надежда сошилова
Теоретические основы планирования педагогического процесса в ДОО
▼ Скачать
Теоретические основы планирования
педагогического процесса в ДОО
Сошилова Надежда Николаевна
Содержание
1. Введение--- 3
2. Годовое планирование--- 4
3. Перспективное планирование--- --- 5
4. Календарное планирование--- 7
5. Календарно-перспективное планирование--- 9
6. Ежедневное планирование---10
7. Вывод---12
8. Список источников--- 13
Введение
Публикация «Теоретические основы планирования педагогического процесса в ДОО» размещена в разделах
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.
Планирование -определяет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.
Основная функция планирования — обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.
Результатом методической работы в дошкольной образовательной организации должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Годовое планирование
Годовой план - это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада.
Основные задачи деятельности ДОО должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации основной образовательной программы и годового плана в текущем учебном году. В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Проблемные участки и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год.
Основные задачи планирования заключаются в следующем:•
- в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;•
- в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;•
- в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;•
- в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.
При годовом планировании в дошкольной образовательной организации необходимо ориентироваться на принципы ФГОС ДО:•
- поддержки разнообразия детства;•
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапав общем развитии человека;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка всоответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Форма написания годового плана может быть самой различной:
календарной (разбитой по месяцам,
цикличной (содержать определенную цикличность форм работы,
текстовой (иметь текстовое описание содержания,
табличной (иметь табличную форму написания,
Перспективное планирование
Смысл перспективного планирования в образовательном учреждении состоит в том, чтобы придать процессу образования и воспитания детей организованный характер, сделать работу педагога более упорядоченной, осмысленной и результативной.
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц.
Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, пол года или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
Чтобы перспективный план на год стал пригодным для работы, его делят на более мелкие временные блоки: полгода, квартал, месяц. Временной шаг определяет для себя каждая образовательная организация, но чаще всего используется планирование по кварталам.
В перспективном плане планируются :
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) социальное развитие;
в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,
подвижные игры);
г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,эксперименты);
д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,изобразительная);
е) элементы трудовой деятельности.
3. Работа с семьей.
Перспективный план в ДОО должен быть правильно оформлен:
- План должен иметь титульный лист.
- Необходимо иметь печатный вариант документа.
- Каждое планирование начинается с обзора задач, поставленных и выполненных в прошлом учебном году.
- Перспективное планирование в детском саду делается до начала учебного года и охватывает период с сентября до мая.
- В начале документа прописываются задачи, которые следует решить в заданном периоде. План должен учитывать особенности конкретной группы, возможности ДОО и климатические условия.
Таким образом, перспективное планирование в детском саду - это проект, который определяет, какие задачи должны решаться в ДОО в ближайший год или три, и, какая воспитательно-образовательная деятельность будет для этого осуществляться каждый месяц. Перспективный план обрисовывает последовательность и содержание ежемесячной работы администрации детского сада и воспитателей.
Календарное планирование
Календарный план воспитательно-образовательного процесса в группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
Цели и задачи календарного планирования :
1. Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОО в каждой возрастной группе.
2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.
3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.
Принципы календарного планирования :
План должен :
1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.
3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.
4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.
5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности.
Требования к оформлению календарного плана :
1. План должен быть написан аккуратно, понятным подчерком.
2. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, фамилия, имя, отчество обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана.
3. План должен содержать следующие разделы
- годовые задачи ДОО;
- режим дня группы;
- расписание непосредственно образовательной деятельности;
- ежедневные традиции группы;
- еженедельные традиции группы;
- список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка, под списком указывается количество мальчиков и девочек в группе.);
- условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы).
4. План оформляется в соответствии с утвержденной формой планирования в соответствии с ГОСТом к структуре основной общеобразовательной программы.
5. Нужно определить место для записей рекомендаций методиста.
6. При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности ; цель; вопросы; оборудование необходимое для организации детской деятельности.
7. При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т. п., составленных педагогами группы.
Организация работы:
1. Основа планирования педагогического процесса зависит от программы воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада.
2. Календарные планы составляются в соответствии с режимом дня группы, календарно – тематическим планированием, циклограммой совместной организованной деятельности в ходе режимных моментов.
3. Календарный план составляется на неделю вперед (за исключением индивидуальной работы с детьми) .
Календарно-перспективное планирование
Более современным является перспективно-календарное планирование : часть работы планируется на месяц (режимные моменты, развлечения, занятия, игры, труд и другие, а конкретное содержание - на каждый день (индивидуальная работа, описание некоторых фрагментов работы: утро – вечер).
Перспективно-календарное планирование предусматривает :
1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и другое.)
2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.
3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.
4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.
5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.
При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий.
Структура плана образовательной работы такова:
- Темы месяца планируются с учетом возраста детей, сезонных явлений, традиционных событий, праздников, мероприятий.
- Работа по взаимодействию с семьей планируется в соответствии с годовым учебным планом, на один месяц.
Ежедневное планирование
Поскольку ежедневный план занятий, свободного времени и отдыха не подразумевает систематическую работу педагога, он является наиболее эффективным в контексте реализации воспитательно-образовательного процесса. Причина успеха заключается в том, что ежедневное планирование в ДОО позволяет оперативнее реагировать на успехи или неудачи воспитанников, изменения предметно-окружающей среды, сезонность, состояние здоровья и эмоциональный фон детского коллектива.
При составлении документа опираются на сетку занятий, двигательный режим, методические рекомендации, план воспитательно-образовательной работы.
Ежедневный план подразумевает :
- групповую двигательную активность (разминки, подвижные игры);
- индивидуальный диалог с воспитанником;
- пересказ или чтение книг, актуальных для решения проблемных или педагогических ситуаций;
- развивающие, творческие игры и дидактические упражнения;
- творческую, художественную и музыкальную занятость;
- познавательные пятиминутки; труд;
- упражнения на релаксацию, психогимнастику.
Вывод
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить. Высокий уровень планирования позволит сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным.
Таким образом, планирование – это сложный процесс, требующий затраты времени, координацию усилий всех специалистов, но построенный на реальной основе, с комплексным подходом в решении важнейших задач, что в значительной степени определяет действенность и результативность деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Список источников
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОО:– М. : ТЦ Сфера, 2015. –128с
2. Виноградова, Я. Дошкольная педагогика : учебник / Н. Виноградова, Н. Микляева, К). Микляева., 2013.
3. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для ВУЗов. СПб, 2012г. - 464с
4. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно-методические материалы. - Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.
5. Козлова С. А., Куликова Т. А, Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 8-е издание, стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2015
6. Майер, А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) : учеб. -практич. пособие / А. А. Майер. — М. : Педагогическое общество России, 2014.
7. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. — Юрайт, 2016
8. Скоролупова О. А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. – М. : «Издательства Скрипторий 2003», 2015
9. Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Айрис – пресс, 2015
10. Сластенин В. А. и др. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. и средних пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с
11. ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» 7 Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва 2013