Папки-передвижки

Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет»

Полина Ножова
Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5-7 лет.

По данным медицинской статистики последних лет увеличилось число детей с нарушениями эмоциональной сферы. В 50% случаев у детей, окончивших младшую школу, это выражается уже в развитии нервных заболеваний. Своевременное решение

эмоциональных проблем у детей дошкольного возраста имеет большое значение и может помочь решить ряд проблем в дальнейшей жизни. Среди них можно отметить некоторые проблемы кризиса 7 лет, трудности адаптации к школе, страх отвечать у доски.

Публикация «Презентация „Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет“» размещена в разделах

Какие же задачи и цель ставит перед собой педагог-психолог, для решения проблем при нарушении эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста:

Цель:

• изучение эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.

Задачи:

• выделить эмоциональные нарушения, наиболее часто встречающиеся в дошкольном возрасте;

• подобрать диагностический инструментарий для выявления эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста;

• показать эффективные упражнения для коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.

Для начала вспомним, что же такое «Эмоция»- (от лат. - emoveo) –волнение, возбуждение, потрясение.

Исходя из выше сказанного, отслеживать и корректировать эмоциональное состояние ребенка важно на дошкольном этапе.

Существует множество диагностических методик, нацеленных на выявление эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Большинство из них – проективные, имеющие как ряд преимуществ, так и недостатков. Главным преимуществом, делающим данные методики незаменимыми в работе с детьми, является возможность выразить свои чувства и свой внутренний мир через рисунок, сказку или игру даже тогда, когда словами это выразить невозможно. В частности, тогда, когда рисунок дошкольника еще не стал стереотипным, как у взрослого, дети действительно рисуют чувства, рисуют свое состояние «здесь и сейчас».

Но, тем не менее, отсутствие единых стандартов и, главным образом, субъективность интерпретации проективных методик, являются большим недостатком использования их в диагностике.

И здесь большим подспорьем могут стать обязательные беседы, проводимые после каждой методики, а также анкеты, заполняемые родителями и воспитателями, тесты. Кроме того, эмпатийное слушание, безоценочность, наблюдательность и интуиция психолога являются инструментами, помогающими проводить диагностику.

Рассмотрим три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы :

• Расстройства настроения

• Расстройства поведения

• Нарушения психомоторики

1. Расстройства настроения:

• Усиление эмоциональности :

- эйфория

- дисфория

- депрессия

- тревожный синдром

- страхи

• Понижение эмоциональности :

- апатия

- эмоциональная тупость

- паратимии, или неадекватность эмоций

2. Расстройства поведения:

- Гиперактивность;

- Агрессивное поведение: нормативно-инструментальная агрессия, пассивно-агрессивное поведение, инфантильная агрессивность, защитная агрессия, демонстративная агрессия, целенаправленно-вражбедная агрессия.

3. Нарушения психомоторики:

- Амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;

- Гипомимия (легкое понижение выразительности мимики);

- Маловыразительная пантомимика;

- Гипокинезия (понижение моторной активности);

- Акинезия (полное отсутствие движений);

- Паракинезии (ненужные, бессмысленные, часто стереотипные движения, внешне весьма сходные с сознательными произвольными двигательными актами (напр. : перебирание пальцами, сжимание их в кулак, поглаживание, поколачивание);

- Гиперкинезия (большая группа расстройств самого различного происхождения (тремор, фибриллярные подергивания, тики).

Как уже раннее было сказано, что существует множество диагностических методик. Мы сейчас рассмотрим некоторые из них:

1. Методика «Волшебная страна чувств» (Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов).

Цель: исследование психоэмоционального состояния ( возраст: от 5 до 13 лет) Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.

2. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо"

Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Задачи метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне ( возраст: от 4 до 7 лет)

3. Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак)

Методика “Контурный САТ-Н” выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы, основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми (родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.

Методика может быть полезна для определения динамичных факторов, которые обусловливают реакции ребенка в группе, в школе (детском саду) и дома. Она может использоваться непосредственно в терапии или в качестве игровой техники ( возраст: от 3 до 10 лет)

4. Цветовой тест Люшера (возраст 0т 3 до 12 лет)

Области применения. Данная методика может быть использована:

- при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;

- при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;

- при диагностике ситуации в семье;

- для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;

- для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

5. Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур)

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, в семье (возраст от 3 до 7 лет).

