Папки-передвижки

Теоретические основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

наталья балашова
Теоретические основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В дошкольный период начинаю формироваться основные виды деятельности, в том числе и трудовая. Поэтому одним из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОО выступает трудовое воспитание старших дошкольников. В настоящее время обозначено место труда в педагогическом процессе ДОО, а также разработано его содержание

Публикация «Теоретические основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах

Приобщение дошкольника к самостоятельному труду посильного характера, его знакомство с работой взрослых выступает в качестве важнейшего средства в формировании нравственных основ личности

В то же время, не стоит забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Так как каждый человек, и даже дети, неповторимая и своеобразная личность имеющая свои интересы, привязанности, возможности, а также черты характера.

Непосредственное общение с живой природой дает возможность ребенку получить более яркие представления, нежели картинки и книжки. Исходя из этого, стоит начать создавать условия для повседневного общения детей с природой начиная с раннего возраста, так можно, например, создать уголки природы. Они дают возможность детям получить возможность наблюдать за птицами, рыбами, растениями, понимать проявление заботы воспитателя о них. Таким образом происходит получение первых элементарных трудовых навыков.

Важно таким образом организовать трудовое воспитание в старшем дошкольном возрасте, чтобы труд осуществлялся с игровой деятельностью и являлся основной его частью. Посредством этого ребенок начинает учиться, привыкает работать, не догадываясь, что это уже не игра, а реальность. Важно помнить о том, что для 2-3 летнего ребенка даже застегивание пуговицы – это уже работа, причем очень кропотливая и сложная

Гораздо больше возможностей в условиях ДОО в организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. При этом важно подчеркнуть, что что в ДОО дети старшего дошкольного возраста учатся трудиться коллективно, что позволяет повысить их интерес к труду и одновременно помогает учить сотрудничеству, а таже помощи друг другу.

В условиях ДОО труд дошкольников организуют в форме коллективного труда, дежурства или индивидуальных поручений [20].

Индивидуальные поручения можно использовать во всех возрастных группах ДОО, однако ведущее значение оно имеют для детей младшего дошкольного возраста, в них трудовая деятельность только начинает детьми осваиваться. Весь трудовой процесс при индивидуальной форме ребенок способен выполнить сам. Это позволяет воспитателю обучить ребенка трудовым действиям, оказывать ему помощь, осуществлять контроль в выполнении трудовых операций, учесть индивидуальные особенности, а также уметь ее оценить. Все это способствует формированию трудовых навыков и умений, воспитания ответственность за порученное дело, настойчивость, аккуратность, привычку к прикладыванию определенных усилий в труде.

Коллективный труд позволяет сформировать у детей трудовые навыки и умения. Коллективный труд способен объединить детей, сформировать умения осознавать общею трудовую цель, учится договариваться, планировать свои действия сообща, уметь их согласовывать, помогая друг другу, уметь оценивать работу.

Коллективный труд по своей структуре может быть организован как коллективный труд труде участвуют несколько детей или вся группа, при этом каждому дошкольнику дается отдельное поручение; трудовые результаты детей могут быть объединены в общий результат, к примеру каждый дошкольник в уголке природы может протереть листья у растений, по итогу, сообща они сделали растения чистыми, а труд совместным труде принимают участие несколько дошкольников; трудовой процесс разделен на несколько операций, каждую из них выполняет один или несколько детей; каждый ребенок, выполняет свою часть труда передавая его дальше, другим детям, к примеру: одни ребята капают землю, другие ее ровняют, третьи могут выкапывать лунки для посадки).

Одной из наиболее используемых форм организации труда дошкольников в ДОО являются дежурства. Они предусматривают поочередное выполнение дошкольниками стабильного круга обязанностей. Начиная со старшей группы дети начинают дежурить по уголку природы. В процессе дежурства у ребят начинают совершенствоваться трудовые навыки в природе, начинают формироваться общественные мотивы труда и т. д. [16].

