Шевченко Наталья
Тренинг для педагогических работников «Ресурсы профессионального роста педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга: формирование внутренней позиции успешного педагога.
Задачи:
1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.
2. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.
Ход тренинга
Организационный момент.
Экспресс – диагностика «Букет настроения»
Прислушайтесь к своему состоянию, возьмите из корзины тот цветок, который соответствует вашему настроению.
(педагоги берут цветы).
Красный – вы активны, энергичны.
Жёлтый – вам весело, вы радостны.
Синий – устали, вам грустно.
Публикация «Тренинг для педагогических работников „Ресурсы профессионального роста педагога“» размещена в разделах
Белый – спокойны, умиротворены.
Посмотрите на букет, что можно сказать о настроении нашей группы?
Вступительное слово.
В том, как мы, педагоги, говорим, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много и профессионального, и личного, нельзя развести эти аспекты. Изучение своих личностных особенностей - мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить деятельность и общение с детьми и взрослыми, максимально используя свои личные достоинства и возможности, исправляя недостатки.
Почему одного педагога любят дети, а другого нет? И теорию он знает великолепно, и педагогическими приемами отлично владеет, и передовые технологии применяет на практике… А нет взаимной симпатии с воспитанниками, и все! В чем тут дело? На этот вопрос ответить не так уж сложно. Педагоги тоже люди, со своим характером, своими привычками, воспитанностью, идеалами. Да, педагог обязан быть сам и умным, и воспитанным, и порядочным, и патриотичным… Но должен – не значит есть. Поэтому тот, кто попал в эту профессию не случайно, а по призванию души, понимает, что необходимо постоянно заботиться о развитии своей личности.
В педагогической профессии очень трудно развести профессиональный и личностный рост педагога. Ведь можно быть мастером своего дела, а все-таки не добиться успеха. Что же заложено в этом понятии? Личностный рост педагога – это, прежде всего, его активность, желание изменить себя, обогатить свои духовные потребности, совершенствовать свои творческие способности.
Самое первое необходимое условие для изменения себя, для саморазвития, самосовершенствования – это желание. Если оно есть, полдела уже сделано. С чего начать? Думается, надо проанализировать свое поведение, переосмыслить свои жизненные позиции. Подумать, какие качества личности необходимы хорошему воспитателю, педагогу.
Безусловно, эмпатия (способность к пониманию других людей, к состраданию, соучастию). Как в ней нуждаются воспитанники! Есть это? Прекрасно! Нет? Уже хорошо, что наступил момент осознания этого! Значит, не все потеряно: будете теперь больше присматриваться к окружающим, прислушиваться к их проблемам и стремиться прийти на помощь. Искренность в проявлении своих чувств, открытость, умение уважать собеседника, умение выслушать до конца – вот те качества, которые важно развивать в себе.
Еще над чем еще стоит работать – это неустанное обогащение своего духовного мира. Педагог, не только разбирающийся в искусстве, но и глубоко понимающий его, чувствующий красоту живописи, очарование музыки, умеющий наслаждаться великой классической литературой и природой – вот какой требуется человек, работающий с нашим будущим.
Умение не просто давать какие-то знания ребенку, а способность создать условия для того, чтобы ребенок самостоятельно обнаружил новое, совершил открытие – это веление времени. И этому тоже надо учиться педагогу, развивать в себе необходимые качества.
Обладание прочными профессиональными знаниями, умение идти в ногу со временем, овладение новым и интересным в области науки и техники, занятия исследовательской деятельностью, несмотря на загруженность… Это все тоже необходимо для личностного роста педагога. А еще дети ценят в педагоге чувство юмора, личное обаяние, корректность и тактичность.
Игра-активатор «Друг к дружке»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.
Психолог: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.
• Правая рука к правой руке!
• Левая рука к левой руке!
• Спина к спине!
• Друг к дружке!
• Бедро к бедру!
• Ладошка к ладошке!
• Пятка к пятке!
• Друг к дружке!
• Носок к носку!
• Живот к животу!
• Большой палец руки к большому пальцу руки!
• Друг к дружке!
• Бок к боку!
• Колено к колену!
• Мизинец к мизинцу!
• Друг к дружке!
• Затылок к затылку!
• Локоть к локтю!
• Кулак к кулаку!
Рефлексия чувств:
• Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.
• После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.
Упражнение «Сильные стороны»
Участники делятся на пары. Первый член пары в течение 2 минут рассказывает своему партнёру о своём затруднении в педагогической практике.
Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнёра и подробно рассказать ему о них. Затем, партнёры меняются местами.
По итогам упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников.
По ходу общего анализа ведущий обращает внимание на осознание потребностей, жизненных целей и профессиональных мотивов.
Упражнение «Прошлое, настоящее и будущее»
Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами, в соответствии со своими ощущениями.
Инструкция: «Внутри круга, нарисуйте своё прошлое, настоящее и будущее». После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.
Вопросы ведущего:
- Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
- Какая между ними связь?
- Чем отличаются рисунки участников?
- Что общего вы заметили в рисунках участников?
Вывод: Мы сами ответственны за своё профессиональное будущее и умение приспособиться к специфическим условиям вашей деятельности, что является залогом личностного и профессионального роста.
Упражнение «Моя галактика»
Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Я предлагаю вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, а именно ваших коллег, позволит наладить с ними адекватные отношения.
Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь удобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.
Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизите» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».
Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.
Выполнение практического задания тренинга.
А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.
В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.
Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!
Пояснительная часть.
С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?
Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый или сиреневый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.
А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?
Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?
Упражнение «Мозговой штурм»
Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений.
Продолжить предложение, не повторяя друг друга.
Личностный рост педагога – это…
Варианты ответов:
- повышение квалификации;
- чтение литературы;
- саморазвитие;
- участие в конкурсах;
- уметь анализировать свои поступки
- уметь вовлекать в значимую деятельность других людей
- уметь принимать себя и других
- учиться развивать свои хорошие качества
- учиться всегда и везде
- самосовершенствование
- применять индивидуальный подход
- иметь личное мнение
- признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
В заключение нашего тренинга, хочу подарить вам подарки, на первый взгляд это обычные простые карандаши с резинкой. Не торопитесь делать вывод. Это волшебный инструмент. Им вы можете написать на бумаге всё на свете: мысли, чувства, желания, эмоции. А если не вышло, то можно стереть и начать всё сначала. И в жизни не теряйте оптимизм, помните, что можно всё начать сначала. Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!