Елена Величко
Тестопластика как средство развития творческих способностей у воспитанников дома ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Соавтор: Туебаева Марта Мирзояновна, воспитатель ГКУЗ АО СДР "Звёздочка"
Каждый ребёнок по своей сути – творец. Будь то ребёнок из обычной семьи или сирота из дома ребёнка, но он умеет мыслить и воображать, у него есть собственные идеи и конечно же маленькие детские ручки, которые способны воплощать эти идеи в жизнь.
Публикация «Тестопластика как средство развития творческих способностей у воспитанников дома ребёнка» размещена в разделах
Лепка – наилучший материал для воплощения таких идей. В свете сегодняшних дней количество материалов для лепки очень большое: пластилин, глина, тесто, снег, песок, хлеб, воск. Но наиболее подходящим материалом для воспитанников домов ребёнка предпочтительнее выбрать всё- таки тесто.
Соленое тесто является самым простым материалом в условиях дома ребёнка. Готовые поделки сохраняются на долгий срок без предварительного обжига, который необходим для поделок из глины.
Тестопластика – вид детской художественной деятельности и развивающий потенциал её огромен. Во время занятий с использованием тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, цвета, веса, пропорций); развивается мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Более того такая работа способствует развитию речи воспитанников дома ребёнка, которые начинают говорить гораздо позднее, чем дети из обычных семей.
Во время работы с тестом дети испытывают радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Воспитанники дома ребёнка, в возрасте 3-4 лет, с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят своим будущим мамам и папам. Работы из солёного теста украшают интерьер и самого дома ребёнка.
Наш рецепт теста :
Мука-2 стакана
Соль (мелкая) – 1 стакан
Вода
Гуашь (разведённая до консистенции сметаны) – 1 ложка
Способ приготовления :
Все компоненты перемешать до тех пор, пока тесто не станет мягким и очень пластичным. Хранить готовое тесто в полиэтиленовом пакете.
Следует отметить, что приемы работы с тестом для воспитанника дома ребёнка несколько упрощены : они лепят и украшают простейшие фигурки
(Зачастую, по зрительному образцу, вытягивая отдельные детали). В силу задержки психомоторного развития, что характерно для большинства воспитанников дома ребёнка, они не свивают жгуты, и не соединяют большое количество частей.
Вылепленное изделие сушится на воздухе, на видном месте, так, чтобы дети могли наблюдать и осознавать данный процесс.
.
Цель работы: Развитие творческих способностей у воспитанников дома ребёнка в возрасте 3-4 лет через работу с тестом.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с особенностями лепки из соленого теста;
• Учить создавать геометрические фигуры, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы;
Развивающие :
• Способствовать развитию творческой активности у детей, самостоятельности, целеустремленности и настойчивости;
• Развивать способность детей изменять и совершенствовать свои поделки;
• Развивать мелкую моторику, синхронизацию обеих рук;
• Способствовать развитию речи детей.
Воспитательные :
• Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение работать в коллективе.
• Воспитывать аккуратность в работе;
Ожидаемые результаты:
Первое полугодие:
• интерес к лепке из соленого теста;
• скатывание прямыми движениями;
• скатывание круговыми движениями;
• расплющивание;
• прижимание;
• примазывание;
• вдавливание;
Второе полугодие:
• сплющивание;
• защипывание, соединение краев теста;
• оттягивание;
• сглаживание;
• вдавливание;
• прижимание;
• примазывание;
• раскатывание;
• лепка из двух частей;
• лепка из целого куска;
• динамика движения;
• создание композиции из 2-3 предметов;
• роспись;
• использование дополнительных материалов;
• использование стеки.
Методическая разработка рассчитана на один год обучения и поэтапное освоение материала.
В период 2014-2015гг. работа проводилась по ряду направлений:
• Работа с детьми;
• Обогащение предметно-развивающей среды;
• Работа со взрослыми (В школе приёмных родителей)
Работа опиралась на следующие принципы:
• Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательного процесса.
• Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи.
• Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
• Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
• Принцип доступности и индивидуальности. Воспитанники дома ребёнка одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Необходимо обучать ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему не под силу.
В работе с детьми использовались следующие методы и приемы:
• рассматривание произведений искусства (занятия со слайдами, просмотр иллюстраций, открыток);
• беседы;
• дидактические игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• наблюдение;
• упражнение;
• обследование;
• чтение художественной литературы;
• образец;
• показ способов изображения;
Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала (готовые поделки из соленого теста, иллюстрации с поделками, создание дидактических игр (игры с палочками, изготовленными из теста, игры с шариками, изготовленными из теста, внесение различных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей и занятий.
Работа с усыновителями включила в себя участие в анкетирование, учет пожеланий, совместную практическую деятельность будущих родителей и детей.
Предлагаемые темы:
1полугодие
Зёрнышки для птички
Брёвнышко
Карандаш
Дудочка
Морковка для зайчика
Тарелочка
Лепёшка
2полугодие
Мячик
Колобок-румяный бок
Калач
Шарики на ёлочку
Апельсин
Наливное яблоко
Маленькие вишенки
Педагогический мониторинг по методической разработке: «Тестопластика, как средство развития творческих способностей у воспитанников дома ребёнка»
В ходе мониторинга уровня развития основных формообразующих движений и уровня развития воображения детей 2-4 лет на начало года было выявлено, что:
• 10 детей – 83,3% - имели низкий уровень;
• 2 ребёнка – .16,6% - имели средний уровень.
Было выявлено, что воспитанники проявляют интерес к лепке из соленого теста. Однако они не умеют скатывать тесто прямыми и круговыми движениями, расплющивать, прижимать и вдавливать его, а также оттягивать от целого куска.
Причины низкого уровня:
• задержка психомоторного развития
• слабо развита мелкая моторика рук.
• возникают трудности в работе с тестом.
• часто отсутствует на занятиях по причини болезни.
Особое внимание было обращено на приемы тестопластики (сглаживание, примазывание, присоединение, динамику движения, использование дополнительного материала в работе с тестом, знание инструментов для работы и приготовление теста.
В ходе мониторинга уровня развития основных формообразующих движений через год было выявлено, что:
• 4 детей –33,3% - имели низкий уровень;
• 5 детей –41,6% - имели средний уровень;
• 3 детей –25% - имели высокий уровень.
Таким образом, дети освоили основные приемы тестопластики и использование в работе дополнительного материала.
Вывод: В ходе мониторинга за год обучения были выявлены некоторые особенности в создании воспитанниками дома изделий из соленого теста : • Развитие мелкой моторики способствовало появлению возможностей для создания геометрических фигур,
• Возрос интерес и усовершенствовались приемов лепки.
• Дети стали более усидчивыми
• Комплекс тестопластики с другими видами деятельности способствовал развитию речи воспитанников дома ребёнка и поставил её на нужный уровень.
В нашем Доме ребёнка «Звёздочка» на занятиях по тестопластике в последнее время начали применять арт-терапевтическую технику Play Dough.
Play Dough – это идеальное развлечение для детей. Это вид лепки, применяемый с целью коррекции эмоционально-волевой сферы детей. Малыши обводят предложенную форму пальчиком по контурной линии, называют её, вырезают из теста объёмные силуэтные фигурки. Вырезанные красочные фигурки дети используют в последующих сюжетно-ролевых играх.
В раннем возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда малыш попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (дом ребёнка, когда его пока окружают еще «незнакомые люди».
Техника тестопластики безусловно помогает нам в работе с детьми, особенно в адаптационный период. Он прост, уникален, но в то же время содержателен и несет в себе глубокий смысл. Он помогает нам развить душу ребенка, то самое ценное и хрупкое, что никак нельзя упустить из объекта внимания в процессе воспитания и развития ребенка.
Список используемой литературы
1. Багатеева А. И. «Чудесные поделки из теста».
2. Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2006г.
3. Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2006г.