чем-то. Только в этом случае человек готов рабо-тать над собой, над отношениями. Ошибки совершают все родители. Мы этого часто не замечаем, так принято: ругать, бурчать, кричать, читать нотации, даже наказывать. Нас так воспитывали, и мы делаем так. Или другая позиция, когда родитель воспитывает ребенка по антисценарию своего собственного детства, наоборот: меня воспитывали так, а я так не буду. Но, здесь тоже возникает во-прос: всегда ли это идет на пользу ребенку. Чьи интересы учитываются в этом случае? Может быть, родитель решает свои собственные детские проблемы. Об ошибках родители смогут прочитать в памятке (Приложение)
7. Теоретический блок «Учимся рефлексировать» (7 мин.)
Распространенная ошибка: крик на ребенка в разных ситуациях. Кричат прак-тически все родители, по разным причинам. Давайте попробуем разобраться, что с этим делать.
Расскажу о рефлексии — это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Рефлексируя, человек задумывается и о самом себе, и о своих взаимоотношениях с другими людьми, и о своём вкладе в эти отношения.
Именно с родительской рефлексии могут начинаться изменения системы детско-родительских отношений.
Неужели родители не рефлексируют? Конечно, да. Однако родительская рефлексия носит своеобразный характер. Чтобы лучше понять суть, нам необ-ходимо поговорить о формах рефлексии.
Три основные формы рефлексии
Ситуативная рефлексия — это способность анализировать текущую ситуа-цию. Ситуативная рефлексия проявляется в том, что человек анализирует ме-няющиеся условия и по необходимости изменяет своё поведение в соответст-вии с ними.
Ретроспективная рефлексия проявляется тогда, когда человек анализирует не текущую ситуацию, а ту, которая уже произошла, и изменить её нельзя. Ретро-спективная рефлексия важна для осмысления человеком своего поведения и его последствий. Человек анализирует собственный опыт, свои ошибки и делает выводы.
Перспективная рефлексия предполагает анализ предстоящей деятельности, в первую очередь размышления над последовательностью действий и анализ возможных последствий.
Вопрос родителям: Как вы думаете, какой тип рефлексии преобладает у роди-телей? (ответы)
Пояснения. Преимущественно ретроспективную рефлексию. Родитель находит-ся в замкнутом круге. Он кричит на ребёнка, затем задумывается о последстви-ях своего поступка, делает вывод, что так поступать не стоило, напоминает себе почему нельзя кричать на ребёнка. Но, к сожалению, в следующий раз снова и снова наступает на те же грабли.
Получается, не хватает ситуативной рефлексии. Часто эмоции настолько захва-тывают родителя, что он оказывается не в состоянии задуматься о последствиях своего поступка.
Что же делать? Как научиться не кричать на ребёнка? Можно ли развить в себе навык ситуативной рефлексии? Можно. Только вряд ли это получится быстро.
8. Работа по памяткам (1 мин.)
Родителям раздаются памятки (см. Приложение)
Чтобы научиться ситуативной рефлексии, можно следовать следующему алго-ритму. Как только вы собираетесь применить к ребёнку какие-то репрессивные меры (наказать, ограничить или просто сделать замечание, задайте себе вопро-сы: «Что я делаю?», «С какой целью?», «Что я хочу получить в результате?», «Каковы будут результаты?».
Упражнение «Отрабатываем навык рефлексии» (12 мин.)
Инструкция: участники делятся на две группы, обсуждают, как вести себя ро-дителю, умеющему ситуативно рефлексировать. Участники могут разыграть ситуации.
Ситуация 1. Мама замечает, что пятилетний ребёнок пролил молоко на се-бя. Первый порыв — отругать, сказать что-то типа: «Какой же ты неряха, будь аккуратнее!». Участники предлагают решение ситуации, обращаясь к памятке «Ситуативная рефлексия».
Примечание. Пример выполнения задания. В ситуации мама отвечает на во-просы: 1. Если быть честной, что я делаю? Я стыжу ребёнка. 2. С какой целью я это делаю? 3. Что хочу получить? Хочу, чтобы он так не делал, чтобы был акку-ратным. Но, мне кажется, так я как будто успокаиваюсь, когда ругаюсь, делаю это во многом для себя. Ребёнок-то и так расстроен, что облился, понимает он и сам, что надо быть аккуратнее. 4. Каковы результаты? Я злюсь, ребёнок плачет, расстроен, пристыжён. Плохие результаты. Лучше бы я промолчала. Можно было бы сказать, например:„Вытри стол“. Но ему пять лет. Он и сам это знает».
Ситуация 2. Мальчик шумит пластмассовым грузовиком. Папа просит не шу-меть, он устал. Ребёнок успокаивается, но через некоторое время снова начина-ет шуметь. Отец злится, отбирает грузовик и с силой швыряет его на пол. Гру-зовик ломается, мальчик плачет.
Примечание. Анализ ситуации папой: «Что я делал и чего хотел? Я хотел ти-шины, а добился ещё большего шума, крика и слёз сына. Я отругал сына, был раздражён и кинул его грузовик, вот что я сделал. Можно было просто убрать игрушку или попросить ещё раз играть потише. Что я хотел? Я хотел наказать сына за непослушание. Но в итоге мне стыдно за свой поступок, сын расстро-ен».
Итог. Таких примеров можно привести много. И все они будут разные. Попро-буйте задуматься, что вы делаете, с какой целью, что будет в результате, чего вы хотите добиться своими действиями. Порефлексируйте перед тем, как дей-ствовать или, наоборот, бездействовать.
Рефлексия: участники делятся впечатлениями: получилось ли рефлексировать?
9. Итоговое упражнение «Цветок» (4 мин)
Материалы: распечатка контура цветка (см. Приложение, ручки
Психолог: «Если родитель готов рефлексировать, работать над собой, в ваших отношениях с детьми будут положительные изменения. Активный родитель – хороший пример для ребенка. Даже если родитель ошибается в чем-то, он не должен забывать о том, что любит своего ребенка, безусловно принимает его. Хвалите ваших детей, ведь они для вас самые лучшие».
Инструкция: участники заполняют контур цветка. В середине - имя ребенка. Лепестки ласковые слова, положительные качества ребенка.
Вывод: лепестков много и трудно подобрать ласковые слова, похвалить ребен-ка. Все лепестки, которые остались пустыми, можно заполнить после занятия и не забывать хвалить ребенка.
Рефлексия: - Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? - Легко ли Вам было заполнять? Почему?
10. Рефлексия (1 мин)
В заключении участникам предлагается оценить значимость занятия, выска-заться и положить фишку в одну из коробок: «Обсуждаемые проблемы малоин-тересны для меня», «Некоторые проблемы были интересны», «Все происходя-щее на занятии сегодня было интересно».
Приложение можно получить по эл. почте: m-halus@уandex.ru
Пишите запрос, отправлю