Любовь Киринчук
Толерантное воспитание в начальной школе как средство саморазвития личности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация воспитательного процесса в начальной школе должна быть направлена на развитие нравственности, коммуникативного, эстетического потенциала школьника. Считаю, что, только формируя толерантную личность, можно решить поставленные цели.
Публикация «Толерантное воспитание в начальной школе как средство саморазвития личности» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Самообразование, саморазвитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планируя работу учителя по формированию элементов толерантного сознания у учащихся начальной школы, я предлагаю вести учебно-воспитательную работу с опорой на программу толерантного воспитания, разработанную учителями: Лысенко Л. А., Тумановой Н. А., Киринчук Л. В., а именно на авторский блок-модуль, составленный учителем начальных классов Киринчук Л. В.
Задача:– Выработка основных качеств личности, как залог усвоения младшими школьниками общечеловеческих ценностей
1. Мир, в котором я живу. (1-4 классы) :
- Добро.
- Услышать сердце человека.
- Познай самого себя.
- Мой жизненный выбор.
- Я - Землянин.
- Холокост.
Модуль «Добро»
Задача- познакомить учащихся с понятиями Добро, любовь к ближним, отзывчивость, скромность
Содержание модуля
1. Классный час. Тема «Доброта и отзывчивость», скромность, любовь к близким.
2. Изучение правил товарищества, правил вежливости, правил честной игры и состязательности.
3. Игра – драматизация по стихотворению А. Барто «Рукавички я забыла».
4. Оказание посильной помощи своей семье.
5. Конкурс рисунков на тему «Добро и Зло».
6. Оказание помощи ветеранам и престарелым людям.
7. Участие в экологических рейдах, забота о благоустройстве школы.
8. Создание классных комитетов разбора конфликтных ситуаций, комитетов справедливости.
9. Анкетирование учащихся.
Ожидаемый результат - добиться сформированности уважительного отношения друг к другу, уважения к старшим, готовность прийти на помощь, отзывчивость, скромность, бережное отношение к родителям
Модуль «Услышать сердце человека».
Задача: учиться формировать верные суждения о других людях
Содержание модуля
1. Классные часы: «Ты не один на свете», «Справедливость в словах и поступках», «Верность слову и обещаниям».
2. Игры «Кто что любит делать?», «Замок лгунов и дворец Правды», «Льдинки Снежной королевы», «Цветик– семицветик».
3. Рисунки на тему: «Как растопить льдинки Снежной королевы».
4. Игры-пантомимы, сценки- экспромты.
5. Разыгрывание ситуаций.
6. Анкетирование «Преодоление трудностей вместе с товарищами».
7. Коррекционные игры.
Ожидаемый результат – воспитание отзывчивости, умения услышать и понять другого человека, терпимости к мнению другого человека
Модуль «Познай самого себя».
Задача: помочь каждому ребенку познать самого себя, осознать свою индивидуальность.
Содержание модуля.
Классные часы: «История твоего имени», «История твоей семьи», «Твои достоинства и недостатки».
1. Рисунки на тему: «Мои хорошие качества, я их вижу», «Мои плохие качества».
2. Классные часы на тему: «Я знаю о себе все» :
А) Мой портрет.
Б) Мое настроение.
В) Мои привычки.
Г) Мои поступки.
4. Игры: «Волшебный стул», «Послушай меня», «Пушистый котенок», «Волшебная лавка», «Цветовые ассоциации», «Колодец желаний», «Волшебные сундучки».
Ожидаемый результат – способность к самокритике, стремление к саморазвитию
Модуль «Мой жизненный выбор».
Задачи: воспитать у детей чувство товарищества, терпимость к
чужим мнениям, признание своего равенства с другими.
Содержание модуля.
Классные часы: «Взаимопомощь и взаимная поддержка», «Ябедничество», «Бескорыстная дружба», «Сопереживание».
Разыгрывание ситуаций.
Знакомство с законами дружбы школы Сухомлинского. Использование мимики, жестов.
Театрализация мультфильмов.
Ожидаемый результат – воспитание уважения к традициям, терпения, доверия к людям
Модуль «Я - Землянин»
Задачи: знакомство с историей, природой, жизнью людей разной
национальности, осознание «чужого» в детской среде, формирование чувства Землянина.
Содержание модуля.
1. Знакомство со сказками народов мира.
2. Классные часы: «Будь непримиримым к грубым и черствым», «Ты готов выступить против лжи?», «Милосердие», «Природа и мы», «Чужой в детской среде».
3. Игры: игра-ассоциация «Человек-солнышко», «Давайте говорить комплименты», «Слепой и поводырь», «Раскрашиваем чувства», «Букварь природы».
4. Экологические ситуации.
5. Акция «День Земли».
6. Устный журнал «Чтобы жить».
7. Знакомство с чертами толерантной личности.
Ожидаемый результат – развитие таких качеств, как способность к сопереживанию, доброта, доброжелательность, уважение вероисповеданий других народов. Увеличение уровня толерантности классного коллектива.
Модуль» «Холокост»
Задача: познакомить учащихся с явлением Холокоста (с 4-го класса)
Содержание модуля.
1. Классные часы: «Холокост-что это?», «Не станем ли мы следующими жертвами?», «Праведники мира».
2. Игра «Воздушные шарики».
3. Телепередача «В чем красота человека?».
4. Внеклассное мероприятие «Все начинается с любви».
5. Внеклассное мероприятие «Никогда снова»
Ожидаемый результат - уменьшение числа конфликтов, возникающих на почве религиозных, национальных, этнических и личностных взглядов и установок.
Практика моей работы убедила, что работа по блокам модулям приносит свои плоды. Ребята становятся Добрее, терпимее друг к другу.
Данный опыт может быть использован учителями начальных классов при организации учебно-воспитательного проц