Наталья Потапова
Теория современного дошкольного музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Теория современного дошкольного музыкального воспитания
Представим, таблицу, в которой мы рассмотрим ключевые для нас понятия и дадим им определения.
Понятие
Определение
Воспитание (в широком смысле)
Рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.
Воспитание (в узком смысле)
Публикация «Теория современного дошкольного музыкального воспитания» размещена в разделах
Рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Музыка
Вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.
Музыкальное воспитание
Процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на человека и рассматривается как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей.
Музыкальная деятельность
Это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Музыкальные занятия
Это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей.
Искусство
это образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Художественно-эстетическое развитие
процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.
В наше время музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в системе образования занимает одну из важнейших позиций в процессе целостного воспитания, поскольку именно этот возраст считается наиболее оптимальным для приобщения ребенка к миру прекрасного, в связи с этим педагог имеет большое значение в организации данного процесса. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению и многому другому. Кроме того, правильно подобранная музыка обладает успокаивающим эффектом, что помогает во взаимодействии с агрессивными, гиперактивными, грустными и другими детьми. Один прекрасный, выдающийся педагог Н. К. Крупская говорила о том, что надо помогать ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать.
Так тема музыкального воспитания широко раскрывается в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)[32], данный стандарт утвержден органами власти нашей страны, уполномоченными регулировать деятельность в образовательной сфере. Он говорит нам о том, что «Музыка» как образовательная область включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», которая предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
· становление эстетического отношения к окружающему миру:
· формирование элементарных представлений о видах искусства;
· восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно - модельной, музыкальной и др.).
Музыкальное воспитание, как самостоятельная деятельность, оказывает ничем не заменимое воздействие на ребенка, способствует формированию множества положительных качеств, способностей, расширению кругозора, адаптации и так далее. Кроме того, данное воспитание, в силу своих возможностей в воспитание, стала входить во все образовательные области, что помогает ему более эффективно реализовывать свои задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие (формирует представления о социокультурных ценностях народа по средствам музыки);
2. Познавательное развитие (формирует представление о форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе и многом другом);
3. Речевое развитие (это развитие звуковой и интонационной культуры речи);
4. Физическое развитие (двигательное развитие, развитие координации, равновесия, гибкости, моторики, связывая эти деятельности с музыкой);
5. Вхождение ребенка в музыкальный мир (развитие восприятия музыки);
6. Развитие музыкальной эрудиции и культуры;
7. Развитие ценностного отношения к музыке как к виду искусства;
8. Развитие ценностного отношения к традициям и праздникам;
9. Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам;
10. Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта;
11. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства;
12. Становление эстетического отношения к окружающему миру;
13. Формирование элементарных представлений о видах искусства ;
14. Реализация самостоятельной творческой деятельности.
Поскольку на разных возрастных этапах ребенок развит в силу природных возможностей, при реализации музыкальной деятельности стоит учитывать подготовленность ребенка к той или иной деятельности в соответствии с видом работы. Мы можем выделить основные виды: игры (обычные и дидактические, игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения, беседы и праздники. Таким образом, обязательно нужно соотносить возраст ребенка и вид деятельности.
Исходя из этого при работе с детьми дошкольного возраста начиная с 3х лет, значимым является то, что происходит восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, развивается пение и игра на детских инструментах, появляются музыкально ритмические движения.
Так, важной частью ФГОС является то, что он подразумевает выполнение целевых ориентиров, таких как:
Целевые ориентиры дошкольного образования :
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
Воспитатель :
Ребё нок:
-поддерживает ребёнка в музыкальной деятельности;
-занимается построением для ребенка образовательной траектории или профессиональной коррекцией особенностей его музыкального развития;
-оптимизирует работу с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.
-овладевает основными культурными способами деятельности;
-проявляет инициативу и самостоятельность;
-выбирает себе род занятий и участников в ней;
-имеет положительное отношение к себе, людям, миру;
-обладает чувством собственного достоинства;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
-верит в себя;
-обладает развитым воображением;
-владеет разными формами и видами игры;
-различает условную и реальную ситуации;
-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
-может выделять звуки в словах;
-обладает зачатками грамотности;
-имеет развитую крупную и мелкую моторику;
-подвижен, вынослив;
-может контролировать свои движения и управлять ими;
-способен к волевым усилиям;
-может следовать социальным нормам поведения и правилам взаимоотношений;
-может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-проявляет любознательность, задаёт интересующие вопросы окружающим его людям;
-пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
-склонен наблюдать, ставить небольшие эксперименты;
-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
-знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными;
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тому подобное;
-способен принимать собственные решения.
Подводя итоги, мы можем сказать, что: музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры, которые, как мы видим, направлены на целостное развитие личности ребенка, и напрямую взаимодействуют с задачами музыкального воспитания. Кроме того, воспитатель выполняет большую работу по раскрытию целевых ориентиров, отбирая материал для работы и методы преподнесения. Так, под материалом мы подразумеваем ряд программ: парциальных или комплексных, в которые воспитатель привносит что-то свое, поскольку приближенная к идеалу программа возможна лишь при личном участии или вдумчивой переработке уже существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности. Хотя работа по уже заданным методикам, без изменений, тоже имеет место быть, хотя и крайне редко.
Таким образом, можно отметить, что программы по работе с детьми в дошкольных учреждениях делятся на два типа: комплексные и парциальные.
Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.
В последнее десятилетие издано довольно много комплексных программ, в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия.
Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ. Так, помимо комплексных программ, в это время издавались и парциальные программы по музыкальному воспитанию детей.
Хотя парциальные и комплексные программы имеют различную степень возможности реализации, цель у них одна и та же - становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
Исходя из предоставленного материала, видно на сколько важно музыкально воспитание, сколько направлений развития оно охватывает, какие должны быть выполнены задачи в соответствии с которым выстроены целевые ориентиры. Так же было оговорено о способах реализации музыкального воспитания, а именно о парциальных и комплексных программах.