Ирина Шмелева
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за играми детей старшей группы с целью определения уровня развития сюжетно-ролевой игры.
№ Фактическое состояние сюжетно-ролевой игры Уровень развития игры Задачи руководства сюжетно-ролевой игры
1 Замысел игры возникает по инициативе взрослого соответствует Предлагать разнообразные темы сюжета игры
2 Содержание игры соответствует Формировать умение обсуждать замысел игры с партнерами, учитывая их точку зрения
3 Сюжет игры соответствует Формировать умение детей развивать диалог
Публикация «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
4 Выполнение роли и взаимодействие детей в игре соответствует Помогать распределять роли, включать в игру менее активных детей
5 Игровые действия и игровые предметы соответствует Формировать умение заменять игровое действие словами
6 Игровые правила соответствует Формировать умение соблюдать игровые правила
7 Достижение результата игры соответствует Помогать выполнять реализацию замысла в игре, сопоставлять замысел с результатом игры
8 Особенности конфликтов в игре игровые правила Формировать умение детей меняться ролями
9 Игровая среда соответствует Подбирать предметы по ходу игры, использовать игровую среду
10 Роль взрослого в руководстве игрой соответствует Формировать умение договариваться друг с другом
Перспективный план руководства творческими сюжетно-ролевыми играми старшего возраста.
Цель: Формирование познавательной активности детей в процессе игровой деятельности.
Задачи: формировать у детей умения договариваться на игру, распределять роли, учитывая точку зрения партнера, строить развернутые ролевые диалоги; прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд.
Ознакомление с окружающим Обучающие игры Обогащение предм. разв. среды Активизирующее общение
Экскурсии, наблюдение
Ц. знакомство с профессией,
работа
с родителями. Совместная игра с воспитателем
Ц. формировать умение обыгрывать различные ситуации, ориентированные на применение знаний и умений по данной профессии.
Практическое решение проблемной
ситуации:Настя,Лена,
Маша,Данил,Артем хотят быть мастерами по стрижке,никто не хочет быть клиентом.
Цель: формирование умений распределять роли, учитывая точку зрения партнера.
Изготовление, вместе с детьми, расчески
Ц. формировать умение детей изготавливать атрибуты к игре, умение отличать этот вид профессии от других.
Создание проблемных ситуаций
Ц. обогащение игровых действий. Участие в роли посетителя: у меня грязные волосы,как же вы мне сделаете прическу?
Чтение стихов, загадок
Ц. обогащение представлений о
труде и действиях парикмахера. Сделаем прически куклам.
Ц. развивать мелкую моторику рук, предоставить каждому ребенку побыть в роли парикмахера, выразить свое творчество. Участие в роли
посетителя:
парикмахер,
Лена,вы можете
Изменить мне цвет волос? А мужчин вы тоже стрижете? Кого вы мне можете посоветовать из визажистов?
Ц. обогащение ролевых диалогов.
д/ и: «Кому, что нужно для работы?»
Ц. закрепление представлений о профессиях, формировать умение помогать друг другу. Телефонный разговор: алло, это парикмахерская?Вы меня и мою подружку запишите на прическу? На сегодня.
Строительная игра
Постройка парикмахерс -кой из столов и стульев для сюжетно-ролевой игры. Ц. обогащение конструктивных умений, формирование умений создавать игровую среду совместно с воспитателем.
-ребята, давайте вместе построим парикмахерскую.
-женский зал у нас есть, а мужской?
-построим стойку для администратора. Создадим зал ожидания для клиентов.
Режиссерская игра
Внесение знакомых персонажей-фигурок,
Вводная часть знакомой сказки.
Ц. развивать творческое воображение детей,речь.
Дети вносят своих персонажей в знакомый сюжет для обыгрывания. - ребята, теремок совсем маленький.
Что же делать?
Планирование и реализация 1 компонента комплексного метода руководства сюжетно-ролевыми играми.
Вид занятия: групповая «Парикмахерская»
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, формировать умение обыгрывать различные ситуации, ориентированные на применение знаний и умений по данной профессии.
Задачи:
Образовательная:
- расширять представления детей о профессиях;
- закрепить знания о профессии - «Парикмахер».
Воспитательная:
- воспитывать положительное отношение к профессиям, к действиям и результатам в игре;
- формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе»;
Обучающая :
- развивать интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру.
Словарная работа:
- обогащение словаря новыми словами (щипцы, виды стрижек, химическая завивка, косметолог).
