Алёна Шиляева
Требования к коммуникативной культуре педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют принятые недавно нормативно-правовые документы. Такими документами явились:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г. ;
Публикация «Требования к коммуникативной культуре педагога» размещена в разделах
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя)»
Сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллегами, детьми, родителями.
Целью моего доклада является изучение значимости требований к коммуникативной культуре педагога ДОО.
Исходя из цели, выделяю следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Рассмотреть ключевые понятия.
3. Рассмотреть структурные компоненты коммуникативной культуры педагога.
4. Определить содержание, цели, условия общения.
В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:
• познавательная;
• интеллектуальная;
• информационная;
• технологическая;
• культурологическая;
• психологическая;
• психолого-педагогическая;
• профессиональная;
• социально-психологическая;
• общекультурная;
• коммуникативная.
Более детально остановимся на коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.
Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.
в нашем детском саду проводится определенная работа: вовлечение родителей в развлекательно - интеллектуальные мероприятия и утренники, привлечение родителей совместно с детьми для облагораживания участка в зимнее время, украшение группы в зависимости от времени года, создание тематических фотовыставок, проведение собраний и консультаций, организация конкурсов между родителями. (Приложение 1)
Для того, чтобы грамотно и продуктивно организовать какую - либо деятельность (с детьми или со взрослыми) и получить необходимый результат, педагог должен соблюдать определенные требования к своей речи :
1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности педагога, так же определяет успех его работы. Вызывайте у других людей интерес общаться с Вами, ведь "самая большая на Земле роскошь - роскошь человеческого общения". А. Сент - Экзюпери.