Получи документы

Конспект урока во 2 классе «Традиции чаепития»

Елена Машкина
Конспект урока во 2 классе «Традиции чаепития»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок 2 класс

Тема урока : «Самовар кипит - уходить не велит». Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Слова, связанные с традициями русского чаепития.

Цели урока :

познакомить детей с историей русского самовара; историей появления чая, традициями чаепития; с целебными свойствами чая.

учить детей чтить и уважать традиции русского народа;

развивать выразительность речи;

воспитывать культуру поведения учащихся за столом, прививать навыки этикета;

пропагандировать здоровый образ жизни.

Публикация «Конспект урока во 2 классе „Традиции чаепития“» размещена в разделах

Оборудование и реквизит:

Компьютер, проектор, экран для показа презентаций с фотографиями: репродукции картин: «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева, плакат с изображением самовара, сушки, баранки, заварной чайник, чай.

Ход урока:

I Организационный момент:

Очень часто за событиями

И сутолокой дней Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

II Мотивация к учебной деятельности:

1)- Сегодня мы совершим очередное путешествие в мир русской народной культуры. Наша встреча посвящена одному из неофициальных символов России.

-Давайте назовём государственные символы России. (герб с трёхглавым орлом, гимн, флаг бело- сине-красный)

-Естьи неофициальные символы. Назовите их. (Березка, матрешка, самовар, ушанка, валенки, балалайка).

2)- Представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола.

Стоит толстячок,

Подперевши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит, (самовар)

-Подумайте, чему будет посвящён наш урок?

3)- Наш урок пройдёт под темой «Самовар кипит - уходить не велит». Только на Руси пили чай из самовара. В русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.

4)- Запишите в тетрадях число и тему урока.

IIIРабота по теме урока :

1 .Что же такое самовар, как его ещё называли раньше?

2. История самовара

В толковом словаре В. И. Даля указано: назначение самовара - нагревать воду. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

-У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас - без самовара.

-Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Тула до сих пор славится своими самоварами, даже есть поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят».

3. Устройство самовара

-Рассмотрите серию картинок «Как разжигали самовар». Описание какой картинки пропустил автор? (По серии картинок устанавливают порядок разжигания самовара)

1. В металлическую чашу заливали воду.

2. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев.

3. Поджигали их лучиной.

4. Раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога, и вода закипала.

5. Сверху у самовара ставили трубу.

Ученик:

Что вы знаете про старый,

Русский, тульский самовар?

В нем пылал когда-то жар,

В нем бурлил когда-то пар,

В золотой, пузатый бок Глухо бился кипяток.

Что за чай без самовара,

Без душистого завара,

Без крутого кипятка,

Без угарного дымка!

4. Разновидности самоваров

-Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар.

(Презентация о самоварах)

-Самовар Русское поле по форме напоминает греческую вазу, но на ней нанесены истинно русские полевые цветы - ромашки, васильки, колосья созревшей пшеницы. В центре - медальоны "Косцы" и "На пашне".

-Самовар «Флорентийская ваза» украшен рельефным растительным орнаментом по корпусу.

-Самовар «Тула-город-герой» 7 декабря 1976-го года Туле присвоено звание города-героя за мужество и стойкость, проявленные его защитниками в дни героической обороны осенью 1941-го года. В честь этого события изготовили самовар "Тула - город-герой". Изделие в форме вазы отличает богатство отделки. По кольцу выгравирована надпись: "Слава городу-герою Туле", а по бокам - "Туляк как родился, так за молот ухватился", "Издревле земля тульскими мастерами славится

-Салювар-паровоз Необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном "котле", самовар пронзительно свистит. Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар.

- Самовар из напёрстка Чтобы разглядеть изобретение "нового тульского Левши" Евгения Калинникова, микроскоп не нужен: свой миниатюрный самовар туляк изготовил из известного всем предмета портняжного ремесла: наперстка!

-Самый большой самовар - В 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 кг и вмещающий 250 л воды. Корпус его был сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар "поспевал" за 40 мин., а вода в нем не остывала 2 дня!

-А знаете ли вы, что были изготовлены на Руси в XVIII веке также самовары для каши и щей?

5. Чай в России

-В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.

До чая у нас в стране употребляли различные напитки.

-Назовите напитки, которые пили на Руси. (кисель, морс, квас)

-А что пили зимой?

-Особой любовью пользовался сбитень - горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем и другими травами.

-Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В 1638 году, боярский сын Василий Старков привез чай в Россию от одного монгольского хана в подарок царю Михаилу Федоровичу. С опаской пробовали московитяне диковинный напиток. Вот отзыв того времени: «Питие доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно».

