Марина Апаназова
Тест по исследованию личности «Деревня. Знакомый и незнакомый»
▼ Скачать + Заказать документы
Деревня (Village) Р. Мукиелли, 1960 г.
Деревня (Village) — проективная методика исследования личности. Произведение Г. Уэллса «Игры на полу» (1911) дало импульс к созданию Д. и Мира теста. В 1939 г. была предложена независимо друг от друга несколькими авторами. Р. Мукиелли издал в 1960 г. первое полное руководство. Предназначена для обследования как детей, так и взрослых.
Публикация «Тест по исследованию личности „Деревня, Знакомый и незнакомый“» размещена в разделах
Стимульный материал теста «Деревня» состоит из небольших по величине предметов, количество которых доходит до 300 (в зависимости от вариантов различных торов). Среди них: школа, больниц, мэрия, церковь, торговые лавки (мясная, булочная, кафе, деревья различной формы, автомобили, стены, фигурки людей и животных и т. п.
Испытуемому предлагают построить деревню, в которой он жить.
Психолог фиксирует поведение испытуемого и время работы, после окончания которой просит прокомментировать результат.
Вопросы могут быть заданы как произвольные (напр., «В каком месте деревни Вы живете?», «Какой уголок Вам нравится больше всего?», «Есть ли в деревне уголок, который напоминает Вам знакомые места?», так и по определенной схеме (существует 8 стандартных вопросов).
После этого на бумаге делают набросок деревни, в котором тщательно отмечается расположение каждого предмета.
Теоретическую основу методики составляют исследования в области феноменологии, символизма, экзистенциализма.
Анализу подвергается в первую очередь символическое жизненное пространство и его структура. При интерпретации результатов учитываются символика правого и левого, верха и низа.
Например, доска или стол, на которых строится Д., могут быть условно поделены на три горизонтальные зоны. Наиболее удаленная от испытуемого часть рассматривается как зона стремлений, центральная — как сфера настоящего, ближайшая — как сфера актуальных переживаний и «Эго». Возможно деление на вертикальные зоны, а также на небольшие квадраты (от 8 до 16).
По мнению Р. Мукиелли, в исследованиях с помощью Д. выявляются 4 переменные:
• психологический возраст,
• характер (поведение,
• культурный уровень и
• внутренний мир личности, о чем свидетельствуют, -
символические фантазии, которые необходимо декодировать; интерпретации подлежат форма переживаемого пространства и значение, придаваемое элементам построенной Д. (напр., «аптека» — символ заботы о здоровье, страха болезни, небольшого недомогания; «мясная лавка» — насилия, агрессии, убийства; «вокзал» — изменения жизни, разрыва с настоящим, отъезда).
Обсуждается также потребность в топографическом анализе рельефа Д., ее высоты, наличия долин, возвышенностей, а также типичных экспрессивных движений в процессе создания Д.
В исследованиях с использованием методики выявились типы макетов Д., характерные для различных контингентов испытуемых.
Р. Мукиелли разработаны «патологические симптомы» : опустошенная «Деревня», переполненная «Деревня», хаотичная «Деревня», безлюдная «Деревня», «Деревня» с двойным центром, «Деревня», построенная в виде лабиринта, «Деревня», в которой расположение всех элементов подчиняется общему плану, и т. д. Так, лица, страдающие неврозами, создают, как правило, опустошенный, безлюдный, излишне строгий или беспорядочный макеты «Деревня».
В специальных исследованиях изучалась проблема дополняемости или взаимодополняемости «Деревня» и Мира теста, во многом сходных методик. Было показано, что обе методики обладают достаточной валидностью, успешно дифференцируют различные клинические группы и могут быть использованы альтернативно при необходимости диагностики нервно-психических расстройств. При углубленной индивидуальной диагностике рекомендуется использовать обе методики, так как их диагностический материал дополняет друг друга.
За рубежом тест «Деревня», используется при профотборе и профориентации, в процессе психотерапии. Усложненная интерпретация затрудняет широкое распространение теста «Деревня». Необходимы исследования по ее стандартизации.
Но опыт использования теста «Деревня», как методику в системе креативных технологий, показывает высокий результат в формировании положительной «Я-концепции» и раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Составитель: Апаназова Марина Николаевна.