Корчагина Полина
Тестопластика в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тестопластика в развитии детей раннего возраста.
Тестопластика – это нетрадиционный способ развития детей, благодаря использованию соленного теста.
Соленное тесто – это не только экологически чистый продукт, но и не требующий больших затрат. Является общедоступным и широко применяемым материалом. Данное тесто включает в себя: муку, воду и соль.
Рецепт приготовления соленного теста весьма прост, поэтому в замешивании теста могут быть задействованы дети. Где в процессе они познакомятся со свойствами муки, воды и соли. Данные продукты являются хорошей основой для экспериментирования и пополнения знаний детей об окружающем мире.
Тестопластика - это отличный способ развития мелкой моторики рук.
Из определения Т. А. Ткаченко следует, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Необходимость и важность развития мелкой моторики именно в раннем возрасте обусловлена тем, что именно в этот период происходит бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет.
Во многих исследованиях ученых подчеркивается взаимосвязь развития рук и мозга, так Г. Люблина описала «ступеньки» развития руки и мозга. Из данного описания можно выделить следующие этапы развития психомоторики детей раннего возраста:
Первый год жизни
Ребенок приобретает первую независимость в передвижении. Окружающий мир, все доступные предметы исследуются руками. При этом в их использовании пример берет со взрослого.
Второго год жизни
Знаменуется новым этап в развитии рук и мозга. Происходит освоение окружающего мира посредством мира предметов. Дети овладевают предметными действиями, использует предмет по его функциональному назначению. Соотносящие и орудийные действия по мнению учёных оказывают, наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка.
Самые любимые и важные для развития руки и мозга действия и игры – с песком, водой и глиной. Также аналогом перечисленных материалов может являться тесто.
Третий год жизни
На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе. Детские психологи считают: переход от пробы к умению – важнейшее достижение этого возрастного этапа.
В лаборатории Л. А. Венгера провели следующий эксперимент: детям полутора, двух и трёх лет дали доску с тремя отверстиями (круглым, квадратным и треугольным) и три соответствующие фигуры – вкладыши. Продемонстрировали, как необходимо соотнести фигуры. Исследователями было отмечено, что полуторагодовалый ребёнок, упорно суёт любую фигуру в любое отверстие, игнорируя форму. Двухлетний ребёнок применяет метод проб и ошибок. И в итоге все фигуры вставлены верно. Это является проявлением мышления в действии. Ребёнок трёх лет сразу правильно размещает фигуры, потому что «пробы» выполнены в уме, а рука уже два года «учила» мозг.
Исходя из вышесказанного, можно считать, началом развития мышления является рука. Физиолог И. П. Павлов в своем высказывании говорит так: «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Исходя из высказываний В. А. Хоменко и К. Н. Силаевой, А. С. Галановой о значении лепки для воспитания у детей творческих способностей, умений и навыков. Можно считать тестопластику одним из основных средств развития мелкой моторики, которая в свою очередь является основой развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований — на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
М. И. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой» Исходя из этого, тестопластика является средством развития движения руки, которое возникает в процессе обучения правильного использования теста, взаимодействия с природным материалом.
В. М. Бехтерев сказал: "Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию".
Из книги И. Светловой «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» мы узнаем «Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.»
Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» пишет: «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
И. М. Сеченов. В своей книге «Рефлексы головного мозга» (1866 г.) он писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение». Данное высказывание подтверждает важность мышечных движений, а тестопластика неотъемлемая их часть, то можно говорить о том, что И. М. Сеченов говорит о важности тестопластики, как о важнейшем факторе.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка:
1. повышает способность организма реагировать ощущением на внешние или внутренние раздражители.
2. развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику и тд.
3. синхронизирует работу обеих рук;
4. формирует умение организовывать работу по осуществлению задуманного, планировать результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальную задумку;
5. развивает творчество ребенка
6. развивает фантазию ребенка
Качества, которые развивает тестопластика:
-Изобразительные способности
-художественный вкус
-творческое воображение
-пространственное мышление
-эстетические чувства и понимание прекрасного
-интерес и любовь к искусству
-духовная культура личности
Актуальность использования тестопластики.
Игровые занятия с использованием соленного теста оказывают влияние на развитие детей раннего возраста и помогают ребенку адаптироваться в дошкольном образовательном учреждении.
Пластичность материла, предполагает многофункциональное использование. Многократное изменение формы. Простейшие формы создания поделок, которые доступны самым маленьким. Ребенок может самостоятельно действовать с данным материалом, при попадании в рот, не предоставляет большой опасности.
Тесто – предмет для свободного творчества ребенка, где он может проявить избирательность и фантазию. И. С. Тургенев сказал: «Всякая мысль подобна тесту, стоит помять ее хорошенько — все из нее сделаешь.»
Тестопластика является средством выражения своего отношения к увиденному, услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.
Для разнообразия цветов теста и сохранения его экологичности, можно использовать окрашивание натуральными красителями.
Оттенки красного: красная смородина, клюква, вишня, клубника, кизил, свекла.
Оранжевый и желтый цвет: шафран, куркума, цедра лимона, морковь.
Оттенки зеленого: Шпинат, зелень Синий и фиолетовый оттенки черника, черная смородина, ежевика, виноград.
Коричневые оттенки: какао, кофе, шоколад.
Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает сенсорный опыт детей, формирует представление о форме, свойствах и возможностях применения пластичных материалов, стимулирует познавательную активность, способствует развитию воображения, абстрактного мышления, творчества.
Каждое игровое занятие имеет определенные цели, сюжет и результат творческой деятельности (поделку). Однако ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе – в увлекательном для ребенка процессе лепки, экспериментирования и в тех чудесных превращениях, которые дает столь универсальный пластический материал, как соленое тесто.
Список используемой литературы:
1. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.
2. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М. : «Олма-Пресс», 2001
3. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М. : «Сов. Россия», 1973.- 160 с.
4. И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга (1866 г.)
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Концептуал, 2019 г.