лилия гринькова
Теория свободного воспитания в воспитательных системах русских педагогов
▼ Скачать +Заказ
Теория свободного воспитания
в воспитательных системах русских педагогов
В настоящее время наблюдается тенденция, основанная на постоянном самосовершенствовании личности, осознающей, и умело использующей свой творческий потенциал. Актуальные на современном этапе развития педагогической науки идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности развития индивидуальных качеств каждого ребёнка выдвигались педагогами и философами на всём протяжении исторического времени. Свободное воспитание как одна из концепций в педагогике основано на отрицании подавления личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников свободно воспитания — развитие сил и способностей ребёнка, не основанное на ограничениях. Необходимо отметить, что идеи свободного воспитания в педагогике являлись особой формой выражения недовольства демократически настроенной части интеллигенции существующим положением в обществе.
Публикация «Теория свободного воспитания в воспитательных системах русских педагогов» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Учитель и ученик должны иметь право на свободное развитие, свободное творчество, свободное выражение своей индивидуальности. Сторонником свободного воспитания была итальянский педагог М. Мантессори, отстаивавшая в своих работах мысль о невмешательстве педагога в процесс естественного роста и духовного развития ребенка, но при условии создания для него особых условий, обеспечивающих способности самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Под влиянием данной теории воспитания в педагогике сложилась педоцентристская концепция воспитания, суть которой заключается в том, что за основу воспитания и обучения принимаются спонтанные и потребности и интересы, когда опора делается лишь на детский интерес, на неограниченную свободу ребенка.
В России теории свободного воспитания придерживались Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко и др.
Наиболее полное развитие теория нашла в деятельности Л. Н. Толстого, он выступал с отрицанием как старой, так и современной ему теории и практики обучения и воспитания. Взгляды философа, педагога и писателя Л. Н. Толстого формировались под влиянием Ж. -Ж. Руссо и А. Шопенгауэра, чьи основные идеи отразились в методах обучения, практиковавшихся в школе для крестьянских детей, открытой Л. Н. Толстым в его имении в Ясной Поляне в 1859 году. Л. Н. Толстой мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых, которые кишат в каждой школе». В журнале «Ясная поляна» педагог критиковал существующую систему обучения и воспитания, когда процесс и содержание образования строились только по желанию взрослых. Опираясь на идею Ж. -Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, Л. Н. Толстой утверждал, что «учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов, поэтому в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися - чему и как они хотят учиться, а основное дело учителя - следовать и развивать ребенка» [9]. В школе для крестьянских детей новыми были отношения между учителями и учениками. Весь процесс обучения и воспитания строился на интересах учеников и недопустимости насилия и давления на них. Гуманное отношение к ребенку – вот основной принцип свободного воспитания, по мнению Л. Н. Толстого. В статье «О воспитании» Толстой указывал на то, что соблюдение условий свободы воспитания и обучения должно основываться на религиозно-нравственном учении. Но, чтобы эта свобода не превратилась в неразбериху и хаос, нужны общие основания, например, религия и нравственность.
По мнению Толстого, внутренняя организация школы, содержание образования должны определяться только желанием учащихся. Передача знаний не должна осуществляться насильственно: дети запоминают то, что хотят, и настолько, насколько хотят. Собственно воспитание, формирование у детей каких-либо нравственных качеств и убеждений и верований он отвергал как проявление насилия и деспотизма взрослых по отношению к зависящим от них детям. Л. Н. Толстой убедительно поставил вопрос о пересмотре традиционных взглядов на личность ребенка, в особенности его роста и развития. Он считал, что душа ребенка не представляет собой чистой доски, на которой можно написать все, что угодно. Он категорически отвергал наличие у родившегося ребенка каких-либо отрицательных качеств. И цель воспитания, по его мнению, - способствовать наибольшей гармонии нравственных качеств, которые дети носят в себе. Идеи Л. Н. Толстого в дальнейшем прослеживалась и в деятельности К. Н. Вентцеля, М. Монтессори и многих других.
К. Н. Вентцель, активно пропагандировал свободное воспитание в педагогической печати. Он пытался создать теорию свободного воспитания (Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» М., 1919, основные идеи его о всестороннем и гармоническом развитии личности на основе соединения свободного воспитания и развития духовных, физических сил детей, трудового воспитания и творческой активности, свободы педагогического творчества учителей были реализованы в «Доме свободного ребенка», который был открыт его сторонниками в Москве в 1906 году. Идеи свободного воспитания также отражались на страницах журнала «Свободное воспитание», основанный в 1907 году и просуществовавший до 1918 года в Москве.
Константин Николаевич Вентцель считал, что совместное планирование жизнедеятельности развивает способность к представлению, от которой зависит развитие воли, так как определенные действия человека, перед их реальным совершением, имеют идеальное существование в его подсознании. При слабо развитой способности к представлению, человек ставит те цели, которые непосредственно сейчас же и достигаются. С развитием этой способности появляется возможность постановки долговременных сложных целей. К. Н. Вентцель утверждал, что нужно с малых лет воспитывать в человеке творческое отношение к практической жизни, так как каждый является в известной степени творцом своей жизни. Педагог выделял следующие практические правила для развития воли как деятельности по постановке целей:
1). Ребенка следует научить искать связи между своими различными жизненными целями, анализировать причины возможных противоречий в системе своих целей и находить способы их разрешения;
2). Ребенок должен самостоятельно уметь сравнивать именно те цели, которые он сам перед собой ставит, а не те, что навязаны ему взрослыми. В противном случае, у него не выработается привычка к анализу поставленных целей, составляющих необходимое основание в развитии нравственного характера;
3). Следует приучать ребенка к анализу средств, выбираемых им для достижения поставленных целей. Эти средства могут рассматриваться и как цели - ближайшие, ведущие к достижению целей более отдаленных. С самого раннего возраста воспитателю следует выработать в ребенка отвращение к принципу "цель оправдывает средства".
Константин Николаевич Вентцель вполне обоснованно утверждал, что нравственным ребенок становится не за счет прослушивания определенных курсов морали, доказывающих ему необходимость жить нравственно, но и благодаря созданию таких жизненных условий, в которых ребенку приходится действовать нравственно. А обучение нравственности может иметь лишь дополнительное значение к созданию подобных условий. Педагог понимал, что создание условий, побуждающих в ребенке развитие нравственности, связано с соответствующих преобразованием устройства семейной жизни и школы, находящимся в зависимости от преобразования общественного строя. Таким образом, движение к нравственному совершенствованию является длительным и трудным процессом.
Вентцель рассматривал вопрос о роли среды как фактора нравственного воспитания, выделял понятие "среды" в широком и узком смысле. В широком смысле, среда - это все то, что находится вне данного индивидуума. В узком - то, что так или иначе на него воздействует. В этом смысле, для каждого индивидуума существует своя среда, которая оказывает на него влияние. Между личностью и средой существует тесная взаимосвязь: рост и изменение личности и среды взаимно обуславливают друг друга. Константин Николаевич Вентцель выделил два типа взаимодействия личности и среды:
Между личностью и природой, личностью и "вещественным" миром;
Между личностью и другой личностью, обществом, миром.
Прежде, чем научить ребенка воздействовать на людей или общество, полагал К. Н. Вентцель, следует научить его воздействовать на материальную среду, на природу, предоставляя ребенку возможно больший фактический материал для творческой мыслительной деятельности и направляя ее незаметным для него образом, не навязывая директивно своего мнения по тому или другому вопросу. При этом наиболее важный материал, предоставляемый ребенку воспитателем, должен быть связан с жизнью самих детей, чтобы теоретическое разрешение тех или других вопросов нравственности было связано с их практическим применением в жизни. Детей надо окружать простой и спокойной обстановкой, допускающей разнообразие и изменчивость, побуждающей к творческой мыслительной деятельности и труду, но предоставляющей им много свежих впечатлений (соответственно с их возможностями к восприятию не более).
Таким образом, важными задачами нравственного воспитания детей, по мнению К. Н. Вентцеля, следует считать развитие способности к самостоятельному систематическому критическому исследованию целей жизни, стремления к активному восприятию мира. В связи с развитием свободной творческой нравственности, полагал педагог, для всех без исключения людей имеет значение вопрос о нравственном самовоспитании.
К. Н. Вентцель считал, что если человек хочет выработать в себе нравственность, то он должен жить и действовать как нравственная личность, т. к. возникшее у человека желание выработать в себе нравственность уже свидетельствует о том, что он живет, думает и чувствует нравственно. Таким образом, согласно идеям педагога, создание и поддержание благоприятной окружающей среды, побуждающей ребенка к самостоятельной нравственной деятельности, обеспечивающей целостное восприятие своей жизни каждым ребенком, развивающей стремление к самоанализу, предполагает постоянное нравственное самосовершенствование воспитателей, родителей, других окружающих ребенка людей.
Основная идея всей педагогической системы В. А. Сухомлинского – выдающегося советского педагога-новатора - развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке. Вся образовательная система в Павлышской средней школе, руководимой Сухомлинским В. А., была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала участие самого ребенка.
Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского следующие:
- доверие к детям,
- учение без принуждения,
- воспитание без наказаний,
- сотрудничество детей и взрослых,
- творческий труд и нравственная свобода,
- возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,
- принятие ответственности за свой выбор.
Данные педагогические принципы В. А. Сухомлинского нашли своё отражение и в педагогических идеях современников и педагогов последующего поколения. Мы можем наблюдать их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил расцвет в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления были против авторитарной педагогики и такого стиля взаимодействия.
Одним из таких педагогов является Ш. А. Амонашвили. Его основные принципы - стремление к свободе и сотрудничеству. Создавая педагогику сотрудничества, он строил весь учебный процесс на основе свободного выбора учениками темы урока и содержания заданий. Однако этот выбор направляется учителем с помощью дидактических приемов типа: «Мы уже изучили темы А, Б, В, и вы умеете выполнять задания а, б, в, можете теперь сами предложить задания. Предлагайте!» [1]. И конечно же, задания будут в русле А, Б, В, но это собственные задания! Их выполняют более охотно. В своей педагогической деятельности и научных работах Ш. А. Амонашвили убедительно показывает преимущества построения отношений с детьми на гуманных началах по сравнению с традиционным обучением, построенным на принуждении. Только такое построение учебного процесса будет способствовать полноценному развитию подрастающего поколения.
Таким образом, современные ученые, развивая идеи свободного воспитания, подчеркивают потенциал таких воспитательных факторов, как природа, культура, общество. Центром этой триады является свободная личность. Все объективные механизмы воспитания потеряют результативность при отсутствии внутренней работы, напряженных духовных исканий самого человека. Так, например, многолетнее исследование психолога и педагога Н. М. Магомедова показало, что, если применять принципы свободного воспитания на практике, то воспитание превращается в особый процесс общения педагога с воспитанником как равный с равным.
Список литературы:
1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М. : Юрайт, 2020. 128 с.
2. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М. : Юрайт, 2016. 478 с.
3. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2019. 266 с.
4. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. Учебник для академического бакалавриата. Учебник. М. : Юрайт, 2017. 510 с.
5. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2019. 320 с.