Марина Камынина
Тканевая пластика как форма развития художественно-творческой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней жизни. Желание творить – возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе творца, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание ненависть, смелость и трусость. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творческая личность – это достояние всего общества. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности. Но чтобы не загубить искру творчества в душе ребенка мы, взрослые, просто обязаны предоставить ему широкий спектр деятельности, способствующий самовыражению ребенка, творческому развитию маленькой личности. И я хочу познакомить вас с очень интересным видом детской деятельности – художественное конструирование или тканевая пластика. Она дает возможность ребенку открыть для себя волшебный мир творчества, увидеть в деталях тканевого конструктора облако, радугу, животных и т. д. насладиться политрой цветовых гамм, сочетанием композиций, различных форм и величин. Большое значение этот вид деятельности имеет в развитии творческого воображения, фантазирования, художественного вкуса. Тканевая пластика более всегда схожа с рисованием, аппликацией и сюжетной игрой, но не приравнивается к ним. Следует отметить, что в качестве ведущего принципа был выделен принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности - игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно-речевой. Не все они включаются в процессе творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности. Тканевая пластика – это конструирование изображений из плоских элементов конструктора (разнообразных геометрических фигур). Приёмы конструирование из деталей конструктора просты и доступны ребенку дошкольного возраста и позволяют моделировать изображения любого содержания. Детали конструктора можно быстро передвигать и пробовать различные варианты построения изображения на плоскости. Конструктор несложно сделать самим. Комплект состоит из набора игровых рабочих полей (фонов) и геометрических фигур разных цветов, и оттенков и нескольких градаций величины по десять- двадцать деталей каждого цвета и размера. Для каждого возраста подбирается определенный комплект рабочих полей и деталей, который отличается составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по цвету геометрических фигур, входящие в комплект конструктора. Важно, чтобы все элементы, входящие в конструктор, совпадали по размеру, дополняли и взаимно заменяли друг друга. Детали конструктора вырезают из хлопчатобумажной, фетровых тканей ярких цветов, что придаст элементам конструктора привлекательность. Если включить в состав набора конструктора небольшие отрезки шерстяных ниток или куски непряденой шерсти, это даст возможность создавать полуобъёмные композиции. Например, с помощью коротких ниток можно дополнить изображение ежа иголочками, придать объём кронам деревьев, сделать пушистой шерсть животных. Цвет игрового поля, его размер и форма подбирают не произвольно, они согласуются с конкретными задачами обучения конструированию. Игровое поле для составления декоративного узора может быть квадратным или прямоугольным, овальным или круглым, или иметь например, форму силуэта фартука, сарафана, платья. Поле может быть большим или маленьким. На нем должны свободно помещаться предполагаемое количество элементов конструктора. Тканевая пластика одновременно развивает у детей умственные, художественные и конструктивные способности на всех этапов обучения. Применение тканевой пластики имеет целый ряд положительных сторон; • Приемы конструирования из деталей конструктора просты и доступны ребенку дошкольного возраста и позволяют моделировать изображения любого содержания. • Дают возможность символически выразить свое отношение к реальности,что имеет большое значение в развитии творческого воображения, фантазирования, художественного вкуса детей. • Мобильность (детали конструктора можно быстро передвигать и пробовать различные варианты построения изображение на плоскости) • Конструктор не сложно сделать самим, он не требует большого финансирования. Тканевая пластика предполагает работу по подгруппам в форме коллективного и индивидуального взаимодействия между детьми и взрослыми или между взрослым и ребенком в совместной работе. Индивидуальный подход к каждому ребенку, создание на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решении творческих задач – важные условия творческой атмосферы. Для воспитателей детского сада художественное конструирование является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений задач всестороннего развития, воспитания, образования в : Развитие речи; Математике; Конструировании; Рисовании; Аппликации; Экологическом воспитании; Эмоциональном воспитании. В процессе работы с конструктором решаются задачи ознакомления: с сенсорными эталонами, Развития внимания, Наблюдательности, Зрительной памяти, Речи, Мышления, Мелкой моторики. Конструирование из тканевого конструктора позволит дошкольнику не только освоить изобразительны средства, но и решить изобразительные и выразительные задачи. Развивающие задачи Овладение «языком» изобразительной деятельности и композиционными средствами выражения: ритмом, симметрией, контрастом Анализ неоднородных свойств предметов, подбор эталонов, адекватных свойствам конструируемого объекта. Совершенствование технических навыков конструирования путем осуществления действий замещения по построению и использованию моделей разных типов для решения конструктивной задачи пространственных отношений между изображаемыми объектами и их частями. Развитие умения изменять и преобразовывать усвоенные графические образы в зависимости от содержания изображения. Важно научить ребенка изображать персонаж таким, каким он является в данном контексте, передать его позу, настроение состояние души. Выразительность образа достигается цветом и изображением, прорисовкой некоторых деталей (одежда, длинный нос, борода). Развитие способности использовать пространственно- временную модель при конструировании сюжетной композиции. Иными слова можно сказать: тканевая пластика одновременно развивает у детей умственные, художественные и конструктивные способности на всех этапах обучения, предъявляет ряд серьезных требований к развитию мышления, воображения – познавательных и творческих способностей и предполагает задания на овладение детьми общими способам действия с конструкторским материалом, используя определенные средства и технические навыки.