Жизнедеятельность каждой дружной семьи, должна строиться исходя из коллективного принципа, все ее члены имеют четкие обязанности, их выполнение позволит приучить детей проявлять более ответственное отношение к каждому порученному делу. А. С. Макаренко в свои рудах отмечал, что: «Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений» Исходя из этого, именно дошкольная образовательная организация должна помочь семье продолжать работу по трудовому воспитанию более целенаправленно, развивая самостоятельность и инициативу, бережное отношение к материалам и инструментам.

Очень часто дети, погуляв могут принести домой разный природный материал: ветки, желуди, шишки, ракушки, красивые камушки и др. Дошкольники могут очень долго рассматривать собранный ими материал, могут перебирать, ощупывать, обследовать его. Таки действия детей направлены на запоминание цвета, формы, а также свойств каждого вида материала.

Подобные встречи с природой позволяют расширить представления детей о природе, совершенствуют их умения присматривается более внимательней в различные природные явления, в процессе создания поделок из природного материала сохранять целостность восприятия.

Производство поделок детьми из природного материала требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то в дальнейшем при регулярной работе, детская рука способна приобрести точность, уверенность, а пальцы постепенно станут более гибкими. Все это может быть очень важным для подготовки руки к письму, а также к учебной деятельности в школе. Также развитие сенсомоторики также способствует ручной труд. Это дает возможность ребенку развивать координацию глаз и рук, совершенствовать координацию движений, гибкости, а также точности в выполнении различный манипуляций. Система специальных навыков и умений постепенно образуется в процессе изготовления поделок. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»[54, 82].

В некоторых ДОО имеются уголки природы, в которых ребята, наблюдают за птицами, рыбами, растениями, помогают за ними ухаживать, поливают растения, кормят животных, а также могут выполнять и иные поручения воспитателя.

Также под руководством воспитателя во время прогулок дошкольники могут собирать природный материал, из него после, на уроках трудового воспитания, могут делать различные игрушки и поделки, это учит ребят трудолюбию, усидчивости, влияет на мелкую моторику руки

Трудовая деятельность по выполнению из природного материала игрушек может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Коллективный труд детям, как и взрослым, может принести детям большую радость своей четкой организацией и слаженностью. В этом смысле очень важно, чтобы дети смогли понять результативность коллективного труда, смогли осознать его преимущества

В старших группах ДОО назначаются дежурные, которые должны помогать воспитателям поддерживать порядок в группе, приносить из кухни пищу, собирать использованную посуду после обеда и т. д. Также в ДОО возможно применение воспитателями иных видов и форм трудовой деятельности

Важной и интересной сферой детского труда может стать такая своеобразная форма продуктивной деятельности, как ремесло. Ремеслом называется продуктивная деятельность, которая предполагает индивидуальное творчество с целью изготовления изделия определенного назначения. В ДОО в зависимости от склонностей и умений педагогов может быть организована работа по следующим направлениям:

плетению из бересты или лыка;

работа по дереву (выпиливание, выжигание и пр.);

работа с мягким материалом – пряденой и непряденой шерстью;

шитье и вышивание;

плетение и ткачество

Данные виды занятий подходят преимущественно для детей старшего дошкольного возраста – после 5 лет. Нецелесообразно делить работы по гендерному принципу. Поскольку действия с теми или иными материалами требуют разных способностей, умений и усилий, дети нуждаются в разных видах работ независимо от пола. Как мальчики, так и девочки старшего дошкольного возраста могут заниматься различными видами ремесла.

Ремесленные работы с применением мягкого материала (ткани, шерсти, разных наполнителей) вполне доступны для детей 5-7 лет. Это может быть шитье простой куколки и постельки для нее, вышивание и шитье пенала (мешочка) для карандашей или создание кукольной одежды. Можно также плести коврики для кукольного домика или делать подвески для украшения группы, сумки или мешочки для обуви и пр.