-Когда в России появился чай, то многие люди даже и не знали, как его приготовить.

-Послушайте одну историю. (читает ученик) «Раз прислал мне барин чаю.»

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком И петрушки корешок.

-Сейчас вы услышите, как правильно нужно заваривать чай. (Рассказывает ученик)

«. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,— от этого чай становится чище и ароматнее. Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться — и у вас. готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий».

-Вплоть до 18 века чай можно было купить только в Москве и на ярмарках. Стоил он дорого, и простому люду был недоступен. В Россию его ввозили из-за границы. Только в 1814 году в Ботаническом саду в Крыму был посажен первый опытный куст. И затем чай прижился в южных краях России. С 19 века чай стал народным напитком. Повсеместно открывались чайные трактиры, где за пузатым самоваром собирался русский люд потолковать о том, о сем.

6. Польза чая

-Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен укусу змеи». Значит пить нужно, только свежезаваренный чай.

-Придворные лекари того времени вынесли свое заключение: «Изрядное есть лекарство против насморков, головоболезней».

- О пользе чая расскажут ребята.

Ученик!. : Я хочу открыть секрет Ученик2:

И полезней дать совет:

Если хворь с кем приключится - Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Ученик 3:

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет,

Силы новые дает и друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!

7. Чайные плантации.

-Где сейчас мы берём чай?

-Посмотрите, как выглядят плантации, на которых выращивают чай.

Вот огромное поле. Оно все засажено темно-зелеными кустами. На этих кустах очень много мелких листиков. Это и есть чай.

-Ароматный чай получается из самых молодых, свежих побегов - трех верхних листиков. Сорвешь их - и жди, пока опять отрастут. Впрочем, отрастают они быстро.

-Собирают с кустов листики вручную и отвозят на фабрику. На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листья обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах. У чая особое свойство - впитывать всякий запах.

8.«Самовар» в литературном чтении

- Угадайте, из каких произведений взяты эти строки (читают дети)

9. Пословицы о чае

- Немало пословиц и поговорок сложил русский народ о чае и его свойствах. (Читают по цепочке)

- Спишите в тетрадь одну из пословиц.

10. Выпечка к чаю.

-Постепенно в быт России вошло чаепитие и стало одним из важнейших элементов общения людей. Было принято звать в гости на чашку чая, пили его с холоду, после баньки, с устатку, с дороги. Чай бодрил, согревал, поднимал настроение.

-Трудно представить чайный столбезвыпечки.

-Что пекли в старину? Отгадайте загадки. (читают дети)

1 .Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо. (Пирог.)

2. Кольцо не простое - кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объедение! (Бублик.)

(«Подать на блюдечке с голубой каёмочкой»)

IV. Закрепление:

1.- Выберите самое точное слово, чтобы закончить предложение:

Самовар - это символ (благополучие, доброта, гостеприимство, трудолюбие).

V. Рефлексия:

-Наш урок подошёл к концу. Давайте дадим ему оценку. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое и интересное, то прикрепите на доску к самовару чайную чашку. Если вам было не интересно и ничего нового вы не узнали, ваша чашка останется у меня. (дети оценивают урок)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (для второго часа по этой теме)

1. Профессии

-Прочитать текст и рассказать люди каких профессий участвовали в изготовлении самовара. (Приложение) В мире “самоварных” профессий

Овладеть ремеслом самоварщика было непросто. В самоварном деле было семь основных специальностей.

Наводилъщик сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму.

Лудильщик вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Токарь точил на станке и полировал самовар (рабочий, который вертел станок - вертельщик.

Слесарь делал ручки, краны.

Сборщик собирал самовар из отдельных частей, припаивал краны.

Чистильщик очищал самовар.

Токарь по дереву изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки. Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Сборка и отделка самоваров шли в основном на фабриках, а изготовление деталей - по домам.

Иногда целые деревни изготовляли одну, какую- нибудь деталь.

2. Принести, подать на блюдечке

3.- Что добавляют в чай (лимон, молоко, имбирь, корицу.)

- Как проходит чаепитие в вашем доме?

-

Публикации по теме:

Конспект урока в 3 классе «День космонавтики. Ракета» Технологическая карта урока технологии в начальной школе. Тема урока День Космонавтики. Ракета Цель Развитие художественно – творческих.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 1 классе «Нумерация чисел от 11 до 20» Конспект урока Класс: 1д Тема: «Нумерация чисел от 11 до 20. Образование, название, последовательность» Тип урока: урок «открытия» новых.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока во 2 классе «Традиции чаепития»
Опубликовано: 23 сентября 2024 в 14:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока во 2 классе «Традиции чаепития»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Машкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД