Оксана Шачнева
Требования и запреты, их содержание и количество, способы контроля, санкции (поощрения и наказания)
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель мечтает вырастить «хорошего ребенка». Однако достаточно часто под хорошим подразумевается «удобный» ребенок. Удобный ребенок – послушный, исполнительный, проявляющий ответственность в границах тех заданий и обязанностей, которые поручает ему взрослый. Таким, образом формируя желаемые личностные качества, мы используем требования, запреты.
Публикация «Требования и запреты, их содержание и количество, способы контроля, санкции (поощрения и наказания)» размещена в разделах
Требования и запреты являются совершенно необходимым компонентом воспитания. Их функции включают: формирование целей развития и воспитания, предоставление необходимых образцов и правил поведения и деятельности, предоставление необходимых образцов и правил поведения и деятельности. Создание условий для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою деятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами. Например, какие требования вы предъявляете к ребенку…
Требования – конкретизируют позитивные ожидания, предъвляемые к ребенку, т. е. описание того поведения и тех результатов достижений, которые хочет видеть родитель. Запреты определяют негативные ожидания, т. е. те формы поведения и личностные качества ребенка, которых родитель хотел бы избежать.
Формирование ожиданий в виде требований является, безусловно, более продуктивным.
Требования задают положительный социальный эталон поступков и качеств, образец для подражания, стимулируют мотивацию достижений и активность ребенка.
Запреты, напротив, ограничивают активность, приводят к формированию зависимости, пассивности, безынициативности ребенка, стимулируют мотивацию избегания.
Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребенка было сведено к минимуму. Однако существуют запреты, которых невозможно избежать.
Основные необходимые запреты :
-здоровья ребенка (запрет который вредит жизни ребенка);
-физической и личной безопасности окружающих людей (запрет на действия которые составляют угрозу жизни);
-необходимости сохранности материальных, культурных ценностей (запрет на деструктивные разрушающие действия в отношении природной и культурной среды).
Таким образом, все запреты могут быть сведены к 3-м вышеуказанным.
Способ контроля исполнения требований и запретов :
Тотальный – охватывает все сферы жизнедеятельности (не упускает ни одной мелочи). Результатом подобного контроля становится утрата ребенком чувства безопасности и интимности собственного внутреннего мира, рождение тревоги, чувства свободы, переживание зависимости от родителя.
Систематический – дифференцированный подход на зоны подлежащие контролю со стороны родителя и зоны полной ответственности ребенка. Это контроль признающий право ребенка на самостоятельность. Представляет собой оптимальную форму контроля.
Ситуативный – контроль является случайным, это непоследовательный, непродуманный, не обоснованный возрастно – психологичскими и индивидуально – личностными особенностями ребенка контроль. Не систематичность контроля зачастую приводит к формированию у ребенка стратегии выполнения требований родителя лишь при условии внешнего контроля и большой вероятности проверок.
Отсутствие попустительство – негативно влияют на развитие у ребенка чувства ответственности, способности к произвольной регуляции деятельности, воли и целенаправленности.
Система санкций.
Психологическое значение и смысл поощрений и наказаний состоит в предоставлении ребенку обратной связи о соответствии его поведения и поступков социальным ожиданиям и принятым в обществе нормам и правилам.
Функция поощрений и наказаний – регуляция поведения ребенка посредством положительного или отрицательного подкрепления его действий. Современная педагогика провозглашает принцип отказа от наказаний как метода воспитания ребенка, указывая на негативный эффект наказаний для развития личности ребенка, недопустимость построения отношений в системе «родитель-ребенок» с позиции силы, неограниченной власти и принуждения. Наказания порождают озлобленность, равно как метод принуждения, и метод командования ребенком. Родительский авторитаризм приводит к борьбе ребенка за власть и личное превосходство, не обеспечивая в должной мере формирования у ребенка социального интереса.
Поощрений в воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний. Поощрения должны создавать особую атмосферу – атмосферу поощрения ребенка к инициативности, самостоятельности, творчеству, атмосферу принятия ребенка и подтверждения его значимости и самоценности как личности.
Не надо прибегать к наказаниям раньше, чем ребенку исполнится 2,5-3 года. Он должен быть в состоянии понять цель наказания – научить ребенка правильно вести себя. Ваш ребенок должен видеть наказания как результат каких-то своих неверных поступков, а не как проявление вашей воли.