Кристина Болдова
Типичные трудности в общении с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении ребенка с взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников— связанные с повышенной импульсивностью (гиперактивностью) и с заторможенностью (пассивностью) детей. И то, и другое в одинаковой мере затрудняет общение с взрослым, нуждается в своевременной коррекции.
Темочки:
Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. В данном случае мы не затрагиваем проблему распространенного в настоящее время синдрома дефицита внимания или гиперактивности (СДВГ, хотя несмотря на отсутствие диагноза, определенные признаки гиперактивности у этих детей безусловно есть. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют этот интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого—они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно. Стремление к самостоятельным действиям (я так хочу) оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила.
Такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако знание правила не отражается на их поведении. Правило остается субъективно не значащим. Интеллектуальный уровень и творческая активность при этом могут быть достаточно высокими, но в ситуации занятий импульсивные дети часто отвлекаются сами и мешают остальным. Основная проблема здесь в неразвитости произвольности, т. е. неспособности сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.
Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и, казалось бы, усидчивы. Они ничем не выделяются и не нарушают дисциплины, никому не мешают, спокойно и покорно выполняют поручения и (рослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Такие дети очень «удобны» в группе — они не требуют к себе внимании, почти незаметны. Однако такая покорность должна ни настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к окружающему—к играм, предметам, самостоятельной деятельности, —которое порождает полную пассивность детей. Как правило, у них сниженный эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не проявляют интереса к играм и занятиям, хотя и участвуют в них наравне с другими. Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого ответа, а тем более самостоятельного высказывания. Они равнодушно принимают любые предложения взрослою, никогда не отказывают ему, но, как только нужно проявить инициативу в игре или на занятиях (что-нибудь придуман., сочинить, ответить на вопрос, молчат, опускают глаза, пожимают плечами и явно не знают, что делать. В их поведении, в особенности и новой, проблемной ситуации, чувствуется скованность и напряженность, которая мешает включиться в деятельность и проявить себя. Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно ждут указаний и инструкций. Несмотря на покорность и «послушность» таких детей, общаться с ними достаточно трудно: они никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, редко отвечают на вопросы, не проявляют себя. А без взаимной активности общение сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка. Хотя эти дети и не приносят особого беспокойства воспитателю, он должен обращать на них особое внимание. Их пассивное, «незаметное», зависимое поведение может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и инициативности.
Детей, относящихся к описанным группам, можно выявить с помощью наблюдения. Однако далеко не всегда повышенная активность ребенка свидетельствует о его импульсивности и отсутствии произвольности, а спокойное, пассивное поведение—о неразвитости интересов и творческой активности. Для более точного выявления описанных трудностей следует использовать специальные методические приемы.