6. Методика «Два дома»

Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад, предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

(возраст от 3,5 до 6 лет).

7. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева)

Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам.

Проведение обследования: ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7 7 см и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется три раза.

8. «Рисунок Человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф)

Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

После того, как мы провели диагностику и выявили причину эмоционального нарушения, начинаем подбирать для дальнейшей работы с ребенком наиболее подходящие методы психологической коррекции эмоциональных нарушений.

Можно выделить два метода психологической коррекции :

• Традиционные

• Нетрадиционные

К традиционным методам относят:

- игры-драматизации;

- психогимнастика;

- упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

- коммуникативные упражнения;

- мимические и пантомимические этюды;

- психомышечная тренировка;

- элементы психологического тренинга.

Нетрадиционные методы:

- музыкатерапия;

- арт-терапия (рисование под музыку);

- сказкотерапия;

- пескотерапия;

- куклотерапия;

- медитация.

Коллективная работа:

А теперь дорогие педагоги-психологи предлагаем вам попробовать выполнить упражнение на эмоции традиционного метода психологической коррекции.

Упражнение «ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ» (для детей от 4 лет)

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоциональные состояния.

(перед выполнением упражнения можно повторить эмоции по пиктограмме или картинкам)

Давайте нахмуримся, как:

— осенняя туча;

— рассерженный человек;

— злая волшебница.

Улыбнемся, как:

— кот на солнце;

— само солнце;

— как Буратино;

— как хитрая лиса;

— как радостный ребенок;

— как будто ты увидел чудо.

Позлимся, как:

— ребенок, у которого отняли мороженое;

— два барана на мосту;

— как человек, которого ударили.

Испугаемся, как:

— ребенок, потерявшийся в лесу;

— заяц, увидевший волка;

— котенок, на которого лает собака;

Устанем, как:

— мама после работы;

— человек, поднявший тяжелый груз;

— муравей, притащивший большую муху.

Отдохнем, как:

— турист, снявший тяжелый рюкзак;

— ребенок, который много потрудился, но помог маме;

— как уставший воин после победы.

Сейчас перейдем с вами к выполнению задания нетрадиционного метода психологической коррекции.

Задание из области Арт-терапии «ДЕРЕВО ПОЖЕЛАНИЙ»

Цель: создать положительный эмоциональный фон, повысим сплоченность всех участников мероприятия, развитие способности выражать свои чувства и эмоции.

Предлагаем вам выбрать цветную бумагу, обвести на ней свою ладонь, вырезать ее, написать на ней пожелание ( например: себе, коллеге и т. д.) и украсить ее с помощью фломастеров или цветных карандашей. Затем свои ладошки мы будем приклеивать к заранее нарисованному на ватмане макету дерева.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Агрессивное поведение дошкольников. Причины, диагностика, коррекция Проявление агрессивности у дошкольника является следствием разнообразных причин, из которых можно выделить наиболее значимые: 1) сложности.

Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний Цель: коррекция эмоциональной сферы. Задачи: 1) гармонизация внутреннего.

Презентация «Диагностика по ФЭМП». Пятый год жизни Предназначена для выявления знаний детей пятого года жизни по разделу «Формирование элементарных математических представлений.» Выявление.

Консультация для родителей в младшей группе «Стимулирование эмоциональных контактов взрослых и детей» Консультация для родителей «Стимулирование эмоциональных контактов взрослых и детей». К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится.

Презентация «Коррекция школьных страхов. Проблемы и рекомендации» Коррекция школьных страхов Сегодня практически каждый российский ребенок в возрасте 6-10 лет посещает начальную школу. Задача взрослого.

Презентация «Особенности развития детей 5–6 лет» Как стремительно бежит время. И вот ваш малыш уже почти школьник. Чем же должен овладеть ребенок в этот возрастной период, чтобы можно было.

Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии.

Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет Актуальность проблемы в том, что ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима.

Презентация «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» Доклад на педагогическом.

Тренинг для педагогов «Снятие негативных эмоциональных состояний» Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний. Цель: Формирование благоприятного психологического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет»
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 19:26
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Полина Ножова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД