Петургина
Теоретические и методические основы взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Республики Алтай
БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Теоретические и методические основы взаимодействия с
родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной
образовательной организации.
Выполнила студентка
4-го курса (группа 18- ДП) ОЗО
Петургина Ирина Анатольевна
Горно-Алтайск, 2021
1. Разработать памятку для педагогов «Методика проведения
консультаций для родителей в ДОУ»
2. Разработать консультацию для родителей по вопросам познавательного
Публикация «Теоретические и методические основы взаимодействия с родителями» размещена в разделах
и речевого развития детей.
Памятка разработана в помощь воспитателю для работы с родителями
Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости.
Сведения которые должен собрать воспитатель
Социальный анализ семьи
В ходе изучения семей выявляются следующие данные:
Возраст родителей :
- до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас осуществляется стихийно);
- старше 25 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком. Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).
- Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).
- Состав семьи - полные, неполные семьи, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).
Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Рекомендуемые методы :
- Ближе познакомиться с родителями.
- Установить контакт с помощью верного тона разговора, конкретных, точных ответов.
- Выявить структуру семьи и ее психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых).
Выявить формы семейных отношений:
- гуманизм или жесткость,
- ответственность или стихийность,
- взаимопонимание или недоверие,
- взаимопомощь или неуважение.
Определить микроклимат в семье:
- какой фон семейной жизни преобладает - положительный или отрицательный,
- каковы причины семейных конфликтов,
- причины отрицательных переживаний детей и родителей,
- как разрешаются конфликты.
Выявить положение матери и отца в семье:
- степень участия в воспитательном процессе,
- степень участия в организации семейной жизни (хозяйственно-бытовая деятельность, отдых,
- наличие желания воспитывать ребенка.
Определить педагогические возможности семьи:
- наличие или отсутствие системы воспитания (осознание целей, задач и методов воспитания)
- уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей,
- знание своего ребенка,
- объективность в оценке его поведения,
- характер влияния родителей на детей,
- какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу,
- какие методы воспитания родители используют.
Чем наполнена жизнь ребенка в семье:
- наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Семья»
- изучение рассказов детей на тему «Наша семья»,
- изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья»
- опрос детей.
Опросите детей
- Где работают родители?
- Кем работают мама, папа?
- Когда говорим о маме, какие возникают ассоциации? А о папе?
- Как любит отдыхать мама?
- Бывает ли у папы свободное время, чем он занимается?
Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями
Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.
Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;
- отметьте сначала положительные факты его жизни;
- замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;
- если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
- желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
- надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
- щадите самолюбие родителей;
- не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
«Что значит взаимодействие и сотрудничество?»
1. Установите обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультирования семьи;
2. Найдите возможность встретиться с родителем в спокойной обстановке;
3. Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения;
4. Вначале выслушайте точку зрения родителей : постарайтесь понять его цели, намерения, опасения;
5. Если есть проблема, сформулируйте её суть, прежде чем обратиться к родителям;
6. Поставьте перед собой и родителями вопрос : что можно сделать в данной ситуации?
7. Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный вариант для обеих сторон;
8. Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения;
9. Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.
Определите положение ребенка в семье
- С какими просьбами, вопросами обращаются дети к родителям и наоборот.
- Что родителей интересует, прежде всего, в жизни детского сада: питание, сон, поведение, занятия.
- Как ребенок встречает своих родителей.
- Как происходит расставание детей с родителями.
- Как разговаривают родители с детьми (тон, мимика).
- Как родители реагируют на отрицательные факты поведения детей.
- Как родители воспринимают успехи детей.
Алгоритм взаимодействия с семьей
1-я стадия
Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2-я стадия
Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
3-я стадия
Установление общих требований к воспитанию ребенка. Воспитатель по-буждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка.
выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
4-я стадия
Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия
Реализация индивидуального подхода. Воспитатель не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия
Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Памятка для воспитателей по организации родительских собраний
Заранее оповестить родителей о дате и теме беседы (пригласительный билет, объявление, устное напоминание);
Организовать работу с теми детьми, которые остаются в это время в детском саду
Создать комфортную обстановку для родителей (обеспечить нужное количество посадочных мест, вешалку для верхней одежды.
