анна шухова
Ток-шоу для родителей «Почему ребенку нужна игра?» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Ток – шоу для родителей «Почему ребенку нужна игра». Средняя группа
Воспитатель МДОУ №110 Ярославля Шухова Анна Васильевна
Цель: повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Публикация «Ток-шоу для родителей „Почему ребенку нужна игра?“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Задачи: показ родителям значения совместных игр и игрушек для развития ребенка; ознакомление с правилами организации игровой деятельности; обсуждение вопроса организации игровой среды в условиях семьи; развитие навыков общения родителей со своим ребенком в процессе игры; формирование у родителей представлений о значении игры в развитии ребенка, интереса к проблеме; приобщение к игре ребенка в условиях семьи.
Форма проведения: ток – шоу (встреча состоится по типу телевизионных аналоговых программ, в ней принимают участие педагоги, психолог, родители; присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения, подключиться к дискуссии, проанализировать ситуации, выслушать мнение специалистов и сделать собственный вывод).
Участники: дети, родители, педагог – психолог, воспитатели.
План: 1. Вступление
2. Дискуссия
3. Заключение: анкетирование родителей; принятие решения.
Ход:
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д. В. Менджерицкая
1. Вступительная часть.
Ведущий: возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании в ходе реализации ФГОС?
Для системы дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены обязательные образовательные области и целевые ориентиры образования.
Изменения такого рода предполагают изменения подходов к организации воспитательно – образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Вы заметили, что покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем дети? Это не случайно.
Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света?», - он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, а играть. Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, стадионах, сценах, казино. Взрослые играют в политику, деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослыми и ребенком – в центре игрушек.
2. Основная часть: дискуссия.
Помните, во что вы играли в своем детстве? (ответы родителей).
К сожалению, дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать? (выслушиваются мнения взрослых).
Ведущий обобщает: прерывается многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, более агрессивной, индивидуалистической. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучением животных, бессмысленное разрушение и т. п.). А зачем ребенку нужна игра?
Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи (наглядно показано на слайде) :
• «Игра – это школа произвольного поведения» Д. Б. Эльконин;
• «Игра – школа морали в действии» А. Н. Леонтьев.
Ведущий:
Многие родители знают, что ребенок любит играть, роль игры в развитии их детей очень велика, но не все родители отличают игру от других видов деятельности. К игре детей они относят забавы и шалости, досуг и слушание книг, просмотры передач и другое. Любимые игры, по их мнению, это игры в школу, детский сад, больницу, куклы и подвижные игры, настольные и компьютерные игры. Многие взрослые недооценивают роль игры в развитии ребенка.
Да, игры очень важны для каждого ребенка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком, продавцом и т. п. очень популярна, любима сюжетно – ролевая игра, она готовит их к будущей жизни. Называется она так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сюжета, игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми. Они сами придумывают в ней правила и следуют им, а в дальнейшем придерживаются их в решении жизненных ситуаций.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
Вопрос: В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
Ведущий предлагает желающим высказаться, после чего обобщаются ответы.
Ситуация для анализа:
На участке детский гомон. Новенький, мальчик 5 лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору : одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними?- обращается к ребенку воспитатель.
Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
- Не-е-е. я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих детей.
- За что же ты в них хочешь стрелять? Обращается педагог.
- а так ни за что…Я разбойник! Сейчас совершу на них налет! – в голосе недружелюбные нотки.
- Ему бы только стрелять да в войну играть, -жалуется вечером мать.
- Для подобных игр у него нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет лежащие у мамы в пакете.
- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, и игрушки бы ему другие, например…
- А зачем? Недоумевает мать. - Пусть играет во что хочет. Какое это имеет значение?
Вопрос: Какое значение в становлении личности имеют те роли, которые берет на себя ребенок? В чем, по – вашему, состоит воспитательное значение игр? (выслушиваются мнения родителей).
Комментарий воспитателя: В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизируется словарь, развивается любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни; позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Комментарий педагога – психолога: (провоцирует родителей на ответы). На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что – то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.
Вопрос: есть ли другие точки зрения о значении детской игры? (воспитатель предлагает высказаться).
Психолог: Значение игры порой недооценивается. Современные исследования показали, что оперирование предметами – заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ваш ребенок, и какие использует предметы. Например, из цветка ромашки может приготовить кукле яичницу, палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, что мишке больно, что он сам капитан и т. п.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу : «доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражение «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телепередач.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает ДОУ, то в лучшем случае дома он поиграет вечером, если не будет других соблазнов. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, дети отражают в игре и негативные впечатления, представления о мире.
Ведущий: при подготовке к нашему мероприятию мы провели опрос детей и анкетирование родителей. Родители в своих ответах на вопросы: «играете ли вы с ребенком?», «Играете ли вы с ним вместе?», «Ваш ребенок любит играть с вами?» - ответили положительно. А дети на вопрос «С кем вы играете дома?» ответили, что играют : в одиночестве – 64%, с братьями, сестрами -36%. Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Исходя из полученных результатов, можно предположить, что родители стараются создать игровую среду для детей, но недостаточно активно принимают участие в играх.
Детская игра связана со всеми сторонами жизни ребенка, содействует адекватному психическому развитию, росту творческих способностей дошкольников. Дети предпочитают играть в следующие игры : войну, гонки, пиратов, машины, летчиков -21%;.дочки-матери, игрушки – 29%; подвижные игры -15%; строительные игры -15%; сюжетные игры -10%; компьютер - 4%, вместо игры называли только игрушки, которыми манипулируют (трансформеры, барби) – 20%; не могли назвать ни одну игру -5%.
3. Заключительная часть.
Анкета
1. Какие вопросы в рамках данного мероприятия Вас заинтересовали?
2. Что в ходе собрания Вас не устраивало?
3. О чем бы Вы хотели услышать дополнительно?
4. Что Вам показалось наиболее удачно?
5. Ваши пожелания.
Воспитатель обобщает: Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение».
Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Совместная игра ребенка с взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребенком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребенка.
Вариант решения мероприятия:
1. Поддерживать ребенка в стремлении играть и создавать ему игровое пространство.
2. Организовывать в семье совместные игры и активно участвовать в играх ребенка.
3. Организовывать семейные экскурсии по интересам детей.