Полина Ножова
Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5-7 лет.
По данным медицинской статистики последних лет увеличилось число детей с нарушениями эмоциональной сферы. В 50% случаев у детей, окончивших младшую школу, это выражается уже в развитии нервных заболеваний. Своевременное решение
эмоциональных проблем у детей дошкольного возраста имеет большое значение и может помочь решить ряд проблем в дальнейшей жизни. Среди них можно отметить некоторые проблемы кризиса 7 лет, трудности адаптации к школе, страх отвечать у доски.
Публикация «Презентация „Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет“» размещена в разделах
Какие же задачи и цель ставит перед собой педагог-психолог, для решения проблем при нарушении эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста:
Цель:
• изучение эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Задачи:
• выделить эмоциональные нарушения, наиболее часто встречающиеся в дошкольном возрасте;
• подобрать диагностический инструментарий для выявления эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
• показать эффективные упражнения для коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.
Для начала вспомним, что же такое «Эмоция»- (от лат. - emoveo) –волнение, возбуждение, потрясение.
Исходя из выше сказанного, отслеживать и корректировать эмоциональное состояние ребенка важно на дошкольном этапе.
Существует множество диагностических методик, нацеленных на выявление эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Большинство из них – проективные, имеющие как ряд преимуществ, так и недостатков. Главным преимуществом, делающим данные методики незаменимыми в работе с детьми, является возможность выразить свои чувства и свой внутренний мир через рисунок, сказку или игру даже тогда, когда словами это выразить невозможно. В частности, тогда, когда рисунок дошкольника еще не стал стереотипным, как у взрослого, дети действительно рисуют чувства, рисуют свое состояние «здесь и сейчас».
Но, тем не менее, отсутствие единых стандартов и, главным образом, субъективность интерпретации проективных методик, являются большим недостатком использования их в диагностике.
И здесь большим подспорьем могут стать обязательные беседы, проводимые после каждой методики, а также анкеты, заполняемые родителями и воспитателями, тесты. Кроме того, эмпатийное слушание, безоценочность, наблюдательность и интуиция психолога являются инструментами, помогающими проводить диагностику.
Рассмотрим три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы :
• Расстройства настроения
• Расстройства поведения
• Нарушения психомоторики
1. Расстройства настроения:
• Усиление эмоциональности :
- эйфория
- дисфория
- депрессия
- тревожный синдром
- страхи
• Понижение эмоциональности :
- апатия
- эмоциональная тупость
- паратимии, или неадекватность эмоций
2. Расстройства поведения:
- Гиперактивность;
- Агрессивное поведение: нормативно-инструментальная агрессия, пассивно-агрессивное поведение, инфантильная агрессивность, защитная агрессия, демонстративная агрессия, целенаправленно-вражбедная агрессия.
3. Нарушения психомоторики:
- Амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;
- Гипомимия (легкое понижение выразительности мимики);
- Маловыразительная пантомимика;
- Гипокинезия (понижение моторной активности);
- Акинезия (полное отсутствие движений);
- Паракинезии (ненужные, бессмысленные, часто стереотипные движения, внешне весьма сходные с сознательными произвольными двигательными актами (напр. : перебирание пальцами, сжимание их в кулак, поглаживание, поколачивание);
- Гиперкинезия (большая группа расстройств самого различного происхождения (тремор, фибриллярные подергивания, тики).
Как уже раннее было сказано, что существует множество диагностических методик. Мы сейчас рассмотрим некоторые из них:
1. Методика «Волшебная страна чувств» (Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов).
Цель: исследование психоэмоционального состояния ( возраст: от 5 до 13 лет) Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.
2. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо"
Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Задачи метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне ( возраст: от 4 до 7 лет)
3. Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак)
Методика “Контурный САТ-Н” выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы, основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми (родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.
Методика может быть полезна для определения динамичных факторов, которые обусловливают реакции ребенка в группе, в школе (детском саду) и дома. Она может использоваться непосредственно в терапии или в качестве игровой техники ( возраст: от 3 до 10 лет)
4. Цветовой тест Люшера (возраст 0т 3 до 12 лет)
Области применения. Данная методика может быть использована:
- при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;
- при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
- при диагностике ситуации в семье;
- для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;
- для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
5. Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур)
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, в семье (возраст от 3 до 7 лет).
6. Методика «Два дома»
Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад, предназначена для диагностики сферы общения ребенка.
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.
(возраст от 3,5 до 6 лет).
7. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева)
Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам.
Проведение обследования: ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7 7 см и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется три раза.
8. «Рисунок Человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф)
Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
После того, как мы провели диагностику и выявили причину эмоционального нарушения, начинаем подбирать для дальнейшей работы с ребенком наиболее подходящие методы психологической коррекции эмоциональных нарушений.
Можно выделить два метода психологической коррекции :
• Традиционные
• Нетрадиционные
К традиционным методам относят:
- игры-драматизации;
- психогимнастика;
- упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
- коммуникативные упражнения;
- мимические и пантомимические этюды;
- психомышечная тренировка;
- элементы психологического тренинга.
Нетрадиционные методы:
- музыкатерапия;
- арт-терапия (рисование под музыку);
- сказкотерапия;
- пескотерапия;
- куклотерапия;
- медитация.
Коллективная работа:
А теперь дорогие педагоги-психологи предлагаем вам попробовать выполнить упражнение на эмоции традиционного метода психологической коррекции.
Упражнение «ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ» (для детей от 4 лет)
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоциональные состояния.
(перед выполнением упражнения можно повторить эмоции по пиктограмме или картинкам)
Давайте нахмуримся, как:
— осенняя туча;
— рассерженный человек;
— злая волшебница.
Улыбнемся, как:
— кот на солнце;
— само солнце;
— как Буратино;
— как хитрая лиса;
— как радостный ребенок;
— как будто ты увидел чудо.
Позлимся, как:
— ребенок, у которого отняли мороженое;
— два барана на мосту;
— как человек, которого ударили.
Испугаемся, как:
— ребенок, потерявшийся в лесу;
— заяц, увидевший волка;
— котенок, на которого лает собака;
Устанем, как:
— мама после работы;
— человек, поднявший тяжелый груз;
— муравей, притащивший большую муху.
Отдохнем, как:
— турист, снявший тяжелый рюкзак;
— ребенок, который много потрудился, но помог маме;
— как уставший воин после победы.
Сейчас перейдем с вами к выполнению задания нетрадиционного метода психологической коррекции.
Задание из области Арт-терапии «ДЕРЕВО ПОЖЕЛАНИЙ»
Цель: создать положительный эмоциональный фон, повысим сплоченность всех участников мероприятия, развитие способности выражать свои чувства и эмоции.
Предлагаем вам выбрать цветную бумагу, обвести на ней свою ладонь, вырезать ее, написать на ней пожелание ( например: себе, коллеге и т. д.) и украсить ее с помощью фломастеров или цветных карандашей. Затем свои ладошки мы будем приклеивать к заранее нарисованному на ватмане макету дерева.