Ирина Веренцова
Теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Полноценная связная речь ребенка – это средство повышения познавательной деятельности, уровня коммуникабельности, способ достижения наилучшей социальной адаптации, а как результат – личностное развитие ребенка дошкольника.
Публикация «Теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
По мнению Л. Н. Ефименковой, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».
М. Р. Львов считает, что связная речь «организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию, обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты».
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и монологической формам речи. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является достаточный уровень сформированности связной речи, который позволяет ребенку успешно усваивать знания и развивать логическое мышление, творческие способности и другие стороны психической деятельности.
При общем недоразвитии речи развитие связной речи протекает с определенными трудностями, описанными в работах В. П. Глухова, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой и др.
Самостоятельно дошкольники изучаемой категории овладеть связной речью не могут, поэтому одним из разделов логопедической работы является развитие связной речи. Однако чаще всего данное направление организуется посредством традиционных методов и приемов, описанных в логопедии.
Таким образом, актуальность изучаемой темы исследования продиктована противоречием, во-первых, между важной ролью сформированной связной речи для полноценного развития; во-вторых, тем, что рядом исследователей отмечаются большие возможности театрализованной деятельности для развития связной речи, но данный метод в коррекции связной речи используется недостаточно широко.