Виктория Марадымова
Теоретические основы проблемного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение новыми знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей.
Наиболее интенсивно теория и практика проблемного обучения получили свое развитие и распространение в 70-80-е годы XX века. Различные его аспекты раскрыты в работах И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, М. И. Махмутова, Т. В. Кудрявцева, Д. В. Вилькеева и многих других.
Публикация «Теоретические основы проблемного обучения» размещена в разделах
В отечественной педагогической литературе 70-ч годов активно использовались два термина: «проблемный подход в обучении» и более распространенный – «проблемное обучение По мнению М. И. Махмутова, «создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью обучаемых по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения». Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучается, а задается как предмет поиска. Весь смысл обучения заключается в стимулировании поисковой деятельности. Подобный подход, обусловлен, во-первых, современной ориентацией образования на воспитание творческой личности; во-вторых, проблемным характером современного научного знания (вспомним, любое научное открытие отвечает на один или несколько вопросов и ставит десятки новых); в-третьих, проблемным характером человеческой практики, что особенно остро проявляется в переломные, кризисные моменты развития; в-четвертых, закономерностями развития личности, человеческой психики, в частности мышления и интереса, формируемых именно в проблемных ситуациях.
«Проблемная ситуация», «Учебная проблема», «Проблемная задача» - основные понятия данной дидактической технологии.
Проблемная ситуация – осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия.
Учебная проблема – это проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него знаний, умений, опыта поиска.
Проблемная задача – учебная проблема, решаемая при заданных условиях или параметрах.
Всякая учебная проблема (и проблемная задача) являются искусственной конструкцией, так как специально строится в учебных целях. Постановка проблемных ситуаций, создание условий для ее перехода в учебную проблему, конструирование проблемной задачи – это лишь начальный момент в проблемном обучении. Далее обучаемые должны выдвинуть возможные варианты для решения проблемы, высказать гипотезы: теоретически или практически проверить гипотезы: сформулировать познавательный вывод.
Поскольку понятие «Проблемная ситуация» в теории проблемного обучения является центральным.
Чтобы разобраться в том что такое проблемная ситуация, нужно понять, что такое проблема. Философы очень точно определяют проблему как конкретное знание о не знании. В данном парадоксальном, на первый взгляд суждении скрыто глубокое содержание. Действительно, проблема для человека существует лишь тогда когда её условие или известно или вполне доступно, а требование, вопрос – понятны, то есть человек знает что искать осознание известного и не известного в ситуации, принятии проблемы, создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает искать выход из создавшегося положения. Это и есть проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения обучающихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательных задач, задание или учебные проблемы. Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (ребенка, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности. Иначе говоря, проблемная ситуация это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
От чего зависит процесс решения проблемы? От характера проблемы и сложности ее решения. Характер проблемы определяется ее сложностью. Помимо простых проблем имеются и такие, которые до начала решения необходимо расчленить на частные, и только решения необходимо актуализировать какую-то часть прежнего опыта, именно того, без которого решение не возможно. Другая состоит в необходимости одновременно находить новые неизвестные ученику элементы позволяющие решить проблему.
Проблемность может быть: сквозной, когда становится проблема, стержневая для определенной сферы; комплексной, если речь идет о проблемах охватывающих несколько тем; тематической, охватывающей круг вопросов, которые разбираются при изучении темы; и ситуационной, связанной с конкретными фактами и ситуациями на том или ином занятии.
Оптимальной структурой занятия будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными: по содержанию неизвестного, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другими методическими особенностями