Веревкина Кристина Гивиевна
Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе возрастает роль досуговой деятельности в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Данный возрастной период развития личности характеризуется наибольшей сензитивностью к проявлениям социальной активности.
В связи с этим ряд авторов (Г. А. Аванесова, М. Б. Зацепина, Ю. А. Стрельцов) подчеркивают, что правильно организованная досуговая деятельность обладает потенциалом в стимулировании процесса социализации и самореализации личности старшего дошкольника [1, с. 112; 3, с. 25; 4, с. 11].
Публикация «Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Досуг – это сложное социальное явление, которое включает в себя отдых, праздники и развлечения, самообразование, творчество и является важным средством социализации и индивидуализации личности человека, позволяющим по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей [1, с. 113].
Для активной досуговой деятельности старших дошкольников целесообразно, по мнению Г. А. Аванесовой, использовать следующие образовательные технологии:
1) игровые;
2) здоровьесберегающие;
3) личностно-ориентированные [1, с. 205].
Роль современных образовательных технологий в процессе организации активного досуга старших дошкольников заключается в обеспечении возможности для их самообразования, саморазвития, реализации своих умений и способностей в свободной деятельности.
Д. В. Шамсутдинова подчеркивает, что культура досуга ребенка старшего дошкольного возраста начинает формироваться под влиянием семейных отношений и традиций [5, с. 135].
В связи с этим возникает необходимость активизации процесса взаимодействия семьи и детского сада по вопросу организации досуга старших дошкольников. Семья и детский сад являют собой важнейшие социальные институты в период дошкольного детства.
Этот факт, считает Д. В. Шамсутдинова, определяет необходимость поиска оптимальных путей взаимодействия семьи старшего дошкольника и детского сада с учетом социокультурных традиций досуга [5, с. 136].
Досуг детей организуется воспитателем целенаправленно для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения старших дошкольников.
Д. В. Шамсутдинова рекомендует педагогам предоставлять воспитанникам выбор вида деятельности при организации досуга [5, с. 136].
Автор подчеркивает, что посещение семей воспитанников с целью диагностики заинтересованности родителей в организации качественной досуговой деятельности является важным условием взаимодействия родителей и детского сада. Основными приемами работы являются опросы, анкетирование, семейные проекты «Проводим время с пользой», «Традиции семейного чтения» и т. д. [5, с. 137].
Полученные результаты проведения анкетирования или опроса позволят воспитателю понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия детского сада и семьи для эффективной организации досуга старших дошкольников.
Анализ проведенных опроса или анкетирования помогут в работе воспитателя, работающего в старшей или подготовительной к школе группах. Благодаря им педагог сможет учитывать пожелания родителей, выслушав их мнения и рационализаторские новаторские предложения.
Эффективным средством взаимодействия семьи старшего дошкольника и детского сада является реализация семейных проектов по совместному времяпрепровождению с пользой для ребенка.
Благодаря этому, отмечает Н. И. Бочарова, педагог сможет определить проблемы и особенности воспитания дошкольника «глазами родителя», наладить контакт с семьей воспитанника, рационально использовать свободное время ребенка, развивая его способности и таланты [2, с. 14].