Вадим Абдуллин
Конспект урока для обучающихся колледжа «Тормозная система как важнейший элемент безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока для обучающихся колледжа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАШКИРСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
НА ТЕМУ:
«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО АВТОМОБИЛЯ?»
Составил преподаватель
специальных дисциплин:
Абдуллин Вадим Робертович
Публикация «Конспект урока для обучающихся колледжа „Тормозная система как важнейший элемент безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Специальность: мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Тема урока :
Тормозная система как важнейший элемент системы безопасности
Цели урока :
Методическая: организация исследовательской деятельности обучающихся как средства мотивации изучения МДК.
Обучающие :
Организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний в рамках главы «Тормозная система»;
применить теоретические знания в практической деятельности.
Ориентированные на развитие личности обучающихся :
развивать умение находить, анализировать оценивать информацию, представлять ее в виде оформленного результата деятельности;
развивать способность технического мышления, целеустремленности и инициативы
Воспитательные:
Воспитание у обучающихся устойчивого интереса к выбранной профессии
формирование коммуникативных способностей;
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний по блоку «тормозные системы»
Вид урока : урок – проект
Вид проекта: исследовательский
Педагогические средства и методы проведения урока : выступления обучающихся, демонстрация, проблемные вопросы, создание конечного продукта проекта.
Виды деятельности обучающихся : фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Материально – техническое оснащение: мультимедийные презентации, интерактивная доска, ПК, макеты тормозных систем (ВАЗ – 2107, ВАЗ -2110)
Межпредметные связи: материаловедение, тракторы, физика.
Словарная работа:
Техническое диагностирование - определение технического состояния объектов.
Дефектовка - определение причины неисправности какого-либо оборудования, оценка его годности специалистом
Техническое обслуживание - мероприятия профилактического характера, проводимые систематически, принудительно через установленные периоды, включающие определённый комплекс работ.
В результате освоения пройденного материала обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями (ОК) и (ПК)
Уметь:
выполнять работы с соблюдением требований безопасности;
соблюдать экологическую безопасность производства;
осуществлять разборку и сборку агрегатов и сборочных единиц автомобилей;
монтировать и регулировать узлы и механизмы автомобилей;
выявить и устранять дефекты при проверке во время эксплуатации и в процессе ремонта автомобилей;
составлять дефектовочные ведомости на ремонт оборудования.
Знать:
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
порядок и правила использования средств технического обслуживания и ремонта
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово преподавателя
Итак, внимание!
Время позднее, дорога свободная, настроение отличное (Cлайд 1). Парень гонит, выжимает из машины все её скоростные возможности, как вдруг из лесочка на шоссе неожиданно выходит человек. Водитель ударил по тормозам, но… (Слайд 2)
Визг тормозов, удар и тьма
Моё сознанье поглотила.
В короткий миг вся жизнь моя
Как в киноленте пролетела
В ней видел всё, что сделал я
Мотив поступка, слово, дело.
Сюжет отрывка из стихотворения основан на реальных событиях произошедших после ДТП
Автор неизвестен
(Слайд 3)
В течение предыдущих уроков мы изучали тормозные системы различных автомобилей с разными приводами и механизмами. Были рассмотрены такие вопросы как: назначение, устройство, работа тормозных систем автомобилей.
В настоящее время разрабатываются все новые и новые международные и национальные нормативные требования к структуре, показателям и характеристикам тормозных систем.
Перед нами возник основополагающий вопрос:
Чем вызвана необходимость в постоянном усовершенствовании эффективности тормозных систем автомобилей?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы сформировали 3 группы, которые провели определенную исследовательскую работу.
Итак, тема урока «Тормозная система как важнейший элемент системы безопасности»
Сегодня каждая из групп представила нам свои исследования – проекты, которые в конце урока мы объединим в наш общий проект – «Водитель – автомобиль – дорога»
III. Защита проектов.
Защита первого проекта:
«Почему применяется гидропривод на легковых автомобилях?»
