Папки-передвижки

Тренинг для педагогических работников «Ресурсы профессионального роста педагога»

Шевченко Наталья
Тренинг для педагогических работников «Ресурсы профессионального роста педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель тренинга: формирование внутренней позиции успешного педагога.

Задачи:

1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.

2. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

Ход тренинга

Организационный момент.

Экспресс – диагностика «Букет настроения»

Прислушайтесь к своему состоянию, возьмите из корзины тот цветок, который соответствует вашему настроению.

(педагоги берут цветы).

Красный – вы активны, энергичны.

Жёлтый – вам весело, вы радостны.

Синий – устали, вам грустно.

Публикация «Тренинг для педагогических работников „Ресурсы профессионального роста педагога“» размещена в разделах

Белый – спокойны, умиротворены.

Посмотрите на букет, что можно сказать о настроении нашей группы?

Вступительное слово.

В том, как мы, педагоги, говорим, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много и профессионального, и личного, нельзя развести эти аспекты. Изучение своих личностных особенностей - мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить деятельность и общение с детьми и взрослыми, максимально используя свои личные достоинства и возможности, исправляя недостатки.

Почему одного педагога любят дети, а другого нет? И теорию он знает великолепно, и педагогическими приемами отлично владеет, и передовые технологии применяет на практике… А нет взаимной симпатии с воспитанниками, и все! В чем тут дело? На этот вопрос ответить не так уж сложно. Педагоги тоже люди, со своим характером, своими привычками, воспитанностью, идеалами. Да, педагог обязан быть сам и умным, и воспитанным, и порядочным, и патриотичным… Но должен – не значит есть. Поэтому тот, кто попал в эту профессию не случайно, а по призванию души, понимает, что необходимо постоянно заботиться о развитии своей личности.

В педагогической профессии очень трудно развести профессиональный и личностный рост педагога. Ведь можно быть мастером своего дела, а все-таки не добиться успеха. Что же заложено в этом понятии? Личностный рост педагога – это, прежде всего, его активность, желание изменить себя, обогатить свои духовные потребности, совершенствовать свои творческие способности.

Самое первое необходимое условие для изменения себя, для саморазвития, самосовершенствования – это желание. Если оно есть, полдела уже сделано. С чего начать? Думается, надо проанализировать свое поведение, переосмыслить свои жизненные позиции. Подумать, какие качества личности необходимы хорошему воспитателю, педагогу.

Безусловно, эмпатия (способность к пониманию других людей, к состраданию, соучастию). Как в ней нуждаются воспитанники! Есть это? Прекрасно! Нет? Уже хорошо, что наступил момент осознания этого! Значит, не все потеряно: будете теперь больше присматриваться к окружающим, прислушиваться к их проблемам и стремиться прийти на помощь. Искренность в проявлении своих чувств, открытость, умение уважать собеседника, умение выслушать до конца – вот те качества, которые важно развивать в себе.

Еще над чем еще стоит работать – это неустанное обогащение своего духовного мира. Педагог, не только разбирающийся в искусстве, но и глубоко понимающий его, чувствующий красоту живописи, очарование музыки, умеющий наслаждаться великой классической литературой и природой – вот какой требуется человек, работающий с нашим будущим.

Умение не просто давать какие-то знания ребенку, а способность создать условия для того, чтобы ребенок самостоятельно обнаружил новое, совершил открытие – это веление времени. И этому тоже надо учиться педагогу, развивать в себе необходимые качества.

Обладание прочными профессиональными знаниями, умение идти в ногу со временем, овладение новым и интересным в области науки и техники, занятия исследовательской деятельностью, несмотря на загруженность… Это все тоже необходимо для личностного роста педагога. А еще дети ценят в педагоге чувство юмора, личное обаяние, корректность и тактичность.

Игра-активатор «Друг к дружке»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Психолог: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.

• Правая рука к правой руке!

• Левая рука к левой руке!

• Спина к спине!

• Друг к дружке!

• Бедро к бедру!

• Ладошка к ладошке!

• Пятка к пятке!

• Друг к дружке!

• Носок к носку!

• Живот к животу!

• Большой палец руки к большому пальцу руки!

• Друг к дружке!

• Бок к боку!

• Колено к колену!

• Мизинец к мизинцу!

• Друг к дружке!

• Затылок к затылку!

• Локоть к локтю!

• Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств:

• Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

• После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

Упражнение «Сильные стороны»

Участники делятся на пары. Первый член пары в течение 2 минут рассказывает своему партнёру о своём затруднении в педагогической практике.

Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнёра и подробно рассказать ему о них. Затем, партнёры меняются местами.

По итогам упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников.

По ходу общего анализа ведущий обращает внимание на осознание потребностей, жизненных целей и профессиональных мотивов.

Упражнение «Прошлое, настоящее и будущее»

Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами, в соответствии со своими ощущениями.

Инструкция: «Внутри круга, нарисуйте своё прошлое, настоящее и будущее». После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.

Вопросы ведущего:

- Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?

- Какая между ними связь?

- Чем отличаются рисунки участников?

- Что общего вы заметили в рисунках участников?

Вывод: Мы сами ответственны за своё профессиональное будущее и умение приспособиться к специфическим условиям вашей деятельности, что является залогом личностного и профессионального роста.

Упражнение «Моя галактика»

Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Я предлагаю вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, а именно ваших коллег, позволит наладить с ними адекватные отношения.

Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь удобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизите» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

Выполнение практического задания тренинга.

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

Пояснительная часть.

С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый или сиреневый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?

Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

Упражнение «Мозговой штурм»

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений.

Продолжить предложение, не повторяя друг друга.

Личностный рост педагога – это…

Варианты ответов:

- повышение квалификации;

- чтение литературы;

- саморазвитие;

- участие в конкурсах;

- уметь анализировать свои поступки

- уметь вовлекать в значимую деятельность других людей

- уметь принимать себя и других

- учиться развивать свои хорошие качества

- учиться всегда и везде

- самосовершенствование

- применять индивидуальный подход

- иметь личное мнение

- признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.

Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

В заключение нашего тренинга, хочу подарить вам подарки, на первый взгляд это обычные простые карандаши с резинкой. Не торопитесь делать вывод. Это волшебный инструмент. Им вы можете написать на бумаге всё на свете: мысли, чувства, желания, эмоции. А если не вышло, то можно стереть и начать всё сначала. И в жизни не теряйте оптимизм, помните, что можно всё начать сначала. Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Августовская районная конференция педагогических работников»Фотоотчёт «Августовская районная конференция педагогических работников» Традиционно в августе проходят конференции педагогических работников, как встреча для подведения итогов прошедшего учебного года, а так.

Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей»Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.

План работы по аттестации педагогических работников ДОУ .

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детейСамоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Выступление на районной августовской конференции педагогических работниковВыступление на районной августовской конференции педагогических работников Сообщение на тему: «Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогических работников «Ресурсы профессионального роста педагога»
Опубликовано: 18 мая 2021 в 19:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогических работников «Ресурсы профессионального роста педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Шевченко Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД