Афанасьева Мария Александровна
Теоретические основы обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы обучения дошкольников
Идеи обучения детей дошкольного возраста впервые возникли еще на заре становления педагогики как науки. Ян Амос Коменский в книге «Материнская школа» предложил первую в мире программу обучения маленьких детей в семье. Вопросы дошкольной дидактики находили свое отражение в педагогических трудах Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, Ф. Фребеля и других зарубежных ученых. В русской педагогике проблема обучения детей получила свое развитие в трудах В. Ф. Одоевского, К. Д. Ушинского, Е. В. Водовозовой, П. Ф. Лесгафта, Е. И. Тихеевой и других исследователей. Обучение дошкольников рассматривалось как процесс, направленный на ознакомление детей с окружающим миром, развитие у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать. Ученые считали, что главное – научить детей учиться, развивать их умственные способности. Данная идея получила свое научное обоснование и глубокую экспериментальную разработку в исследованиях А. П. Усовой в 50-х годах 20 века. Коллектив ученых под руководством А. П. Усовой разработал концепцию о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Исследователями были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, методы обучения. Психолого-педагогические исследования (А. М. Леушина, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, А. А. Люблинская и др.) убедительно свидетельствуют о влиянии обучения на ускорение процесса умственного развития детей дошкольного возраста.
Темочки:
Исследования последних лет посвящены в большей степени разработке вопросов содержания дошкольного обучения, использования новых средств, в частности информационных технологий (С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, С. А. Козлова, А. Н. Давидчук и др.). Ведутся поиски новых форм организации обучения, дается их психологическое обоснование.
На занятиях в постоянном общении с воспитателем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания старших дошкольников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На занятии взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на занятии, а не так называемые воспитательные моменты.
На занятии постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между детьми. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед группой, дети общаются между собой, влияют друг на друга. Воспитатель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности детей на занятии: не мешать остальным, внимательно слушать друг - друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение детей в этом плане. Совместная работа дошкольников на занятии рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности занятия реализовать практически, воспитателю необходимо создавать в течение занятия ситуации, в которых у дошкольников была бы возможность общения между собой: Видимо, несколько ослабить иногда излишне регламентацию поведения детей на занятии.
Общение детей возможно на всех занятиях. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности.
Уровень нравственного развития детей способствует успешному осуществлению учебной деятельности. Поэтому одна из задач воспитания детей еще в дошкольном возрасте состоит в нравственной подготовке их к школьному обучению. Сама учебная деятельность, этическая направленность содержания, методов и организации учебного процесса является основным источником и средством нравственного становления младших школьников. Преодоление учебных трудностей требует не только интеллектуального напряжения, но и нравственных усилий. В процессе обучения происходит развитие познавательной деятельности, восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти. Это дает возможность воспитывать интерес у детей к явлениям общественной жизни.