Анжелика Шлемова
Транслирование опыта «Развитие речи детей 3–4 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Публикация «Транслирование опыта „Развитие речи детей 3–4 лет посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Задачи:
способствовать активизации словаря детей младшего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр : целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т. д. ; учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад; поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;
побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;
формировать грамматический строй речи;
изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;
определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Актуальность
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.
В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.
Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.
А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми:
индивидуальная работа с детьми
свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
анкетирование родителей
консультации
индивидуальные и групповые беседы
родительские собрания
оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей :
Младшая группа:
к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
План саморазвития воспитателя
на период работы по теме самообразования
Содержание работы Цель
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.
Поиск и выбор диагностик. Совершенствовать уровень аналитических навыков.
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.
Изучение нормативных документов, периодических изданий. Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.
Участие в профессиональных конкурсах. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. Освоить формы работы с родителями.
Проведение анализа. Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.
Перспективный план работы во второй младшей группе (3-4 лет)
по развитию связной речи дошкольников через дидактические игры
Месяц Содержание работы Цель Литература
Сентябрь Д/игра «Назови ласково»
Д/игра «Назови признаки» Учить детей использовать в речи слова в уменьшительно – ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.
Учить описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака с его графическим обозначением; формировать умение сосредотачивать внимание, воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности. О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 125
Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Октябрь Д/игра «Разложи картинки»
Д/игра «Опиши, одним словом» Формировать умение выделять начало и конец действия, правильно называть их.
Обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление. О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 88
Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Ноябрь Д/игра «Угадай игрушку»
Д/игра «Раньше – позже» Формировать умение узнавать предмет, ориентируясь на его основные признаки.
Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия "сегодня","завтра","вчера"… развивать речь, память. О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 87
Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Декабрь Д/игра «Чудесный мешочек»
Д/игра «Паровозик» Формировать умение составлять текст – описание, развивать связную речь.
Учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление. О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 87
Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Январь Д/игра «Кто, что умеет делать»
Д/игра «Где живет?» Учить детей подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Учить выявлять надсистемные связи, развивать речь, мышление. О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 89
Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Февраль Д/игра «Где что можно делать»
Д/игра «Что будет, если…» Учить детей использовать в речи глаголы по назначению.
Развивать мышление, речь, гибкость ума, воображение, знакомство со свойствами предметов, окружающим миром. О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 89
Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Март Д/игра «Теремок»
Д/игра «Солнышко светит» Формировать умение составлять описание игрушек, н-р: я лягушка- квакушка, я зелёная, сама зелёная, а глаза большие, люблю плавать, хорошо прыгаю.
Развивать мышление, речь, гибкость ума, воображение О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 94
Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Апрель Д/игра «Придумай рассказ»
Д/игра «Хорошо – плохо» Формировать умение составлять коллективное повествование.
Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 93
Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Май Д/игра «Что напутал Буратино?»
Д/игра «Цепочка» Формировать умение находить ошибки в описании и исправлять их.
Учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей. О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 88
Т. А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика»
Работа с родителями Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством дидактических игр».
Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.
Привлечение родителей к обогащению РППС группы по теме самообразования.
Список литературы
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2004.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991.
8. Мухина В. С. Детская психология. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
9. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
10. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
11. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. -М. : Совершенство, 2001.
12. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.
13. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М. ,2003
14. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М. : Просвещение, 1984.
15. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. ,Просвещение, 1981