Особо ценным для старших дошкольников является плетение или ткачество. В этой работе требуется координация движений и соответствующее построение действий: чередование Движений над нитью и под нитью, а в следующем ряду – строго наоборот. Это требует высокой концентрации внимания и самодисциплины. Для ткачества не требуется сложного ткацкого станка большого размера, с гребенкой и тонкими нитками. Нужен простой небольшой станок для очень толстой нити или небольшая рамка с набитыми по противоположным сторонам гвоздиками и натянутыми нитями основы. Среди современного игрового оборудования есть специальные ткацкие станки для детей, где плетение ведется на толстых невысоких штырях, закрепленных в подставке. Плетение возможно и на кольце. Внутри него нити натягиваются не параллельно друг другу, а радиально, а плетение ведется по кругу от центра к периферии.

Самое сложное, интересное и полезное для детей 5-6 лет – работа по дереву с использованием заготовок, сделанных взрослыми, с применением простейшего инструмента (рашпиль, наждачная бумага, ручная дрель). Это может быть изготовление игрового материала – например, кораблика из толстого куска сосновой коры, основание домика для кукол, хлева для животных, где в просверленные отверстия могут быть вклеены прутья, образующие купол или стену. Разнообразие изделий ограничивает лишь безопасность и материальное обеспечение. Необходимо участие и пристальное внимание квалифицированного мастера, которым может стать педагог. При наличии мастерской и заинтересованных родителей выпускники ДОО могут сделать изделие достаточно высокого уровня, которое не только станет предметом гордости, но и расширит сферу компетентности детей.

Необходимо отметить, что для ремесла нужны соответствующие материалы. В зависимости от вида ремесла это могут быть как природные или бросовые материалы, так и специальные наборы для творчества (для вышивания, вязания, выжигания и пр.).

Инструменты и материалы должны храниться выше уровня досягаемости детей, в порядке и в исправности. Доступны они только тогда, когда взрослый организует соответствующий рабочий стол. Для шитья используются иглы большого размера с притуплённым кончиком и большим ушком, ножницы с закругленными концами и достаточно острыми рабочими частями.

Важно не допускать небрежного использования материалов и инструментов. Поэтому в нужный момент можно повторять, что рабочая вещь либо трудится, либо спит в своей постельке (шкатулке, коробочке, ящике, но без дела валяться не должна.

Изделия в процессе изготовления должны храниться аккуратно вне доступа детей, но на виду, с тем чтобы, как бы приглашать своим видом детей к работе.

Родителям старших дошкольников необходимо интересоваться, какую работу выполняют их дети в дошкольном учреждении, продолжая трудовое воспитание и дома. Чем старше становятся дети, тем больше обязанностей на них должно возлагаться, тем более сложные задания они должны выполнять и тем менее труд должен связываться с игрой

1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста

С целью успешного трудового воспитания старших дошкольников в ДОО необходимо создать следующие педагогические условия :

- в качестве первого условия нами выделяется создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда старших дошкольников;

- следующим условием является демонстрация педагогом своей заинтересованности в предстоящей трудовой деятельности и участие в ней детей на правах партнера;

- поощрение желания старших дошкольников к участию в совместной деятельности.

В контексте трудового воспитания происходит непосредственное общение старших дошкольников. Старшие дошкольники, объединяясь в труде со сверстниками, начинают получать опыт взаимоотношений, могут различать эмоциональные состояния сверстников, его радости и огорчения. Все это действия помогают оказывать помощь, поддержку, проявление гуманных чувств, а именно сочувствию и сопереживанию.

В качестве главной цели педагога выступает воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду, развития желания научиться, возможности стать умелым, самостоятельным, способным решать возникающие сложности и оказывать поддержку и помощь в случае необходимости окружающим людям. Детский труд имеет отличительные особенности от труда взрослых. Прежде всего, ребенок не может создать в своем труде общественно значимые материальные ценности. Тем не менее, труд детей старшего дошкольного возраста имеет общественное значение.

