Елена Шестопалова
Выступление на районной августовской конференции педагогических работников
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему:
«Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте развития качественного дошкольного образования»
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
Публикация «Выступление на районной августовской конференции педагогических работников» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский
Слайд №2
Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации и развитие качественного дошкольного образования просто необходимо.
Основная цель такого взаимодействия - это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического и психологического здоровья детей. Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института воспитания ребенка.
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание ведущей роли семьи в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Следовательно, одной из основных задач современного детского сада является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями, пропаганды педагогических знаний.
Семья и детский сад, реализуя свои особые функции в процессе воспитания и развития ребенка, не могут заменить друг друга. Поэтому, для успешного воспитания детей дошкольного возраста так важно установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями воспитанников.
Выстраивание партнерских отношений возможно лишь в том случае, если детский сад станет открытой системой.
Слайд №3
Существует определенные принципы, на которых строится успешное взаимодействие ДОУ и семьи.
Первый принцип: дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
Второй принцип: организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье, подход к родителям, как к активным субъектам образовательного процесса.
Готовясь к сотрудничеству с семьей, воспитателю требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. В нашем детском саду «Колокольчик» происходит комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений. С родителями партнёрские отношения не только у воспитателей, но и с музыкальным руководителем, педагогом – психологом, педагогом дополнительного образования, логопедом и с инструктором по физической культуре.
Слайд №4
Выделяем следующие формы работы с родителями :
традиционные
коллективные - общие и групповые родительские собрания, беседы, консультации, лекции, утренники, развлечения, дни открытых дверей.
индивидуальные - консультации эпизодические и систематические, по запросам родителей.
наглядные - памятки, тематические выставки, папки передвижки, папки раскладушки, информационные стенды.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы : (нетрадиционные)
Слайд №5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей, мастер-классы, квесты, брейн-ринги;
- день открытых дверей, творческие конкурсы, смотры-конкурсы, выставки;
- сайт ДОУ.
После поступления ребенка в детский сад, работа с семьей сводится к поддержке всех участников образовательного процесса для минимизации потерь в психологическом и физическом здоровье детей. Это осуществляется через тренинги для педагогов и практические занятия с детьми и родителями.
Современным родителям зачастую не хватает времени на чтение практических пособий и методической литературы, раскрывающих возрастные особенности детей дошкольного возраста, как следствие, роль родителей в развитии ребенка снижается к минимуму. Помочь родителям найти оптимальный путь раскрытия и развития потенциала детей дошкольного возраста может обучение их парно - игровому взаимодействию на совместных мероприятиях в ДОУ.
Данный компонент реализуется уже не только через проведение практических занятий, но и через музыкальные развлечения. Совместные досуги детей и родителей, являясь традиционно устоявшейся формой музыкального воспитания, используются с совершенно новыми задачами, и выступают в качестве активной формы обучения взрослых.
Слайд №17,18,19,20,21,22,23,24,25
Включая родителей в развлечения в качестве непосредственных участников, помогает воспитателям ненавязчиво, не директивно, без чтения лекций и нотаций учить взрослых игровому взаимодействию и общению с детьми и развивать у родителей направленность на понимание и принятие возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Центральными составляющими сюжета в данных мероприятиях выступают игры (подвижные, дидактические, музыкально-ритмические). Во время игр родителям предлагается помочь ребенку принять игровую роль, совместно что-то нарисовать, слепить, станцевать, спеть. Это помогает не только лучше узнать возможности своего ребенка, понять его индивидуальные особенности, но и освоить новые способы организации игр и занятий, востребованных в домашних условиях.
Таким образом, родители наших воспитанников становятся полноценными участниками образовательного процесса.
Начиная с младших групп, родители, дети и сотрудники детского сада активно взаимодействуют в подготовке и реализации таких мероприятий, как Тематические встречи. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:
• обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
• помощи в разработке сценария;
• разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
• помощи в оформлении помещения;
• пошиве праздничных костюмов;
• подготовке отдельных номеров;
• изготовлении сюрпризов и подарков.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение воспитателя с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Тем не менее, такие формы работы как тематический досуг и реализация проектов, стали уже традиционными. Современный детский сад всегда должен быть в процессе развития. На данном этапе формами, вовлекающими всех участников образовательного процесса, для нас являются Тематические недели, наполненные различными мероприятиями и акциями.
Слайд № 26,27,28
И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности и развитие качественного дошкольного образования. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Детский сад и семья должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу.
Список используемой литературы:
1. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт. -сост. Глебова С. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
2. «Родитель-ребенок-педагог» - модели развития взаимоотношений / авт. сост. В. Е. Лампман, И. А. Желтикова. - Волгоград: Учитель, 2011.