Илюхина Мария Игоревна
Консультация «Тестопластика как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тестопластика, как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.
Тестопластика имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся детей с ОВЗ. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Публикация «Консультация „Тестопластика как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна лепка из соленого теста — тестопластика. Тестопластика способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и точность движений.
Я решила проводить занятия по тестопластике из соленого теста, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые представляют этот материал для творчества. Тесто материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Преимущества соленого теста в том что :
Экологический чистый материал;
Можно приготовить в любой момент;
Не липнет к рукам;
Мало пачкает руки, очень легко отмывается;
Безопасно при попадании в рот;
Легко лепится;
Легко регулируемое, пластичное;
Сушится в духовке или на воздухе.
Цель моей работой: Создать условия для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка через приобщение к народному искусству. Практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.
Исходя из поставлено цели, определила для себя следующие задачи:
1. Расширять кругозор детей по декоративно-прикладному искусству. Освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2. Развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления. Внимания, волевых процессов. Умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3. Ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество, информационная познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам регулятивно-поведенческая компетентность, воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми.
4. Коммуникативная компетентность воспитывать детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению культурно – социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценки деятельности.
Занятия способствуют:
Раскрытию и развитию потенциальных способностей и возможностей ребёнка;
Формированию интереса к художественной деятельности;
Формированию эстетического вкуса;
Развитию пространственного воображения и мышления;
Развитию мелкой моторики рук;
Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;
Освоению основных навыков лепки из солёного теста с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.
Лепка одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания. Лепка помогает формировать художественный взгляд, вкус, учит понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают моторику рук, что способствует развитию наблюдательности, речи, развивают детскую фантазию.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства и требует к себе концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. На занятиях я развиваю способность работать руками под контролем сознания, у ребенка в процессе занятий совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
В своей работе с детьми использую следующие приемы:
Свободная лепка (каждый ребенок лепит то, что хочет на заданную тему).Лепка из соленого теста выполняется индивидуально, а беседа происходит после занятия. На лепку выделяется 20мин., затем поделки выставляются, и начинается обсуждения работ. Дети рассказывают и высказывают свое мнение о работах других детей.
Коммуникативная лепка. Дети объединяются в пары, у каждой свой набор оборудования для лепки, тесто. Пары лепят на свою тему при этом вербальные контакты исключаются, дети общаются с помощью образов. После выполнения поделок я беседую о них с детьми, при этом анализирую не только технику выполнения, но и мысли, чувства, возникшие у детей, и их отношение у детей, и их отношение друг другу в процессе лепки.
Совместная лепка. Несколько детей (или вся группа) выполняют коллективную работу. По окончании анализируются участие каждого ребенка группы, характер его вклада и особенности взаимодействия со сверстниками в процессе лепки. Я анализирую работу детей, наблюдая за тем, как каждый ребенок выстраивает отношения с партнерами, как начинает лепить, какую часть поделки отводит себе.
Дополнительная лепка. Каждый ребенок, начав лепить свою поделку, передает ее по кругу, а его сосед продолжает работу и что- то дополняет в ней. Таким образом, поделка должна побывать у каждого ребенка и прийти к своему «хозяину».
Именно она помогает в процессе развития мелкой моторики. У детей улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость скованность. Игры оригинальны и интересны тем, что предоставляют собой маленький театр, где актеры – детские пальцы. Пальчиковые игры развивают тактильную чувствительность, мышечный аппарат, повышают общий уровень организации и собранности ребенка. Происходит стимуляция речевых зон коры головного мозга, положительно сказывается на исправлении речевых искажений, совершенствуется память.
В процессе работы я оказываю в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи. Это:
- стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка); - направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).
В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.
Список литературы:
Гусева И. Соленое тесто : Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005. 3. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001
Искусство вокруг нас. – М. : Ренессанс, 1994
Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М. : Высшая школа, 1991.
Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из солёного теста : Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М. 2004.
Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М. : Пассим, 1994