В древние времена, когда период детства был гораздо короче и ребенок начинал гораздо раньше включаться в деятельность взрослых, его труд носил общественно значимый характер. Тем не менее, современный ребенок дошкольного возраста, не включается в производство и, поэтому, не в состоянии создавать материальные ценности. Труд дошкольников имеет воспитательное значение – так на него смотрят взрослые. Труд способен удовлетворить потребность ребенка в познании собственных возможностей, в самоутверждении, позволяет сблизить его со взрослыми – так воспринимает данную деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины).

Труд детей, в том числе и старших дошкольников имеет игровую направленность. В игре происходят первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминают трудовые : в них отображаются воображаемые трудовые операции. Но не только в этом может быть значение игры, в которой ребенок демонстрирует труд взрослых в ролевых действиях. Беря на себя роль взрослого, он начинает эмоционально проникать к выполняемым действиям: проявлять тревогу за больного, оказывать внимание пассажирам самолета и пр. Он начинает испытывать эмоциональный подъем, радость, волнение, его чувства соответствуют чувствам труженика, однако и не имеют связи с трудовыми усилиями.

При выполнении трудовой задачи, старшие дошкольники часто начинают переключатся на игру – могут играть водой во время умывания, обыгрывать трудовые действия и т. д. Младшие дошкольники, равно как и старшие превращают любой труд в игру, а также всегда с удовольствием готовы принять игровую ситуацию, которая связанна с трудом.

Старшие дошкольники в процессе труда могут приобрести трудовые умения и навыки. Однако, к профессиональным навыкам это отнести нельзя (как, например, у токаря или слесаря). Это скорее навыки, помогающие ребенку стать независимым и самостоятельным. Также подчеркнем, что детский труд не имеет постоянного материального вознаграждения [1].

Детский труд, как правило, носит ситуативный, необязательный характер. Если в жизни ребенка его нет и взрослые не приучают детей к труду, в этом случае «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как именно в труде могут развиваться многие важные качества личности жизненно важного характера.

К еще одной особенности детского труда можно отнести то, что, несмотря на имеющиеся в нем структурные компоненты деятельности, они все таки еще находятся на стадии развития и обязательно предусматривают участие и помощь взрослого.

Младшие дошкольники, как мы писали ранее, пока еще не в состоянии ставить трудовые цели. Это может быть еще и потому, что они еще не владеют способностью удерживать весь процесс и результат в своей памяти. Детские имеют не целенный, а процессуальный характер: они многократно их повторяют, при этом не преследуя четкой задачи. Ребенку как правило удовольствие доставляет не результат, а само действие. Развитие действий имеющих цель имеет тесную связь с предметно-ориентировочной деятельностью и подражанием, так как при этом условии отмечается осознание назначения предмета, а также усвоение способа его использования. По подражанию овладевая способами действий, дошкольник стремится достичь в элементарной деятельности определенного результата (застегнуть у себя на одежде пуговицу, повесить полотенце на крючок и т. п.). Постепенно начинает формироваться способность к осознанию цели своих действий, а также связь между результатом и целью. Такое осознание – является открытием для ребенка его личных возможностей. Оно позволяет побуждать детей к самостоятельной деятельности («Я сам»).

В своих исследованиях, А. Г. Гогоберидзе отмечает, что в развитии способности личности ставить цель в труде особенно важны :

- осознание цели;

- умение предвидеть результат;

- овладение способами действий, а также навыками

Все вышеперечисленные умения у младших дошкольников еще находится на начальной стадии развития. Данный этап предусматривает большую роль взрослого. Он может поставить перед детьми цель и способен помочь её реализовывать. В привычных ситуациях старшие дошкольники в состоянии ставить цель самостоятельно. Они готовы делать это очень успешно тогда, когда могут достичь материального результата, например в уборке, при изготовлении игрушек, в самообслуживании и др. Старший дошкольник в состоянии осознать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Важно формировать поэтапное понимание трудовой цели. К примеру, если предполагается сложная работа, ребенок не в состоянии ее удержать, а лишь забывает её. Взрослый оказывает помощь в том, что способно делить весь трудовой процесс на короткие отрезки и на каждом таком этапе способен поставить цель.