Вести живую беседу, избегая чтения написанного;
Обращать внимание в основном на положительные примеры, факты из жизни детского коллектива;
Не следует во время собрания при всех отрицательно высказываться о некоторых детях и их родителях; такой разговор уместно вести без посторонних слушателей и в самой доброжелательной форме. Педагог должен завоевать доверие родителей. А это возможно лишь в том случае, Если они почувствуют искреннюю заинтересованность педагога, желание помочь в воспитании детей;
Если родители обращаются с просьбой рассказать об их ребенке, то целесообразно сначала рассказать родителям о его положительных качествах, а затем уже на этом фоне сообщить о тех сторонах поведения, которые вызывают тревогу, опасения;
Желательно подготовить к собранию выставку детских работ, предварительно собрав в папку рисунки и аппликации каждого ребенка; в конце собрания объявить о тематике следующего, предложить некоторым родителям поделиться опытом воспитания детей в семье, посоветоваться, что записать, сфотографировать из жизни детей в детском саду
Групповые родительские собрания оформляются протоколом, где фиксируются тема собрания, количество присутствующих, поставленные вопросы, решение собрания. Тетрадь протоколов хранится в группе.
Рекомендации для воспитателей по коррекции детско-родительских отношений
Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Для этого ученые рекомендуют традиционные методы : наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности:
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму (“мягкая” или “жесткая”) обращения родителей с детьми : употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакция на просьбы ребенка, его шалости, капризы и т. п. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон голоса взрослого (спокойный, резкий, ироничный и др., мимику, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обращать на реакцию детей (их настроение, содержание обращение и др.).
Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
Содержательную информацию о психологическом климате в семье воспитатель может также получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек” и др. При анализе этих работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи (полная, неполная). Отметить расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др. (См. подробнее интерпретацию рисунков в книге “Общая психодиагностика” под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987).
Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:
У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?
Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
После того как педагог установит доверительный контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточившись на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребенка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности “снять” родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.
Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в обращении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.
Памятка родителям
1. Прием детей осуществляется с 6.00 до 8.00 Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.
2. Если ребенок заболел, необходимо до 7.20 позвонить в детский сад и сообщить о его болезни. Это необходимо, чтобы вовремя снять ребенка с питания и не оплачивать дни, пропущенные по болезни!
3. Воспитатели готовы пообщаться с Вами утром до 8.00 и вечером после 17.00. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется!
4. Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад, конфеты, чипсы и сухарики.
5. Категорически запрещается давать ребенку в детский сад жевательную резинку.
6. Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки, а также игрушки имитирующие оружие.
7. Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.
8. Категорически запрещается приносить в детский сад острые, режущие стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы, а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы,таблетки.
9. Перед тем, как вести ребенка в детский сад, тщательно проверьте завязки и застежки на одежде и обуви.
10. Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с воспитателями группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующему.
Памятка воспитателю:
"Терпение – дар Неба" Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу. Не создавайте конфликтных ситуаций.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть. Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Консультацию для родителей по вопросам познавательного
и речевого развития детей.
Познавательно-речевое развитие дошкольников направлено на развитие у детей познавательных интересов интеллектуального развития.
Осуществляется в интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по формированию элементарных математических представлений и развитию конструктивной деятельности. Учитывая особенности речевого развития детей раннего возраста, в детском саду предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывает все ее стороны (формирование словаря, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь) и решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Задачи развития речи детей, звукопроизношения решаются как в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми, так и во время, нерегламентированного общения воспитателя и детей, в индивидуальной работе с воспитанниками. Поддерживая речевую инициативу у детей, знакомим их с назначением различных предметов, проводим с детьми речевые игры, организуем прослушивание детских песенок, поддерживаем звукоподражание. При переходе от одного вида деятельности к другому, в работе с детьми объясняем, что предстоит сделать, готовя их к новому виду деятельности, обсуждая события дня, задаём детям вопросы, требующие развернутого ответа. В группах создана развивающая предметная среда, стимулирующая познавательно-речевую активность детей.
Материалы содержат в себе дидактические и настольные игры разной направленности, иллюстративный материал, игрушки-забавы, мини-библиотека.
Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей.
Через различные формы деятельности с воспитанниками, формируем целостное представление об окружающем мире, обогащая чувственный опыт детей, способствуя сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков.
Развиваем интерес детей к книгам. Читаем стихи, сказки, потешки, знакомим с иллюстрациями к литературным произведениям, беседуем по поводу прочитанного текста, стимулируя запоминание детьми сказок, стихов и песенок.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога,
Которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире.
Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности.
Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание.
Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра.
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалог
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.