Ольга Владимировна Селиверстова
Типы и виды проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей. Таким образом, структура проекта, адаптированная к ДОУ, будет выглядеть так:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования).
Разработка проекта - план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы).
Публикация «Типы и виды проектов» размещена в разделах
• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).
• в каких источниках можно найти информацию.
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта – практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели).
Подведение итогов - определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).
Осуществляя проектную деятельность в ДОУ, необходимо придерживаться фаз, стадий и этапов классической структуры проекта и действовать, ориентируясь на содержание структурных компонентов.
В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов, Также существует классификация проектов :
• по составу участников;
• по целевой установке;
• по тематике;
• по срокам реализации;
Типы проектов в ДОУ
(по Л. В. Киселевой)
№ Типы проектов Содержание Возраст детей
1 Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст
2. Ролевой-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Со второй младшей группы
3. Информационно – практико - ориентированный Дети оформляют информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы) оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы
4 Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы
Методические рекомендации воспитателям по построению модели проекта
(по Е. С. Евдокимовой)
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации:
- с детьми 3-4 лет: на подражательно - исполнительском уровне;
- с детьми 5-6 лет: развивающий уровень: взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключает к реализации идей детей.
- с детьми 5-6 лет: творческий уровень: взрослый поддерживает и развивает творческую активность детей, создает условия для самостоятельной проектной деятельности.
Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе (3-4 года)
Шаги Содержание
1 Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей
2 Постановка цели проекта, его мотивации
3 Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана
4 Совместное движение взрослых и детей к результату
5 Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (5-6 лет)
Шаги Содержание
1 Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
2 Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата
3 Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта
4 Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого
5 Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач
6 Совместное определение перспективы развития проекта
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (6-7 лет)
Шаги Содержание
1 Постановка детей в определенные условия; Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
2 Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
3 Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта
4 Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу
5 Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач
6 Совместное определение перспективы развития проекта
Ориентиры проектирования :
1. Зоны актуального и ближайшего развития воспитанников (применение имеющихся и приобретение новых знаний в разных сферах окружающей действительности).
2. Отношения "ребенок - взрослый" : наблюдение за деятельностью – эпизодическое участие в ней – партнерство - сотрудничество.
Используемая литература:
• Виноградова Н. А. «Образовательные проекты в детском саду»/пособие для воспитателей. - М: Айрис-пресс, 2008г
• Масленникова «Экологические проекты в детском саду» . -Волгоград: Учитель, 2011г