Итак, к особенностям рассмотренного нами компонента трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста является обязательное участие в его реализации взрослого. Имеет относительный характер самостоятельность детей в осознании ими цели [20].

Дошкольный возраст является начальным этапом в формировании у чувства коллективизма, а также взаимоотношений между сверстниками. Общий, коллективный труд способен создать благоприятные условия для формирования у старших дошкольников умений помогать друг другу, согласовывать свои действия, устанавливать единый темп работы и т. д. Объединяет общий, коллективный и совместный труд цель детской деятельности, имеющая общественную направленность. Это предполагает, что в качестве трудового результата может является польза для всех. Ведь Уборка участка, помещения или же оформление групповой комнаты к празднику это деятельность, которая нужна всем, а не отдельному ребенку. Разница заключаются в условиях для воспитания и закрепления коллективных взаимоотношений. Общий труд предусматривает организацию дошкольников, в которой при общей цели каждый дошкольник способен выполнить самостоятельно какую-то часть деятельности. К примеру, воспитатель может предложить детям навести порядок в помещении группы и распределить обязанности: «Сережа и Саша, вам необходимо сложить в коробки строительный материал. Лена и Наташа, вам нужно переодеть своих кукол в чистые платья. Мы с Олей и Димой начнем протирать стульчики» и т. д. По завершению работы он обращает внимание детей на то, что каждый может трудиться хорошо и будет результат – в комнате будет красиво и чисто. Такая форма организации позволяет каждому ребеноку имеет свой участок работы и нести за него ответственность. Даже в том случае, если идентичные задание дается двум дошкольникам, тем не менее каждый ребенок выполняет его по отдельности. Совместный труд предполагает взаимодействие детей друг с другом, зависимость каждого из них от качества, темпа работы других. Цель, как и в общем труде, может быть одной. Таким образом, не каждый совместный и общий труд может быть коллективным. Также, каждый коллективный труд может быть как совместным так и общим. Благодаря коллективному можно воспитать чувство защищенности, взаимопонимание, локтя, может создать положительный эмоциональный настрой, способствовать успешному формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста. Совместный труд используют начиная со средней группы ДОО, а что качается совместного и коллективного, то используют уже в старшей и подготовительной к школе группе [40].

Трудовое воспитание дошкольников в ДОО должно быть и в системе семейного воспитания. В семейной обстановке можно отметить наиболее благоприятные условия в формировании у дошкольников трудолюбия. Тут речь идет о принципах наглядности, доступности различного домашнего труда, который взрослые выполняют каждый день на глазах у ребенка. Если систематически способствовать участию детей в подобном труде, то можно увидеть положительны эффект. В совместной трудовой деятельности со старшими членами семьи ребенок, начинает им подражать, при этом, гораздо быстрее овладевает трудовыми навыками, переносит наиболее рациональные приемы работы.

Таким образом, в период пребывания дошкольников в ДОО у старших дошкольников должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, физическое здоровье, целеустремленность, выносливость, самостоятельность. Труд должен вызывать у детей положительные эмоции, воспитывать в них желание поддерживать чистоту и порядок, бережно относится к вещам, быть аккуратными, по своей инициативе приводить в порядок свой дом, вещи и пр.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

План проведения Недели трудового воспитанияПлан проведения Недели трудового воспитания 13.02 13.00 Открытие недели трудового воспитания. Общешкольное мероприятие. - Устное народное творчество «Мир пословиц и поговорок,.

Положение о неделе трудового воспитанияПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 22 апреля 2023 в 10:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем наталья балашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД