Получи документы

Tест «Деревня» для детей 6–11 лет. Диагностика личностной сферы

Марина Апаназова
Tест «Деревня» для детей 6–11 лет. Диагностика личностной сферы

Диагностика личностной сферы.

«Деревня» - адаптированный вариант теста "Воображаемая деревня", разработанного французским психологом Н. Артуром.

Источник: К. Тейлор "Психологические тесты и упражнения для детей".

Это занимательный и интересный тест, который опирается на такое понятие, как творческая деятельность.

В своей первоначальной и полной форме это довольно трудоемкая и сложная в обработке и интерпретации методика, доступная в проведении только специалистам.

Публикация «Tест „Деревня“ для детей 6–11 лет, Диагностика личностной сферы» размещена в разделах

К тому же она предусматривает использование стандартных материалов, указанных автором, и статистическую обработку результатов. Мы будем использовать легкодоступный материал, общую схему и оболочку теста для интерпретации творческих способностей испытуемых: детей в возрасте от 6 до 11 лет. Лучше узнать ребенка, прикоснуться к его внутреннему миру, дать ему возможность для самовыражения для нас должно быть важнее, чем попытка сделать жесткое заключение или вывести диагноз.

Рисуночные техники и методики, предусматривающие манипулирование или драматическое использование игрушек могут проводиться одновременно и в целях диагностики, и в целях терапии. Это техники, дающие ребенку возможность и силу выражать его идеи и ощущения.

Тест заключается в следующем.

Ребенку дается простая инструкция: "Построй деревню". Детям объясняют, что они не ограничены в своих действиях и могут использовать столько времени, сколько захотят. Вы должны постараться создать у ребенка игровое настроение, он должен быть убежден, что это просто игра.

Оборудование. Для этого ему предоставляют комплект деревянных конструкций небольших размеров. Жестких требований к материалу, который должен быть использован в тесте, нет. Более или менее определенные требования предъявляются к "строительной площадке" : это должен быть ящик площадью 80 квадратных сантиметров и глубиной 7 см.

Примерный набор предметов, используемых для проведения теста, таков:

здание центрального значения — замок, главная усадьба или дворец, церковь (другая постройка общего пользования, например, кинотеатр или клуб, фабрика или другое производственное здание, амбар, школа, три-четыре сарая, дома (четыре крупных, шесть средних и восемь маленьких,несколько киосков или ларьков;

материал для постройки оград и заборов, несколько мостиков,

транспортные средства (легковые автомобили, грузовики и автобусы,

животные (включая собак и кошек, фигурки людей, порядка двадцати (род занятий не имеет значения, мужчины и женщины и дети обоих полов,

деревья, камни, палки, пластилин и т. д.

Чем больше предметов, тем лучше. Вы можете использовать не только конкретные объекты: люди, животные, деревья, транспортные средства, но и сломанные предметы; все зависит от доступности тестового материала.

Сам автор теста исходил из того, какой материал был доступен в то время, так что вы можете руководствоваться тем же принципом. Несмотря на то, что материал может быть достаточно разнообразным, ребенок не должен быть ошеломлен богатством выбора.

Весь этот набор предметов помещается в правом верхнем углу строительной площадки.

Суть теста проста — ребенок из всего доступного ему материала должен создать свой мир, опираясь на свой творческий потенциал и фантазию. Мир, который будет отражать его представления о мироустройстве, будет жить по его правилам.

Психолог фиксирует свои наблюдения.

В каком порядке ребёнок использует предложенные ему предметы и все важное, интересное и значимое, что происходит в процессе работы.

Отметьте время начала и окончания теста, а также, какие части деревни он закончил в первую очередь.

Если время выполнения задания менее 30 минут — это признак быстрой реакции и высокой активности. Возможно, такой ребенок старается решить проблему за максимально короткое время, он обладает легкостью и быстротой принятия решений. Вероятно, у него в некоторой степени беспокойный характер, преобладает реагирование по типу "здесь и сейчас", он берется за дело, не подумав, по плечу ли оно ему. Его поступки и высказывания могут опережать их продуманность, он не любит оставлять решение проблем на потом. Имеет место выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция и повышенный уровень притязаний. Ребенок, потративший на строительство деревни около часа, вероятно, чувствует, неуверенность и неудовлетворенность собой, он скептичен, чрезмерно сосредоточен на своих недостатках и проблемах, ранимый, впечатлительный. К заданиям относится ответственно, он аккуратен и исполнителен в работе, старается не привлекать к себе внимания окружающих. Часто бывает "уверен", что не справится, склонен к сомнению во всем, пессимистически оценивает свои перспективы, обладает повышенной склонностью к рефлексии. Может страдать от собственной неповоротливости, теряется при принятии решений, а сделав выбор, убеждает себя, что скорее всего поступил ошибочно. Склонен винить себя во всем при неудачах, но при этом практичен и реалистичен.

Обратите внимание, какую область отведенного для постройки пространства предпочитает осваивать ребенок. Условно все это пространство делится на четыре части.

Верхний правый угол символизирует сферу будущего, а также социальную сферу, взаимоотношения с окружающими.

Ребенок, который признает превалирующее значение социума, ориентирован на окружающий мир, его требования, стремится получить признание и одобрение, начнет строительство именно с этого места.

В целом правая половина считается отражением таких аспектов, как вдохновение, обостренное чувство социального, устремленность в будущее, способность ладить с людьми, стремление к новым ощущениям и т. д. Глядя на творение ребенка, вы можете обнаружить, что он предпочел использовать правую часть пространства. Это свидетельствует о преобладании экстравертных черт личности, то есть о направленности ребенка на окружение, на внешний мир. Он отдает предпочтение социальной реальности: общению с другими людьми, как сверстниками, так и взрослыми, школе, дворовой жизни, способен хорошо адаптироваться к окружающей действительности. Он хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты. Если во время выполнения задания ребенок много разговаривает, проявляет решительность и быстроту при выборе — это тоже признаки экстравертности. Такой ребенок, по крайней мере, постарается расположить в правой части жизненно важные объекты деревни.

Левая половина указывает на обращенность в прошлое, погруженность в себя, приоритетное отношение к личным интересам, даже эгоизм, боязнь перемен, консервативность, инфантилизм. Преобладание фигур в левой части, наоборот, указывает на интровертность. Такой ребенок отдает предпочтение внутренней жизни, он закрыт для других людей, испытывает сложности в общении, ориентирован на себя. Он спокоен, склонен к самоанализу, сдержан, контролирует свои чувства, серьезно относится к принятию решений. В процессе работы он задумчив и флегматичен, старается придать плану максимально лучшую форму, постоянно вносит исправления в готовый макет.

Верхняя часть — это высокие устремления, идеализм, чувствительный характер, ранимость, склонность к искусствам, творческой деятельности, наукам, исследованиям и т. д. Преобладание фигур в нижней половине строительной площадки — признак интереса к материальной стороне жизни, стремление к основательности, надежности. Такой человек трезво смотрит на вещи, он реалистически настроен, реально оценивает обстановку, управляет ситуацией, не склонен поддаваться эмоциям. У него слабое воображение, он быстро решает практические задачи, прозаичен, избегает всего необычного, но тверд и добросовестен.

Нижняя зона символизирует приземленность, преобладание материальных интересов, работоспособность, стремление к успеху и немедленной выгоде. Преобладание строений в верхней половине — признак идеалистичности и склонности к умственной деятельности. Этот ребенок находится под влиянием чувств, переменчив, неустойчив в интересах. Он экспрессивен, эмоционален, у него богатое воображение, он фантазер и мечтатель. Иногда про таких говорят: "ветер в голове" или "он витает в облаках". Поглощен своими идеями, интересуется теорией, но не практикой, обладает высоким творческим потенциалом.

Когда ребенок завершает свою постройку, ему задают несколько вопросов, ответы на которые могут дать достаточно много интересной и значимой информации о ребенке. Спросите его:

1. Устал он или нет?

2. Доволен он результатом, нравится ли ему его работа?

3. Строительных материалов было много, мало или в самый раз?

4. Деревня, которую он построил, существует на самом деле или он ее придумал?

5. План деревни у него родился сразу, в начале работы или возникал постепенно, в процессе работы?

6. Где находится деревня? В какой местности? Может, в горах или у моря? Рядом с большим городом или в отдаленной от оживленных мест местности?

В какой стране? Может он сказать, где именно?

7. Чем занимаются люди, живущие в деревне?

8. Связана эта деревня с другими населенными пунктами? Каким образом? Бывают ли жители деревни в других местах? Зачем они уезжают из деревни? Где самые главные дороги в деревне? Куда они ведут?

9. Согласился бы ребенок жить в этой деревне? Если да, то где именно? Может быть, там живут его знакомые или родственники? Где их дома? Если

ребенок живет в деревне, хотел бы он уехать оттуда? Куда он хотел бы уехать?

10. Есть у него друзья в деревне? Кто они? А враги? Кто они? Где живут?

11. Где самые главные места в деревне? Есть ли здесь клуб, кинотеатр, школа? Есть ли там больница, кладбище? Где в деревне играют дети?

12. Есть в деревне река? Какая она: широкая, чистая или маленькая, высохшая, грязная?

После этого следует обратить внимание на форму выполненной ребенком конструкции.

Она скорее хаотична или в ней просматривается строгая геометрическая форма? Если деревня имеет преимущественно круглую форму, то это указывает на то, что испытуемый обладает развитым, свободным, творческим умом, склонностью скорее к мечтательности, чем к расчетливости. Если деревня имеет преимущественно угловые формы, то это свидетельствует о развившемся теоретическом мышлении, склонности к абстрактному мышлению и способности создавать логические и математические модели. И наконец, если форма деревни неровная и беспорядочная — это говорит об определенных трудностях в адаптации к внешнему миру, приспособлении к принятым ценностям и нормам жизни.

Ребенок, склонный к логическому мышлению, стремится следовать точным схемам. Скорее всего он выберет для постройки деревни форму круга или прямоугольника. В его плане дома и деревья будут расположены максимально упорядоченно, в их положении будет просматриваться определенная симметрия, например: деревья могут стоять строго вдоль дороги или быть сгруппированы в одном месте, вроде парковой зоны, а движение транспортных средств и пешеходов упорядочено. Постройки будут расположены осмысленно, с соблюдением автономии и в определенной взаимосвязи.

В подтверждение той или иной гипотезы относительно типа мышления ребенка задайте ему несколько вопросов, пытаясь выяснить, почему в том или ином месте стоят машины и дома или другие постройки, что их связывает. Люди на улицах деревни следуют каким-то установленным маршрутом? Они занимают то или иное положение в соответствии с исполняемыми ими ролями или расставлены хаотично? Легко или сложно попасть жителю деревни в больницу, клуб, магазин? Задумался ли ребенок, насколько удобные дороги он построил? Места общего пользования расположены более или менее равноудалено или спонтанно?

Ребенок с синтетическим мышлением будет действовать несколько иначе: больше всего внимания он уделит не логике, а эмоциям. Он постарается расположить объекты в своей постройке не столько разумно, сколько красиво. Размеры этих объектов и их цвет может иметь для него большее значение, чем их назначение и взаимосвязи. Возможно, он оттолкнется от создания центральной площади, главного бульвара, большой центральной улицы, где расположит самые главные здания. Отдав этому много сил, он может легко пренебречь остальным, расположив остающиеся детали хаотично и невпопад.

Что еще может подтверждать наличие у ребенка логического склада ума? Это такие сигналы, как долгое размышление, прежде чем приступить к выполнению задания, разговор с собой в процессе работы, глубокая сосредоточенность и погруженность в процесс. Все это говорит о том, что перед вами рассудительный ребенок, действующий методично, спокойно, по заранее намеченному плану, способный контролировать свои действия. Вы можете убедиться, что он способен дать логическое обоснование любому своему действию, объяснить, почему и с какой целью помещает тот или иной объект в конкретном месте. Он вам скажет, что две дороги не соединены между собой потому, что там никто больше не ездит, а не потому, что он об этом не подумал. Не исключено, что его постройка — это некая вариация, несколько идеализированная и улучшенная, знакомого ему места. Это может быть связано с тем, что такие дети обычно предпочитают привнести порядок в то, что уже существует, чем фантазировать и выдумывать что-то совершенно новое и искусственное. Больше точности, чем фантазии, а значит, больше здравого смысла, чем эмоциональности.

Ребенок, который в своих действиях руководствуется скорее эмоциями, чем логикой, вероятно, будет пытаться установить контакт с экспериментатором. Будет разговаривать с ним, делиться своими впечатлениями и сомнениями, спрашивать его совета, интересоваться его мнением. Действовать он будет скорее спонтанно, нежели в соответствии с неким планом. Ему ближе импровизация, хаотичные действия. Он работает то медленно, то внезапно набирает темп. Может задуматься, а вскоре под впечатлением внезапно возникшей идеи начать активно работать.

