Ирина Рогожкина
Требования и подходы к написанию эссе.
▼ Скачать + Заказать документы
Требования и подходы к написанию эссе.
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления, связанные с нею, отличающееся субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой.
«…Если бы я писал эту книгу, чтобы снискать благоволение света, я бы принарядился и показал себя в полном параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого. Таким образом, содержание моей книги - я сам …»
М. Монтель «Опыты»
Публикация «Требования и подходы к написанию эссе,» размещена в разделах
Композиция эссе :
• 1 часть – зачин. Мысль!
• 2 часть – основная. Цепь вопросов.
• 3 часть – итоговая. Новая мысль!
Проблемы конкурсных эссе :
• Вера в силы ребенка, его потенциал – важнейшая составляющая педагогического кредо.
• Умение мыслить масштабно, не бояться учить детей высказывать свое мнение.
• Процесс познания – творчество. Для творчества нужна свобода от штампов, стереотипов.
• Как воспитать в ребенке потребность в духовной пище, потребность в саморазвитии.
• Как выразить незаурядность своей личности, нестандартность мышления, широкий кругозор в рамках стандартизации образования.
• Личностно-ориентированное обучение или как организовать обучение через желание.
• Кого выпускать из школы: «начиненного» знаниями ученика или человека, творчески мыслящего?
Законы жанра:
1. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения
2. Обращение к значительным философским, историческим, литературным проблемам
3. Сравнительно небольшой объём
4. Субъективность, ярко выраженная позиция автор, порой исповедальный характер произведений
5. Заголовок не находится в прямой зависимости от темы.
Название эссе : (наиболее удачные)
• Моя педагогическая философия
• Почему на даче всегда лето?
• Да здравствует неверующий Фома!
• От концепции винтика к концепции человека
• Цветок или клумба? Личность или масса?
• Спешите, дети, будем учиться летать!
• В каждом ребенке – Солнце!
• Воспоминания о старом учителе.
• Бабочка мечты
• Формула успеха
• Тест и Россия
Особенности эссе :
Стиль • образность;
• афористичность;
• парадоксальность.
Личностное восприятие • Подбор многочисленных примеров;
• проведение параллелей;
• подбор аналогий;
• использование всевозможных ассоциаций.
Средства художественной выразительности • метафоры;
• аллегорические и притчевые образы;
• символы;
• сравнения.
Выразительность речи • непредсказуемые выводы;
• неожиданные повороты;
• интересные сцепления
• Алые паруса – мотив плавания – выпуск учеников в большую жизнь
• Крылья – мотив полета – творческое мышление
Упражнение.
Попробуйте пояснить эти слова, чтобы они стали символами:
«поезд»
«плот»
«айсберг»
«шестеренка»
Чего следует избегать?
• непонимания сути заявленной темы;
• отсутствия логики в изложении;
• неумения придерживаться ответа на основной вопрос;
• использования утверждений вместо аргументации;
• небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение;
• слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом;
• изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции;
• повторов без необходимости.
К чему следует стремиться?
• способность построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных знаний;
• при выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается способность критически и независимо оценивать проблему;
• способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
• умение дифференцировать;
• понимать аналитические подходы и модели;
• необходимо писать коротко, четко и ясно.
• Упражнение.
• S – менее 10 слов,
• M – менее 20 слов,
• L – 20 и более слов
• Хорошее эссе - M S M L M S.
Скучное эссе - S S S M L L