Получи документы

Организационно-содержательная система наблюдений в пространстве ДОО как условие познавательного развития детей

Резеда Николаева
Организационно-содержательная система наблюдений в пространстве ДОО как условие познавательного развития детей

Тезисы педагогического чтения «Организационно-содержательная система наблюдений в пространстве дошкольной образовательной организации как условие познавательного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Социально-психологическое пространство в современной дошкольной образовательной организации должно быть организовано таким образом, чтобы в нем были созданы условия для развития каждого ребенка. Познавательное развитие дошкольников – одна из приоритетных целей дошкольного образования. Ее актуальность обусловлена тем, что в Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. отмечено, что сегодня существует социальный заказ общества на формирование личности, «обладающей познавательной активностью, исследовательскими умениями, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве» [8].

Публикация «Организационно-содержательная система наблюдений в пространстве ДОО как условие познавательного развития детей» размещена в разделах

Каждый дошкольник – стремится к активной деятельности, «он маленький исследователь, с удивлением и радостью открывающий для себя мир» [4]. Вот почему наблюдения наиболее близки и естественны для ребенка. Однако педагогический потенциал наблюдений «недостаточно используется в пространстве дошкольных организаций для познавательного развития детей» [2]. Отсюда возникает проблема: какой должна быть организационно-содержательная система наблюдений в детском саду, чтобы она способствовала познавательному развитию каждого ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста.

Наблюдение – это «познавательно-исследовательская деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности» [3]. Наиболее эффективной формой являются циклические наблюдения, которые проводятся в различные режимные моменты повседневной жизни детей в детском саду (на прогулках, экскурсиях, в уголке природы, на экологической тропе). Спецификой циклических наблюдений является их протяженность во времени и следование одного наблюдения за другим. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к изучаемому объекту или явлению [4].

Разработанная в нашем детском саду организационно-содержательная система наблюдений для детей младшей и средней групп включает 2 блока.

1 блок. Циклические (сезонные) наблюдения за объектами природы на прогулках.

2 блок. Проект «Удивительный мир комнатных растений».

Цель системы наблюдений – познавательное развитие детей.

Задачи системы наблюдений : обучение элементарным умениям вести наблюдение и познавательно-исследовательским действиям; развитие познавательного интереса, любознательности; воспитание бережного отношения к природе, настойчивости, самостоятельности в наблюдениях и труде в природе.

Циклические (сезонные) наблюдения за объектами природы на прогулках для детей младшей и средней групп различаются по своим целям, содержанию и методам работы с детьми. В младшей группе наблюдения очень короткие. Цель их – научить детей внимательно рассматривать объект, выделять и называть его внешние признаки, познакомиться с его свойствами. Воспитатель обращает внимание детей на что-то новое, появившееся на участке, и рассказывает о нем: «Смотрите, дети, какие нежные зеленые листочки появились на этом кусте. Осторожнее, не трогайте их, они еще очень хрупкие. Мы будем их беречь». В средней группе воспитатель учит детей устанавливать связи между конкретными фактами. Например, наступила весна, солнце светит ярче – поэтому на деревьях появляются листочки. Педагог использует познавательные вопросы и беседы.

Организация и содержание наблюдений в младшей и средних группах подчинена следующим требованиям:

1. Цикличность наблюдений предполагает многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту наблюдения в течение длительного времени. Разное содержание наблюдений дает возможность детям получать новые знания и делать новые «открытия».

2. Пространственная организация наблюдений предполагает максимальную доступность объекта или явления для восприятия каждого ребенка. Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, поясняет, отвечает на вопросы.

3. Продолжительность наблюдений – достаточная для внимательного рассматривания объекта наблюдения детьми определенного возраста. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления. В младшей и средней группах наблюдения кратковременнее, чем в старших группах.

4. Структура наблюдения включает три компонента – начало, основная часть, заключительная часть. В начале наблюдения педагог использует методы для привлечения внимания детей (словесные методы, сюрпризный момент, неожиданный вопрос). В основной части наблюдения используются методы, которые обеспечивают самостоятельное получение сенсорной информации каждым ребенком (опыты, моделирование, труд в природе, вопросы, беседа). В заключительной части наблюдения педагог с помощью вопросов помогает детям сделать выводы по результатам наблюдения.

Педагог обязательно планирует систему наблюдений в каждой группе детского сада: составляет перспективный план на учебный год и по временам года; определяет задачи и содержания каждого наблюдения цикла; выбирает место и время проведения наблюдения; определяет количество детей, которые участвуют в нем одновременно; выбирает методы обучения детей для начала, основной и заключительной частей наблюдения.

Коллективный проект «Удивительный мир комнатных растений» реализуется в средней группе поэтапно. На подготовительном этапе для мотивации детей и родителей на участие в проекте воспитатель проводит «круглый стол» с детьми и родителями. На организационно-деятельностном этапе дети активно включаются в реализацию проекта в разных видах деятельности: труд в природе, продуктивные виды деятельности, художественно-речевая, музыкальная деятельность. Проводятся такие мероприятия: рисование на тему «Мой любимый цветок», аппликация «Комнатные цветы», лепка «Красивый цветок», создание гороскопа детей с комнатными растениями. На заключительном этапе подводятся итоги работы по проекту. Содержание этого этапа: конкурсы «Кто быстрее соберет и красивее составит букет из искусственных цветов» и «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу», чтение стихов о цветах, складывание цветов из элементов, танцевальная импровизация под «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик», исполнение песен о цветах.

Для расширения компетентности родителей по организации познавательного развития детей с помощью системы наблюдений проводятся групповые консультации, экскурсии в уголок природы, конкурсы рисунков и поделок детей, открытые виды детской деятельности, конкурс растениеводов и т. д. Во время экскурсии в уголок природы родители наблюдали, как дети ухаживают за растениями, узнали о методах руководства воспитателя работой ребят, увидели, какими умениями по уходу за растениями овладел их ребенок, могли сравнить успехи своего ребенка с успехами других детей. В результате проделанной работы родители воспитанников стали принимать более активное участие в деятельности детского сада по познавательному развитию детей через систему наблюдений, они стали оказывать существенную помощь в обогащении предметно-пространственной среды детского сада и в организации массовых мероприятий.

В результате реализации системы наблюдений предметно-пространственная среда младшей и средней групп была пополнена наглядным иллюстративным материалом (открытки, фотографии, слайды комнатных растений, картотекой дидактических игр «Комнатные растения и цветы», моделями «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».

Анализируя и оценивая достижения детей в познавательном развитии можно говорить об эффективности системы циклических наблюдений, благодаря которым дети обучились элементарным умениям вести наблюдение и познавательно-исследовательским действиям. Большинство детей стали самостоятельно планировать и проводить наблюдения. Возрос уровень познавательного интереса и любознательности каждого ребенка. Дети стали чаще проявлять бережное отношение к природе, настойчивость, самостоятельность в наблюдениях и труде в природе.

Представленный педагогический опыт полностью соответствует социально-образовательному заказу, проводимой политике в области дошкольного образования. Он востребован в практике работы детского сада.

Литература

1. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.

2. Зенина Т. Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2008. – 96 с.

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 143 с.

4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : Сфера, 2009. – 206 с.

5. Иванова А. И., Михайленко В. Я. Сезонные наблюдения в детском саду. – М. : Сфера, 2010. – 80 с.

6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL : https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Конспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развитияКонспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развития Конспект познавательного развития в группе раннего развития «Одеваем куклу Катю» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группыПерспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы. СЕНТЯБРЬ 1-2 занятие – мониторинг. 3. Занятие Т. И. Гризик.

Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности. В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребёнка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организационно-содержательная система наблюдений в пространстве ДОО как условие познавательного развития детей
Опубликовано: 18 августа 2021 в 20:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организационно-содержательная система наблюдений в пространстве ДОО как условие познавательного развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Резеда Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД