Елена Машкина
Конспект урока во 2 классе «Традиции чаепития»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок 2 класс
Тема урока : «Самовар кипит - уходить не велит». Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Слова, связанные с традициями русского чаепития.
Цели урока :
познакомить детей с историей русского самовара; историей появления чая, традициями чаепития; с целебными свойствами чая.
учить детей чтить и уважать традиции русского народа;
развивать выразительность речи;
воспитывать культуру поведения учащихся за столом, прививать навыки этикета;
пропагандировать здоровый образ жизни.
Публикация «Конспект урока во 2 классе „Традиции чаепития“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Посиделки
- Чай. Традиции русского чаепития
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование и реквизит:
Компьютер, проектор, экран для показа презентаций с фотографиями: репродукции картин: «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева, плакат с изображением самовара, сушки, баранки, заварной чайник, чай.
Ход урока:
I Организационный момент:
Очень часто за событиями
И сутолокой дней Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
II Мотивация к учебной деятельности:
1)- Сегодня мы совершим очередное путешествие в мир русской народной культуры. Наша встреча посвящена одному из неофициальных символов России.
-Давайте назовём государственные символы России. (герб с трёхглавым орлом, гимн, флаг бело- сине-красный)
-Естьи неофициальные символы. Назовите их. (Березка, матрешка, самовар, ушанка, валенки, балалайка).
2)- Представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола.
Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит, (самовар)
-Подумайте, чему будет посвящён наш урок?
3)- Наш урок пройдёт под темой «Самовар кипит - уходить не велит». Только на Руси пили чай из самовара. В русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.
4)- Запишите в тетрадях число и тему урока.
IIIРабота по теме урока :
1 .Что же такое самовар, как его ещё называли раньше?
2. История самовара
В толковом словаре В. И. Даля указано: назначение самовара - нагревать воду. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.
-У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас - без самовара.
-Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Тула до сих пор славится своими самоварами, даже есть поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят».
3. Устройство самовара
-Рассмотрите серию картинок «Как разжигали самовар». Описание какой картинки пропустил автор? (По серии картинок устанавливают порядок разжигания самовара)
1. В металлическую чашу заливали воду.
2. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев.
3. Поджигали их лучиной.
4. Раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога, и вода закипала.
5. Сверху у самовара ставили трубу.
Ученик:
Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то жар,
В нем бурлил когда-то пар,
В золотой, пузатый бок Глухо бился кипяток.
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка!
4. Разновидности самоваров
-Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар.
(Презентация о самоварах)
-Самовар Русское поле по форме напоминает греческую вазу, но на ней нанесены истинно русские полевые цветы - ромашки, васильки, колосья созревшей пшеницы. В центре - медальоны "Косцы" и "На пашне".
-Самовар «Флорентийская ваза» украшен рельефным растительным орнаментом по корпусу.
-Самовар «Тула-город-герой» 7 декабря 1976-го года Туле присвоено звание города-героя за мужество и стойкость, проявленные его защитниками в дни героической обороны осенью 1941-го года. В честь этого события изготовили самовар "Тула - город-герой". Изделие в форме вазы отличает богатство отделки. По кольцу выгравирована надпись: "Слава городу-герою Туле", а по бокам - "Туляк как родился, так за молот ухватился", "Издревле земля тульскими мастерами славится
-Салювар-паровоз Необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном "котле", самовар пронзительно свистит. Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар.
- Самовар из напёрстка Чтобы разглядеть изобретение "нового тульского Левши" Евгения Калинникова, микроскоп не нужен: свой миниатюрный самовар туляк изготовил из известного всем предмета портняжного ремесла: наперстка!
-Самый большой самовар - В 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 кг и вмещающий 250 л воды. Корпус его был сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар "поспевал" за 40 мин., а вода в нем не остывала 2 дня!
-А знаете ли вы, что были изготовлены на Руси в XVIII веке также самовары для каши и щей?
5. Чай в России
-В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.
До чая у нас в стране употребляли различные напитки.
-Назовите напитки, которые пили на Руси. (кисель, морс, квас)
-А что пили зимой?
-Особой любовью пользовался сбитень - горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем и другими травами.
-Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
В 1638 году, боярский сын Василий Старков привез чай в Россию от одного монгольского хана в подарок царю Михаилу Федоровичу. С опаской пробовали московитяне диковинный напиток. Вот отзыв того времени: «Питие доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно».
-Когда в России появился чай, то многие люди даже и не знали, как его приготовить.
-Послушайте одну историю. (читает ученик) «Раз прислал мне барин чаю.»
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком И петрушки корешок.
-Сейчас вы услышите, как правильно нужно заваривать чай. (Рассказывает ученик)
«. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,— от этого чай становится чище и ароматнее. Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться — и у вас. готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий».
-Вплоть до 18 века чай можно было купить только в Москве и на ярмарках. Стоил он дорого, и простому люду был недоступен. В Россию его ввозили из-за границы. Только в 1814 году в Ботаническом саду в Крыму был посажен первый опытный куст. И затем чай прижился в южных краях России. С 19 века чай стал народным напитком. Повсеместно открывались чайные трактиры, где за пузатым самоваром собирался русский люд потолковать о том, о сем.
6. Польза чая
-Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен укусу змеи». Значит пить нужно, только свежезаваренный чай.
-Придворные лекари того времени вынесли свое заключение: «Изрядное есть лекарство против насморков, головоболезней».
- О пользе чая расскажут ребята.
Ученик!. : Я хочу открыть секрет Ученик2:
И полезней дать совет:
Если хворь с кем приключится - Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Ученик 3:
Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет,
Силы новые дает и друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!
7. Чайные плантации.
-Где сейчас мы берём чай?
-Посмотрите, как выглядят плантации, на которых выращивают чай.
Вот огромное поле. Оно все засажено темно-зелеными кустами. На этих кустах очень много мелких листиков. Это и есть чай.
-Ароматный чай получается из самых молодых, свежих побегов - трех верхних листиков. Сорвешь их - и жди, пока опять отрастут. Впрочем, отрастают они быстро.
-Собирают с кустов листики вручную и отвозят на фабрику. На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листья обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах. У чая особое свойство - впитывать всякий запах.
8.«Самовар» в литературном чтении
- Угадайте, из каких произведений взяты эти строки (читают дети)
9. Пословицы о чае
- Немало пословиц и поговорок сложил русский народ о чае и его свойствах. (Читают по цепочке)
- Спишите в тетрадь одну из пословиц.
10. Выпечка к чаю.
-Постепенно в быт России вошло чаепитие и стало одним из важнейших элементов общения людей. Было принято звать в гости на чашку чая, пили его с холоду, после баньки, с устатку, с дороги. Чай бодрил, согревал, поднимал настроение.
-Трудно представить чайный столбезвыпечки.
-Что пекли в старину? Отгадайте загадки. (читают дети)
1 .Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо. (Пирог.)
2. Кольцо не простое - кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объедение! (Бублик.)
(«Подать на блюдечке с голубой каёмочкой»)
IV. Закрепление:
1.- Выберите самое точное слово, чтобы закончить предложение:
Самовар - это символ (благополучие, доброта, гостеприимство, трудолюбие).
V. Рефлексия:
-Наш урок подошёл к концу. Давайте дадим ему оценку. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое и интересное, то прикрепите на доску к самовару чайную чашку. Если вам было не интересно и ничего нового вы не узнали, ваша чашка останется у меня. (дети оценивают урок)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (для второго часа по этой теме)
1. Профессии
-Прочитать текст и рассказать люди каких профессий участвовали в изготовлении самовара. (Приложение) В мире “самоварных” профессий
Овладеть ремеслом самоварщика было непросто. В самоварном деле было семь основных специальностей.
Наводилъщик сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму.
Лудильщик вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Токарь точил на станке и полировал самовар (рабочий, который вертел станок - вертельщик.
Слесарь делал ручки, краны.
Сборщик собирал самовар из отдельных частей, припаивал краны.
Чистильщик очищал самовар.
Токарь по дереву изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки. Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.
Сборка и отделка самоваров шли в основном на фабриках, а изготовление деталей - по домам.
Иногда целые деревни изготовляли одну, какую- нибудь деталь.
2. Принести, подать на блюдечке
3.- Что добавляют в чай (лимон, молоко, имбирь, корицу.)
- Как проходит чаепитие в вашем доме?
-