Нестерова
Теория и практика проведения пальчиковой гимнастики в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Теория и практика проведения пальчиковой гимнастики в старшей группе
Освоение мира маленьким человечком происходит постепенно, от простого к сложному: от умения держать голову до формирования навыков рисования и письма. На всех этапах развития взрослые должны помогать малышу, поддерживать его и направлять. В детском саду большое внимание уделяется физическому развитию ребят. И не последнюю роль в этом играют упражнения зарядки, в том числе для пальцев рук. Остановимся подробнее на комплексах упражнений пальчиковой гимнастики для старшей группы. Суть понятия
Темочки:
О том, что с раннего возраста у ребёнка нужно развивать мелкую моторику, знают даже те, кто только собирается стать родителями. И, конечно, основной аргумент в пользу её тренировки заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:
* виды мышления (образное, критическое, логическое);
* речь;
* внимание;
* зрительно-пространственное восприятие;
* воображение;
* наблюдательность;
* память (не только зрительную, но и двигательную).
Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук, тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).
Цели и задачи
В старшей группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:
* работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
* развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
* совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
* воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.
Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать :
* повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
* отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
* заучивание и запоминание лексического и грамматического минимума по иностранному языку (если стишки подобрать, например, на английском языке);
* развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);
* воспитание чувства принадлежности к коллективу, уважения к взрослым и сверстникам.
Приёмы
Для детей старшей группы наиболее актуальными играми для пальчиков будут те, что имеют общую канву с занятием, на котором упражнения проводятся. И здесь важно методически грамотно их вплести. В этом помогут такие приёмы, как:
* разыгрывание сюжетных комплексов упражнений (часто с привлечением массажных мячиков);
* постановка театральных представлений (например, пальчиковые куклы в самодельном кукольном театре, которые «предлагают» повторять за ними те или иные движения);
* физические нагрузки, которые не всегда сопровождаются музыкой (чаще всего это элементы тех или иных заданий на занятиях, например, скатывание «колбаски» из пластилина для лепки фигурки).
Виды упражнений
В методическом арсенале педагога, занимающегося с детьми 5–6 лет, есть виды упражнений, работающие на решение поставленных задач образования, в частности, направленные на:
* разработку мышц рук в разных направлениях;
* координацию движений пальчиков, барабанящих по телу или по столу, перекатывающих мячик;
* создание театра теней.
Организация и проведение пальчиковой гимнастики
В старшей группе особое внимание уделяется упражнениям на развитие координации движений за счёт перекатывания массажного мячика или отбивания ритмов пальчиками на твёрдой поверхности. Что касается содержательной стороны, то, как уже было сказано, сюжет задания должен совпадать с тематикой занятия, на котором гимнастика проводится. Обычно на отработку одного приёма уходит около 2 недель. Поэтому в месяц дети в среднем знакомятся с 2–3 новыми упражнениями.