света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей по лексической теме «Зима»
Лексическая тема : «Зима»
Разделы Содержание
Развитие общей и мелкой моторики Координация речи с движением: "Снеговик пропал"
Снеговик в лесу пропал Поднимают обе руки вверх, пальцы
раскрыты, руки скрещены
Он куда-то убежал. изображают бег
Может, испугался волка? Обнимают себя руками, изображая страх.
Может, зайка сбил с дороги? Показывают руками ушки
Собрались мы все в кружок Встали в круг
Мы потопаем, мы похлопаем. Топают, хлопают
Будем весело плясать, будем руки согревать. танцуют
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее. прыгают
Публикация «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей по лексической теме „Зима“» размещена в разделах
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко. топают
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее. хлопают
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились. кружатся
2. Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз подбросим.
Два поймаем.
Три уроним
И сломаем. Загибают пальчики, начиная с
большого.
«Лепят» меня положение
ладоней.
Показывают круг, сжимают
ладони.
Грозят пальчиком.
Смотрят вверх, подбрасывая
воображаемый снежок.
Роняют воображаемый снежок.
Топают ногой.
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи 1. Актуализация словаря, беседа о приметах зимы:
- земля покрыта снегом, реки и озера - льдом;
- стало холодно, на улице мороз;
- дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады;
- ночи стоят длинные, а дни - короткие;
- люди надели теплую зимнюю одежду;
- дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
Назови зимние месяцы.
Декабрь, январь, февраль.
За ноябрем - декабрь
за декабрем - январь
За январем - февраль
Закончи предложения.
Зимой люди ходят в (шапках, шубах).
Зима приносит (снегопады, морозы).
Вода замерзла на (реках, озерах).
Я люблю кататься зимой на (санках, лыжах).
Подбирать существительные.
Снежный – ком, городок, вихрь…
Снежная – баба, гора, пелена…
Морозный, морозная, морозное, ледяная… .
"Назови ласково" : снег-снежок, лёд, мороз, зима, солнце и др.
"Сосчитай до 5" : 1 – снежок, 2 – снежка … 5 – снежков
Аналогично: льдинка, снежинка, снеговик и т. д
Подбор прилагательных к существительному:
Снег (какой) - белый, мягкий, чистый, лёгкий, пушистый.
Лёд (какой) - гладкий, блестящий, холодный, твердый.
Аналогично: зима, погода, сосулька, снежинка.
"Один - много" : снег – много снега, лед – много льда, санки – много санок и т. д
Рассказ «Зима» по плану
Как ты заметил наступление зимы?
Назови её первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Повадки зверей и птиц.
Зимние забавы и развлечения.
Развитие артикуляц. и дыхательн. аппарата Дыхательная гимнастика
"Подуй на снежинку" : вырезать из бумаги снежинки. Положить снежинку на ладошку: вдох носом и дуем на снежинку (губки сложим в трубочку, следим,
чтобы щёки не надувались) - повторить 3-4 раза.
"Погреем ладошки" : руки согнуты в локтях, ладони на расстоянии 15-20 см
ото рта. Длительно дуть тёплым воздухом на ладони.
Звуки К и Х: (разделить детей на 2 команды - это птички, которые ловят звуки –
одна команда хлопает в ладоши, когда услышит звук К, а другая –
когда услышат Х : Кот, Хвост, крыло, хлеб, хобот, клюв, холодильник и т. д
Артикуляционные упражнения:
1. Упражнение на дыхание:
«Снег идет»-- И. п. : ноги вместе, руки подняты вверх.
1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
2. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).
3. Упражнение для губ и щек
«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
4. Упражнения для язычка:
«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».
«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
«Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Индивидуальная работа: