Наталья Галайда
Тестопластика как способ развития ребенка и возможность познать себя
▼ Скачать + Заказать документы
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество. Искусство лепки из соленого теста (тестопластика) стало в наши дни очень популярно.
Публикация «Тестопластика как способ развития ребенка и возможность познать себя» размещена в разделах
Тестопластика является полезнейшим занятием для детей, одним из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус. Учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы. Что способствует развитию речи, развивает наблюдательность, детскую фантазию.
Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. При работе с тестом у детей исчезают нервозность, возбуждённость — это прекрасная разгрузка для детей, улучшается концентрация внимания. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в тестопластике является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.
Тестопластика как способ развития ребенка и возможность познать себя
- Творческое развитие (воображение)
- Сенсорное развитие ( восприятие: цвет, форма, размер)
- Интеллектуальное развитие ( мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование)
- Математическое развитие (форма, размер, количество, пространственные отношения)
2 Почему именно тесто?
Тесто — это такой материал, который для детской руки более удобный — он мягкий. Тесто пластика имеет свои преимущества:
- Это природный, экологически чистый материал;
- Очень эластичный, легко обрабатывать;
- Быстро и легко готовится;
- Приятный на ощупь;
- Легко отмывается;
- Можно лепить как из белого, так и из окрашенного теста; - Неокрашенную поделку, при желании, можно раскрасить;
- Изделия из солёного теста довольно прочные, долговечные;
- Хорошо сочетается с другими материалами (природным и бросовым).
3 «Мукосолька» так называется наш кружок
В нашей группе созданы все условия для организации работы по развитию творческих способностей детей. Есть небольшой уголок творчества по тесто пластике, где находятся: краски (акварельные, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, разные кисточки, ножницы, цветные ленты, цветная и бархатная бумага, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, пуговицы, бусинки и бисер. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Каждую пятницу проводится кружковая работа.
4 Занятия в «Мукосольке» доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества, ребята с удовольствием проявляют свою индивидуальную креативность при создании необычных образов из теста.
5 Сначала дети учатся лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок
6 Затем учатся лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавляются характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост. Тем самым у детей развивается умение видеть целое раньше частей, способность переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию, используя нетрадиционные формы лепки.
7 Следующий этап — это обработка тестом разнообразных объемных форм. Детям необходимо сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.
8 Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски — гуашь, акварель, фломастеры. Работы получаются интересные, выразительные, привлекательные, долговечные, легкие в изготовлении.
9 После того, как дети усвоят лепку из простых элементов, можно перейти к другому этапу работы более сложному. Лепка панно по мотивам сказок «Кошкин дом», «Заюшкина избушка»,
10 Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа их дарят малышам, гостям, родителям. Наши работы были представлены так же на дистанционных конкурсах и занимали первые места. Это «Кошкин дом» и «Чудо дерево»
11 Дети учатся получать удовольствие от сделанного изделия своими руками. Даже после одного занятия они видят конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.
12 Для осенней ярмарки я с детьми делала магниты своими руками из теста.
13 Занятия в «Мукосольке» не только помогают развивать мышление, воображение, глазомер, пространственное восприятие, но воспитывают художественно-эстетический вкус, трудолюбие, усидчивость.
14 После того, как дети усвоят лепку из простых элементов, можно перейти к другому этапу работы более сложному. Лепка панно по мотивам сказок «Кошкин дом», «Заюшкина избушка»,
15 Для поддержания интереса к деятельности используются различные формы проведения занятий: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, занятия-сюрпризы и др.