Обратить внимание на количество центров в деревне. Если деревня имеет несколько центров, вокруг которых сгруппированы объекты и которые соединены между собой, то это указывает на аналитический склад ума, склонный к детализации, точности и расчетливости.

Строения, расположенные прямолинейно, вдоль дорог, с примерно одинаковым удалением друг от друга, могут говорить о некоторой поверхностности мышления, ригидности, склонности руководствоваться объективной реальностью, некоторой ограниченности, решительности и способности справляться с возникающими проблемами.

Вся деревня, ее устройство подчинено центру, который четко структурирован и, словно магнитом, притягивает все остальные объекты населенного пункта; такая картина свидетельствует о хорошем чувстве реальности, способности успешно адаптироваться к требованиям социальной жизни, ясности мышления, самостоятельности и внутреннем контроле.

Внимание!

Признаками неуверенности и тревожности являются усталость и неудовлетворенность выполненной работой (вопросы 1 и 2 из опросника, неспособность использовать все выданные ему конструкции для строительства деревни или, наоборот, неспособность придать работе законченный характер, использовав при этом все выделенные объекты (вопрос 3, неспособность указать дома друзей или родителей, чувство непричастности к деревне, наличие врагов (вопросы 9 и 10, расположение в центре деревни кладбища, больницы, тюрьмы или других объектов, связанных с чувством горя или болезнями (вопрос 11, наличие грязной или опасной реки, расположенной внутри или рядом с деревней или, еще хуже, поблизости от детей, взрослых и животных (вопрос 12). Изображение же дорожных происшествий, ограблений банка или подобных случаев не должно вызывать у вас беспокойства; ребенок, которому нравится смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, может для оживления картины внести детали подобного рода.

Следует учитывать, что вариантов строительства деревни бесконечно много, и большинство из них не будет походить на те жесткие схемы, которые мы здесь представили. Ни вы и никто другой никогда не сможете сказать четко, кто ваш ребенок — холерик, или флегматик, или эмоционально стабильный тип, или консерватор. Загнать ребенка в какие-то жесткие рамки будет тяжело, да и излишне. Можно будет говорить лишь о неких особенностях характера, да и то с множеством оговорок. Это оттого, что иногда ребенок может предстать перед вами очень рациональным, а иногда совершенно рассеянным; он будет гармоничным и негармоничным одновременно, сочетая в себе самые противоречивые черты характера.

Как и в других тестах, полученная вами картина будет представлять собой тонкий, не поддающийся измерению или строгой классификации материал. Это сплав взаимодействующих между собой различных аспектов личности вашего ребенка.

Гармония и дисгармония этого сплава могут проявляться в различных формах, и говорить о дисгармонии можно лишь тогда, когда один-единственный диссонирующий элемент нарушает связность целого и если этот диссонанс подтверждается впоследствии другими тестами и непосредственным наблюдением за ребенком.

Учтите также, что в психологии нет однозначно плохих и однозначно хороших качеств личности. Есть только индивидуальные особенности, которые отличают вашего ребенка от любого другого или любого другого от него.

Составитель: Апаназова Марина Николаевна.

Публикации по теме:

Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет» Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5-7 лет. По данным медицинской статистики последних лет увеличилось число детей с.

Консультация «Диагностика коммуникативной сферы» 1. Диагностика коммуникативной сферы Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью.

Диагностика, направленная на выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 3–4 лет в младшей группе Задание № 1 Цель: выявить уровень сформированности представлений о диких и домашних животных. Материал: предметные картинки с изображением.

Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ Методическая разработка «Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ» Педагог-психолог.

Применение элементов арт-терапии в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка Применение элементов арттерапии в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка Основные цели арт-терапии - самовыражение, расширение.

Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет Актуальность проблемы в том, что ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима.

Развитие мотивационной сферы детей 5–7 лет 1 слайд Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе. 2 слайд Содержание программы.

Развитие эмоциональной сферы у детей 5–7 летРазвитие эмоциональной сферы у детей 5–7 лет Эмоции это процесс, который отражает субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Содержание эмоций меняется.

Развитие познавательной сферы, интеллектуальной и личностной у детей старшего возраста Возраст дошкольника 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной, личностной. Этот.

Театр песочной анимации как эффективная форма развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников Видео Цель: Познакомить педагогов с инновационными методами и приёмами коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Tест «Деревня» для детей 6–11 лет. Диагностика личностной сферы
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 05:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД