Ольга Чернова
Использование дидактических игр в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из главных задач в воспитании и обучении ребенка является развитие речи. Речь – одна из самых сложных высших психических функций человека и наиболее совершенная форма общения, которая присуща только человеку. В процессе речевой коммуникации люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга (Т. Б. Филичева).
Темочки:
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Актуальность
Актуальность проблемы формирования звукопроизношения у детей с нарушениями речи определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектологии и логопедии А. Н. Гвоздевым, Н. И. Жинкиным, Г. А. Каше, P.E. Левиной, О. В. Правдиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.
Дидактические игры повышают умственную активность, совершенствуют звуковую культуру, формируют просодические элементы, активизируют и обогащают словарный запас, повышают эмоциональную активность. Игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой деятельности. В процессе дидактических игр у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас.
Таким образом, целью работы является теоретическое изучение особенностей развития речи и определение роли дидактической игры как средства развития звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. В работе с дошкольниками по звукопроизношению ставим перед собой следующие задачи:
• Широко использовать дидактические игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;
• С помощью дидактических игр увеличивать потребность ребёнка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков;
• При проведении дидактической игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами;
• Логопедическая работа должна носить характер учебно-игровой деятельности для ребёнка;
• Игра должна опираться на программный материал;
• Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);
• Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть понятны детям;
• Пособия для игры должны быть внешне привлекательными;
• Условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. В зависимости от того в какой момент используется игра меняется и её значение:
- в начале игра организует, заинтересовывает ребёнка;
- в середине – подводит к усвоению программы;
- в конце – носит поисковый характер.
В игре ребёнок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.
В первой главе были изучены возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста и то, что речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих.
Возрастной период от рождения и примерно до года и полутора лет играет исключительно важную роль во всем дальнейшем ходе речевого развития ребенка. Приобретения этого периода состоят в следующем:
- развиваются внимание к человеческой речи и понимания ее;
- возникает потребность в ней, в речевом общении с окружающими;
- развивается память на слова;
- формируется способность к различению речевых звуков на слух;
- развивается и совершенствуется голосовая функция ребенка и его артикуляционные возможности.
Возрастной период от года-полутора до трех лет считается преддошкольным этапом развития речи.
У детей 3-х лет наблюдаются :
- неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных;
- сокращение слов (сипед – велосипед, атабаиль – автомобиль);
- перестановка в слове слогов (замукальные – музыкальные);
- перестановка в слове звуков (девича – девочка, певрый – первый);
- иногда дети, чтобы избежать согласных, вводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают (корабель – корабль).
Произношение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий много координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализатора. Все это приводит к тому, что ребенок не различает звуки речи на слух.
- порядок слов в предложении не всегда правилен (я хочу нет – я не хочу);
- иногда искажается род имен существительных (одни колес).
Постепенно у них развивается контроль за собственной речью.
Возрастной период от трех до семи лет – это дошкольный этап развития речи. У детей 4-х лет слова продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной.
После 5-ти лет дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями.
Дети 5-6 лет, вслушиваясь в речь окружающих, способны запомнить особенности произношения у других и недостатки в своей речи.
Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух. Различение всех звуков речи на слух допустимо ребенку уже с 2-х летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослого.
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:
- нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи;
- нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
- нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);
- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
Дефектное произношение звука или звуков одной фонетической группы (например, свистящих С, З, Ц или заднеязычных К, Г, Х) -полиморфное. В тех же случаях, когда речь идет о неправильном произношении сразу многих звуков или только двух звуков, но разных фонетических групп (например, Ч и К, Р и Ц, Л и Ш) то это сложное, полиморфное нарушение звукопроизношения.
В принципе нарушаться может произношение всех без исключения речевых звуков : как гласных, так и согласных.
Дефекты озвончения ( взаимные замены парных звонких и глухих согласных: П – Б, К – Г, Ф – В, С – З, Щ – Ж).
Дефекты смягчения ( взаимные замены внутри 15 пар звонких и глухих согласных: например П – П, Б – Б и т. д.).
Внутри каждой из этих групп имеется более детальная классификация нарушения звукопроизношения.
Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С). В этих случаях ребенку будет трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова (типа МИШКА –МИСКА). Кроме того, такие нарушения звукопроизношения обычно отражаются на письме, т. е. один имеющийся дефект приводит к появлению другого. Для обозначения фонематических дефектов употребляются специальные термины.
В качестве звуков-заменителей могут выступать самые разные звуки. Так, например, звук Б скорее будет заменен на П или Й, чем на К. К фонематическим дефектам не относятся возрастные замены звуков, которые до определенного времени имеют вполне «завидное? право на существование».
«Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребенка слухоречевых дифференцировок». (Хватцев М. Е.)
При обозначении сложных по артикуляции согласных звуков неправильное положение могут занимать различные артикуляторные органы и, в частности, губы или язык. Например, при произношении звука Л, в образовании которого губы вообще не должны принимать активного участия, нижняя губа может сближаться с верхними зубами. Такой дефект носит название губно-зубной ламбдацизм. Если же наблюдается сближение обеих губ, то речь идет о губно-губном ламбдацизме, при котором вместо Л слышится звук близкий к У (УАМПАвместо ЛАМПА). Подобным же образом выделяется губно-губной ротацизм. Р, образуемое вибрацией обеих губ и губно-губной сигматизм. Боковой сигматизм и ротацизм» имеет место в тех случаях, когда при образовании звуков струя выдыхательного воздуха выходит не по середине линии языка, а у одного или обоих его боковых краев.
Вторая глава была посвящена изучению значения игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.
Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию психологических процессов, личных черт, интеллекта.
Ряд исследований (А. В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется быстрее и прочнее чем при использовании только дидактических приёмов.
Результаты исследований показали, что игра в системе дошкольных учреждениях занимает одно из первых мест, игры имеют большое значение для физического и психического развития, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
Игра – ведущая деятельность детей с нарушениями речи. Знание особенностей игровой деятельности с речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры в коррекционной работе. Игра занимает важное место в жизни детей дошкольного возраста. С помощью игр ребенок создает положительный эмоциональный фон, раскрывает индивидуальные способности, что позволяет определить уровень его знаний и представлений, создает определенные свойства личности. Для того чтобы игра принесла результаты необходимо умело сочетать игры и учения.
Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности они разнообразны по своему содержанию.
Взрослые используют игру в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. В игре возникает такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.
Дидактические игры – это обучающие игры, где взрослый, сообщает ребенку правила и суть игры, дает определенную программу действий для достижения определенного результата. В дидактических играх как правило решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они всегда направлены на усвоение определенного программного материала и правил, по которым игроки должны следовать.
Дидактические игры делятся :
1. По содержанию: математические, природоведческие, речевые и др.
2. По дидактическому материалу : игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.
В дидактической игре четко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, тогда она становится методом обучения. Перед игрой педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как надо их выполнять. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как надо их выполнять. Дети используют имеющиеся знания, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются.
Для начала необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Для этого педагог использует различные приемы : загадки, считалки, сюрпризы, интересующие вопросы. Одним из успехов кроется в успешной организации игры. Педагог, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность.
Большое значение имеет темп игры, заданный педагогом. Педагог заранее готовится к игре, узнает особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Кратко и четко объясняет правила игры. Поэтому в дидактических играх правильно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.
Дидактическая игра является одним из эффективных средств коррекции звукопроизношений. С помощью игр логопед может добиться или ускорить результат коррекции, что позволяет отойти от стандартных методов, ведь игра является ведущим видом деятельности детей.
Эффективность и продуктивность решения коррекционных задач логопеда в работе с дошкольниками посредством дидактических игр необходима, поскольку психологическая и педагогическая поддержка речевой деятельности требует использования игровых приемов гораздо больше, чем другие меры воспитательных и профилактических мероприятия.
Дидактическая игра в работе логопеда может быть использована детьми с нарушениями речи в самых разных сферах деятельности. Это могут быть специализированные занятия, конкретные режимные моменты, кроме этого работа связанная с досугом, игр на воздухе, а также физкультурно-массовые мероприятия и праздники, целенаправленная коррекционная деятельность и т. д.).
Таким образом, мы видим, что коррекционный потенциал дидактической игры велик. Использование дидактических игр в работе дошкольного логопеда дает возможность не только эффективно устранить дефект речи, но и произвести положительные изменения в психической сфере дошкольника, не допуская проявления нежелательной возбудимости, раздражительности, апатии, ущемленности, заторможенности и т. д. Дидактическая игра, осуществляемая путем включения детей с дефектами речи в обычную учебно-воспитательную среду детского сада, является прекрасным средством адаптации ребенка и его успешной учебной деятельности.
В третьей, заключительной главе, была рассмотрена коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи
Прежде чем начать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо провести обследование.
При правильной организации логопедической работы результат достигается при всех видах дислалии. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации ОД; сочетания приемов работы, позволяющие избежать его утомления.
Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал, скороговорки, потешки, прибаутки.
У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, у младших школьников – быстрее, чем у старших.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.
Заключение
Основной целью исследования было изучение достижения положительного эффекта при преодолении дефектов. Методика логопедического воздействия – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий. Нужно сделать обучение интересной игрой. Чаще одобрять ребенка, хвалить, тогда ему будет легче и интересней, он не так быстро будет уставать и не потеряет охоты к работе.
С помощью логопедических методик и коррекционных работ развивается личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты, становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.