Задача:
объяснить причину выбора гидропривода в тормозных системах легковых автомобилей.
Вопросы к первой группе:
1. Для чего предназначен гидропривод в тормозной системе и из каких компонентов он состоит?
2. На чем основан принцип действия тормозного гидропривода?
3. По каким причинам гидропривод стал более предпочтительным для легковых автомобилей, оптимальным по сравнению с другими приводами?
Обучающиеся : ___ и ___ проведут работу по диагностике главного тормозного цилиндра со снятием и разборкой.
Алгоритм выполнения работ:
1) Отсоединяем колодку жгута проводов от датчика уровни жидкости
2) Отворачиваем две гайки крепления гл. тормозного цилиндра к вакуумному усилителю
3) Отворачиваем гайки крепления тормозных трубок
4) Перевернуть цилиндр и слить жидкость
5) Используя деревянную лопатку в качестве рычага снимаем бачок
6) выворачиваем два стопорных винта
7) Извлекаем 2 поршня
8) Обращаем внимание ржавчины не должно быть
9) Манжеты не должны быть порванными и разбухшими
10) Проверяем упругость пружин
11) Перед сборкой промываем и собираем в порядке, обратном разборке.
Вывод
Основной причиной применения гидропривода является точность исполнения торможения так как давление жидкости направлено одинаково во все стороны или, по-другому, во все тормозные механизмы. Также немаловажны четкость исполнения, быстрота реагирования, высокий КПД, простота конструкции и невысокая цена по сравнению с пневматическим приводом.
Защита 2 – го проекта:
«Почему все еще используют барабанные тормозные механизмы?»
Задача: объяснить необходимость применения барабанных тормозных механизмов.
Вопросы ко второй группе:
1. Для чего предназначен барабанный тормозной механизм и как устроен?
2. Как работает данный тип механизма?
3. Почему барабанные тормозные механизмы применяются на современных автомобилях?
Обучающиеся : ___ и ___ проведут диагностику барабанного тормозного механизма со снятием тормозных колодок и рабочего тормозного цилиндра
Алгоритм выполнения работ:
1. Поднимаем автомобиль и снимаем колесо
2. Откручиваем два установочных штифта
3. Снимаем барабан, если не получается сразу, то выбиваем резиновым молотком
4. Отворачиваем штуцер, тормозные трубки и откручиваем 2 болта крепления цилиндра
5. Снимаем и устанавливаем новый в порядке, обратном снятию
6. Снимаем стяжные пружины плоскогубцами
7. Снимаем расжимную планку и направляющую пружинку …. снимаем колодки
8. Устанавливаем все в обратном порядке
9. Прокачиваем систему.
Вывод:
Барабанный тип механизма имея свои недостатки все же не лишен внимания и интереса у производителей. Одна из главных причин – снижение стоимости автомобиля, так как простая конструкция и применяемые материалы дешевле. Они меньше загрязняются, а значит, меньше и медленнее изнашиваются. Cсоответственно, затрат на обслуживание меньше. Поэтому они успешно применяются на автомобилях повышенной проходимости (внедорожниках, предназначенных для суровых условий эксплуатации, где в первую очередь нужна проходимость, а не скорость…
Таким образом, стоит еще учитывать и то, что многие водители ездят в спокойной манере на простых недорогих автомобилях с невысокой мощностью двигателя. В этом случае барабанные тормоза отлично справятся с поставленной задачей.
Защита 3 – го проекта:
«Что являлось стимулом для бурного развития дисковых тормозных механизмов?»
Историческая справка: дисковые тормозные механизмы появились в начале XX века, а стали использовать только через полвека!
Задача:
объяснить необходимость применения дисковых тормозных механизмов.
Вопросы к третьей группе:
1. Для чего предназначен и как устроен дисковый тормозной механизм?
2. Как работает данный тип механизма?
3. По каким причинам дисковые тормозные механизмы стали вытеснять барабанные?
Обучающиеся ___ и ___ проведут диагностику дискового тормозного механизма со снятием тормозных колодок и диска.
Алгоритм выполнения работ:
1. Поднимаем автомобиль и снимаем колесо (баллонным ключом на 17 или 19 откручиваем четыре болта)
2. Откручиваем два установочных штифта
3. Выворачиваем верхний и нижний болт креплений пальцев
4. Промаркируем колодки, если предполагается заново устанавливать
5. Снимаем тормозные колодки
6. Очистим от грязи и ржавчины посадочные места
7. Выворачиваем два направляющих штифта и снимаем диск
8. Если устанавливаете старый диск, то напильником надо снять буртики (результаты износа)
Вывод:
Стимулом для развития дисковых тормозных систем является хорошая устойчивость при торможении, незначительное снижение эффективности тормозного действия при нагреве тормозного механизма, хороший отвод тепла, легкость обслуживания, состоящая в замене колодок…
Самое главное – уменьшение тормозного пути автомобиля, ведь от этого может зависеть жизнь человека!
IV. Вывод к основополагающему вопросу:
Таким образом мы с вами в каждом проекте попробовали устранить дефекты в тормозных системах и теперь мы попробуем ответить на наш основополагающий вопрос.
Чем вызвана необходимость в постоянном усовершенствовании эффективности тормозных систем автомобилей?
Вывод:
Необходимость усовершенствования тормозных систем автомобилей направлена на повышение безопасности движения. ДТП происходят из – за того, что водитель вовремя не успевает остановить автомобиль. Высокие скорости, интенсивное движение и др. факторы требуют не только безупречной работы тормозных систем, но и заставляют думать над модернизацией тормозной системы.
Преподаватель:
В настоящее время происходит непрерывное дальнейшее совершенствование тормозных систем автомобилей за счёт использования управляющей электроники — можно назвать такие сравнительно недавние новшества, как, АБС или система курсовой устойчивости и так далее — результатом чего становится дальнейший рост активной безопасности.
V. Рефлекция
Задача: инициировать рефлекцию обучающихся по поводу своего состояния, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и в группе.
Что вам понравилось в этой работе и какая информация показалась интересной?
Я уже решил, что моя профессия будет связана с техникой…
Я понял, что тормозной системе надо уделять много внимания, быть внимательным и ответственным, проверять и своевременно обслуживать, так как от этого зависит наша жизнь и жизнь окружающих…
Я научился работать интернет – ресурсами, из огромного объема информации извлекать нужный мне…
Мне понравилось, что современная тормозная система становится очень эффективным, быстрым и четким, таким образом это очень облегчает труд водителя…
Я реализовал при составлении общего проекта «водитель – автомобиль – дорога» свои знания и умения по работе с компьютером в области графических программ…
Мне было интересно работать вместе со всеми, быть одной командой, помогать друг - другу…
Параллельно с рефлекцией «креативный редактор» создает электронную версию «Водитель – автомобиль – дорога»
VI. Демонстрация конечного «продукта» проекта «Водитель – автомобиль - дорога»
Итак, внимание!
VII. Домашнее задание:
а) Подобрать материал для зачета по изученной главе «Тормозные системы»
Учащиеся записывают домашнее задание.
Подведение итогов
Оценивается работа каждой группы, выставляются оценки обучающимся, учитывая проделанную работу, состояние, самооценку.
Преподаватель: Спасибо за урок. Можете быть свободны.
Список использованной литературы
1. Родичев В. А., Тормозные системы // Автомобили 2018г.
2. Пехальский А. П., Тормоза // Устройство автомобилей 2016г.
3. Ф. И. Ламака Тормозная система // Лабораторно – практические работы по устройству автомобилей
4. www.gazgroup.ru - интернет сайт
5. www.vseoavto.ru - интернет сайт
6. Виды проектной деятельности // 2016г.
7. Росавтоком (Автомобильный портал России)
www. Rostavto. com
8. Введение в нанотехнологии https: // nano – edu.ulsu.ru