Екатерина Кряжкова
Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста путём внедрения электронного программного обеспечения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста путём внедрения электронного программного обеспечения
Кряжкова Екатерина Владимировна (e.kryazhkova@mail.ru)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского района детский сад общеразвивающего вида № 22 «Ромашка» второй категории.
Публикация «Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста путём внедрения электронного программного обеспечения» размещена в разделах
Аннотация. В статье представлен опыт внедрения электронного программного обеспечения для рисования Tux Paint в работу педагога-психолога ДОУ. В данной работе представлено методологическое обоснования проблемы креативного мышления у старших дошкольников и пути решения проблемы креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Жизнь в современной эпохе информационного коммуникационного прогресса становится все обширнее, разнообразнее и сложнее. Она требует от личности не шаблонных, привычных действий. В эпоху научно-технического прогресса необходима оригинальность, подвижности, гибкость мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям.
А так же нестандартного подхода к решению разного рода задач. Способность человека к постановке новых вопросов и проблем занимает центральное место в креативном мышлении и творческом процессе. Для современного общества исключительно важным является вопрос развития креативного мышления и творческих способностей подрастающего поколения. Все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на автоматизированные технологии и доля умственного труда во всех профессиях постоянно растет, становиться очевидным, что креативное мышление и творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. Насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Годы детства характеризуются легкостью привыкания к непривычному, подвижностью воображения, «полету» фантазии. Дошкольный период замечателен творческими пробами и попытками, которые непроизвольны и жизненно необходимы. Новизна воспринимаемого, игры и занятия, опирающиеся на воображение, требуют от ребенка интуиции и изобретательности, оригинальности.
По мнению педагогов и психологов, творчество, рассматривается как одна из важнейших характеристик одаренности. Творчеством, созданы наука и искусства, все изобретения человеческой цивилизации, формы жизни людей. Предрасположенность к креативному мышлению – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Способность креативно мыслить - может выступать в любой сфере человеческой деятельности. «Полет» креативности может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.
В отечественной когнитивной психологии по проблеме психического развития детей дошкольного возраста и возрастной психологии внесли большой вклад работы Ю. Д. Бабаева, А. К. Белоусова, Л. С. Выготского, Л. И. Ларионова, В. И. Панов, С. Л. Рубинштейн, Т. Н. Тихомирова, Н. Б. Шумакова, и др.
А так же труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме креативности, творческих способностей и одаренности И. В. Абакумова, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленской, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Ю. А. Самарин, Д. Б. Эльконин, Дж. Гилфорд, Е. Торренс и др.
Актуальность разработки и внедрения программы Tux Paint в образовательный процесс дошкольной организации, является изучение проблемы креативного мышления детей дошкольного возраста. Важность реализации программы обусловлена противоречием и потребностью современного общества в неординарной, креативной, нестандартной личности. Нестабильность современной эпохи требует не только активизации личностных способностей, но и умения, находить нестандартность, оригинальность в решении разного рода задач. Выявление, обучение и воспитание креативных, творческих детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Занятия с использованием электронного программного обеспечения Tux Paint, основанные на внедрении и использовании электронных программ для рисования, способствуют развитию креативного мышления, творческого потенциала, воображения детей старшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Реализация программы рассчитана на 38 занятий (в том числе диагностические мероприятия). Занятия проводятся с сентября по май, 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Цель: развитие креативного потенциала дошкольников.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников умение владеть нестандартными приёмами.
2. Развивать у старших дошкольников креативное мышление, используя электронное программное обеспечение Tux Paint.
3. Формировать у дошкольников умение находить нестандартный, творческий выход из проблемных ситуаций.
4. Развивать у детей способность к созданию нового оригинального продукта своей деятельности.
5. Воспитывать у дошкольников желание общаться со сверстниками и взрослыми, взаимодействовать в группе, подчиняться правилам, адекватно оценивать продукты своей деятельности, выслушивать мнение товарища.
Программа осуществляется в 5 этапов:
1 этап – диагностический констатирующий
Цель: выявление у детей 5-7 лет способностей к креативному мышлению.
Методики: Диагностика вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник.
2 этап – развивающая работа по предложенной программе
Цель: раскрытие креативного потенциала у дошкольников.
3 этап – диагностический промежуточный этап исследования дошкольников
Цель: выявление способностей к креативному мышлению на промежуточном этапе исследования
Методики:диагностика вербальной креативности П. Торренс с помощью программы 1С «Дошкольная психодиагностика базовая версия»
4 этап – развивающая работа по предложенной программе
5 этап – диагностический контрольный этап исследования дошкольников
Цель: выявление эффективности деятельности по программе
Методики: Диагностика вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник.
Начальная диагностика
Среднее значение беглость гибкость оригинальность
кол-во % кол-во % кол-во %
высокий 2 6% 4 15% 1 4%
средний 17 62% 16 59% 17 63%
низкий 8 30% 7 26% 9 33%
Итоговая диагностика
Среднее значение беглость гибкость оригинальность
кол-во % кол-во % кол-во %
высокий 5 18% 5 18% 2 7%
средний 17 62% 19 70% 17 63%
низкий 5 18% 3 11% 8 30%
По результатам начальной и итоговой диагностики можно проследить значительную положительную динамику в развитии креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система дошкольного образования преображается и актуализируется путем внедрения электронного программного обеспечения Tux Paint в работу педагога-психолога в ДОУ, а так же расширяет возможности традиционных методов системы дошкольного образования.
Список используемой литературы
1. Белоусова А. К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов н/Д, 2002
2. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Детство – Пресс, 1997.
3. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.
4. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 2002.
5. Психология одаренности: учебник / кол. авторов; под ред. И. В. Абакумовой, А. К. Белоусовой, Е. А. Суроедовой. - Москва: РУСАЙНС, 2019. — 272 с.