Валентина Шарова
Традиции семьи (Частичная защита проекта с участием родителей в старшей группе).
▼ Скачать +Заказ
Цель: Углубить представление детей о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
1. Знакомить детей с традициями семьи, дать понятие «традиция».
2. Развивать речь детей, упражнять в рассказывании о своей семьи.
3. Воспитывать уважение к традициям в семье.
Материал: чайный сервис, самовар, скатерть, сладости к чаю, лимон, аудиозапись песни Юрия Антонова: «Родительский дом», грелка на чайник, слайд Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» .
Публикация «Традиции семьи (Частичная защита проекта с участием родителей в старшей группе),» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Предварительная работа: экскурсия в библиотеку по теме «Русские традиции», беседы с детьми традиции моей семьи, рассматривание картин с самоваром, творческие игры «в гости идем», «семья», «чайная и столовая посуда».
Ход:
(Под музыку Юрия Антонова «родительский дом» дети заходят в зал и становятся полукругом)
В: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро – солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
Пусть каждый становиться добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера
Ребята, сегодня к нам пришли гости, пожелайте им доброго утра.
Д: Доброе утро!
В: Дети, а вы знаете, что у взрослых есть такая традиция обсуждать какие-либо вопросы или темы за круглым столом? Вот и я приглашаю вас поговорить за круглым столом. Садитесь. (Дети рассаживаются. Всем удобно? А почему удобно общаться, разговаривать сидя за столом, которые стоят по кругу?)
Д: Если столы стоят по кругу, то мы очень хорошо видим друг друга и нам удобно разговаривать.
В: Ребята, у каждого из вас есть семья. И в каждой семье есть свои семейные традиции. Как по-вашему, что такое семейные традиции?
Д: Это уклад семьи, обычаи, привычки, которые передаются от родителей детям.
В: Верно. Слово традиция означает передача т. е. что-то передать. Это принятое в семье правило поведения, которое соблюдаются взрослыми и передаются детям. А какие традиции есть в ваших семьях?
Д: Составление родословного древа, гордость за своих предков, трудовые династии, проведение отпусков и свободного времени всей семьей, хранение старинных вещей, фирменные блюда, семейный фотоальбом.
В: Давайте о некоторых из них расскажем. Есть такая традиция : «Хранение старинных вещей».
Вот Гриша Леонов расскажет, как в его семье чтят эту традицию.
Гриша: В нашей семье есть старинная губная гармошка. Папа говорит, что она старая, ей уже 80 лет. Гармошка очень дорога нашей семье, как память о моем прадедушке, которого звали Валентин. Эту гармошку он привез с войны, внутренняя часть гармошки сделана из дерева, а внешне из металла, который со временем немного заржавел, но она по прежнему в рабочем состоянии. На ней можно играть. Губная гармошка – великая сила, звучит хоть не громко, но очень красиво. Я очень хочу научиться играть на этой губной гармошки.
В: Да, мы храним и бережем в доме старинные вещи, человека уже нет, а вещи принадлежащие ему – живут. Они нам дороги, как память о наших близких и родных людях. Истории вещи- истории человека, истории семьи. Это замечательные традиции многих семей. Ребята, что вы можете сказать, а Гришиной губной гармошке? Какая она?
Д: Старая, железная, маленькая, дорогая, старинная, ржавая и т. д.
В: Династия – гордое слово.
Сплелись поколения в нем
Мы славу труда наших предков достойно сквозь годы несем.
Издревле на Руси существовала традиция :
Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии: Гончаров, Портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей, врачей. И в нашей группе есть семьи, где сформировалась традиция сохранять династию. Одной из таких семей является семья Колесник Миланы. У них династия – потомственных военных.
Милана: Мой прадед Потаскуев Геннадий Павлович – командир сабельного отделения, участник Великой отечественной войны, был ранен. На войну ушел в 17 лет, в 1943 году. Представлен государственным наградам: орден Слав 3-ей степени, орден отечественной войны, медаль за отвагу.
Дед Корявец Александр Петрович – подполковник, заместитель командира по тылу. Имеет награды: медали за выслугу лет 1,2,3 степени, медаль к 70-летию вооруженным силам.
Бабушка Корявец Светлана Геннадьевна – ефрейтор, радиотелефонист – разведчик.
Дядя – Корявец Сергей Александрович – старший прапорщик, командир взвода технической разведки. Имеет медали за отличие в военной службе 2 и 3 степени.
Мой папа Колесник Владимир Леонидович – майор, начальник отделения национального центра управления обороны РФ. Государственных наград не имеет. Но у него все впереди. Когда я выросту, то тоже хочу продолжить военную династию нашей семьи.
В: Давайте поиграем в игру «Повтори и закончи предложение».
Портниха шьет (чем)
Столяр пилит (чем)
Дворник метет (чем)
Учительница пишет (чем)
Художник рисует (чем)
Повар режет (чем)
Пожарник заливает? (чем)
Пилот управляет (чем)
Машинист управляет (чем)
В: Есть в доме любом
Семейный альбом
Как в зеркале мы
Отражаемся в нем
Пускай не всегда мы красивы
Зато эти фото- правдивы
Храниться альбом в нашем доме
Семейные снимки хранятся в альбоме
Наверное у каждого из вас есть семейный альбом. Кто обычно помещен на первой страничке?
Д: Прабабушка, бабушка, прадедушка или дедушка, за тем мама с папами и мы дети.
В: А кроме альбома где еще можно хранить фотографии?
Д: В компьютере, в ноутбуке, в телефоне, в планшете.
В: Давайте заглянем в семейный альбом к
Лизе Аникиной и она нам расскажет о своей семье.
Лиза: Давным-давно моя прабабушка Поля, которая работала в больнице, познакомилась с моим прадедушкой Петей, которых работал водителем. Спустя некоторое время они поженились и у них родилась дочка Тоня – это моя бабушка. Которая пошла по стопам своей мамы и стала медсестрой. Бабушка Тоня повстречала, моего дедушку Юру и у них родился сын – Саша, это мой папа. Другая прабабушка Нина, которая тоже работала в больнице познакомилась с моим прадедушкой Лешей, который работал на заводе. Они поженись и у них родился сын – Женя, который приходится мне дедушкой. Когда дедушка был молодым он встретил мою будущую бабушку Нину. Они поженись и у них родилась моя мама Алена. Мой папа полюбил мою маму и вот на свет появилась Я – Лиза Аникина.
В: Эта традиция тоже очень важная. Не даром во время войны или в других чрезвычайных ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Физкультминутка «Альбом»
В: Садитесь на свои места и сейчас мы вместе с вами расскажем еще об одной традиции – чаепитии (слайд Бориса Кустодеева «Купчиха за чаем». Посмотрите внимательно на картину, как бы вы ее назвали? (ответ от детей) Что изображено на ней? (ответы детей)
С древних времен зародилась традиция чаепития. Чай пили дома, в саду, чаепития устраивали по поводу торжественного события или праздника, за чаем общались с друзьями, родственниками, ввели интересные беседы. Вот давайте сейчас накроем стол к чаепитию. Хорошее дело спешки не любит. Вы накрываете стол и рассказываете, а я вам помогаю.
Ребенок 1: Во-первых стол накрывался накрахмаленной скатертью, а середина стола накрывалась узкой дорожкой, на которую ставились тарелки с угощением.
Ребенок 2: Во главе стола стоит самовар, он является символом веселья и создает уют. Самовар придумали и создали в Сибири, ведь там очень холодно, а горячий чай помогает быстрее согреться. Раньше самовар разжигали дровами и шишками. А сейчас у нас электрические самовары.
Ребенок 3:Чай в переводе с китайского «Молодой листочек», этот напиток получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чайного дерева, который предварительно подготавливают. Заварной чайник прогревают, заливают кипятком, перемешивают и накрывают грелкой, заваривается чай 7 минут. В заварной чайник можно положить кусочек сахара, что способствует лучшему разворачивание чаинок.
Ребенок 4: В 17 веке англичане узнали секрет фарфора и по Европе пронесся ураган производства различной посуды. Чашки в России широкие, с росписью. Каждому гостью на блюдо ставится чашка с русской справа, за чашку ручкой также справа кладется чайная ложка, а слева ставится маленькая тарелка для угощения, на которую клали салфетку.
Ребенок 5: Чай дополняли разными сладостями: на стол ставили сахар – в сахарнице, варенье и мед в розетках, молоко в молочнике, сливки в сливочнице, фрукты в вазах. Обязательным угощением считается лимон нарезанный тонкими кружечками. Пить чай с лимоном придумали именно в России. Также к чаю подавалась разнообразная выпечка.
В: Вот и стол к чаепитию готов. Давайте вспомним, что главное в жизни для каждого из нас?
Д: Семья с ее традициями
В: Мы сегодня много говорили о традициях, для чего же они нужны?
Д: Чтобы было интересно и весело жить, чтобы семья была крепкая и дружная, чтобы традиции не забывались, а передавались из поколения в поколения.
В: Дети, возьмитесь крепко за руки, я хочу вам пожелать, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья. А теперь приглашайте гостей к столу.
Ребенок: Дорогие гости!
Как говорится – милости просим.
В нашу светлицу.
Не надо платы и робеть не надо.
Всем, чем богаты, тем вам и рады.
(Дети вместе с гостями садятся пить чай)