Активизация словаря:
- активизировать уже изученные слова (ножницы, расческа, фен)
Предварительная работа:
- беседа о профессии парикмахера, рассматривание иллюстраций об этой профессии; рассматривание иллюстраций с изображением инструментов, необходимых для работы, чтение стихов и загадок о труде парикмахера; экскурсия в парикмахерскую с родителями.
Форма организации : фронтальная.
Средства: атрибуты к игре (расчески,флакончики,телефон, телевизор игрушечный, каталог причесок).
Способы: беседа, стихи, рассказ, загадки.
Ход:
Дети сидят полукругом на ковре перед воспитателем.
- Ребята, утром вас родители привели в детский сад, а сами они куда отправились? (Ответы детей : на работу).
- А вы знаете, кем работают ваши родители? (Ответы детей). У каждого из них есть своя профессия. Предлагаю детям встать в круг, поиграть в игру с мячом «Назови профессии». Дети называют профессию своих родителей и передают мяч следующему ребенку.
- Молодцы! Как вы много назвали профессий.
- А какие еще вы знаете профессии? (Ответы детей).
Профессия - это труд, которому человек посвящает свою жизнь.
А давайте еще поиграем с вами в игру «Кто что делает?»
Показываю детям иллюстрации с изображением врача, учителя, продавца, повара, а дети называют действия, которые они делают:
ВРАЧ -. .лечит., ШВЕЯ - шьёт. ,
УЧИТЕЛЬ -. учит., ПОВАР -. готовит.
ПРОДАВЕЦ -. продаёт,
- Молодцы, ребята.
- А сейчас отгадайте мою загадку, про какую она профессию.
«Кто же сделает причёску,
Феном, щёткой и расчёской.
Пышно локоны завьёт,
Чёлку щёткою взобьёт,
Всё в его руках горит,
Кто изменит внешний вид? (Парикмахер).
Воспитатель читает стихотворение:
Дайте ножницы, расчески
Он вам сделает прически.
Парикмахер непременно Подстрижет вас современно.
Вы, наверное, догадались, что сегодня мы поговорим о профессии парикмахера.
- Расскажите, что вы знаете об этой профессии? (ответы детей). Рассказ о профессии: Парикмахеры работают в парикмахерских, салонах красоты. Посетители приходят к парикмахеру, чтобы сделать себе красивые стрижки, причёски, завить волосы, поменять цвет волос. Их встречают очень вежливо, приветствуют и предлагают пройти и сесть в удобное кресло (показываю иллюстрацию с изображением кресла); укрывают плечи специальной накидкой. Промывают шампунем волосы, а затем делают красивую стрижку, используя в своей работе расчёску, ножницы. Клиенту - женщине парикмахер может сделать красивую укладку волос феном, а может завить волосы с помощью плойки или бигудей и покрыть специальным лаком для волос.
- Как вы думаете, важна ли профессия парикмахера? Почему? (Ответы детей).
Физкультминутка:
«Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели - встали, сели - встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч».
Игра «Кому, что нужно для работы?»
На столе лежат игрушечные инструменты, необходимые для работы парикмахера и другие инструменты. Дети по одному подходят к столу и выбирают только те, которые нужны для работы парикмахеру и объясняют, что им делают.
- Молодцы, вы выбрали только те инструменты, которые нужны в работе парикмахеру.
- А я вам хочу предложить поиграть в «Парикмахерскую». Сейчас мы с вами каждый будем парикмахером.
Предлагаю детям пройти и сесть за столы. На подносах лежат заготовки лица человека с нарисованными глазками, носиком и ртом.
- Ребята! Представьте, что мы - парикмахеры. Давайте сделаем наших милых посетительниц красивыми - сделаем им красивые прически. Вы хотите им доставить радость? (Да, хотим). Перед вами лежат «манекены».
- Возьмите ножницы и расстригите по прямым, жирным линиям - это будут волосы. Волосы можно стричь, закручивать, сминать, подкрашивать. Показываю детям, как можно сделать красивые причёски.
Дети делают прически самостоятельно. Когда дети выполнят работу, выставляю их работы на доску и затем предлагаю полюбоваться красивыми прическами.
- Ребята! Посмотрите, какие они все стали красивые! Вы молодцы!
- С какой профессией сегодня мы с вами познакомились? (С профессией парикмахера). Нужная ли эта профессия? (Ответы детей).
«Все профессии нужны,
Все профессии важны!»
Планирование и реализация 3 компонента комплексного метода руководства сюжетно-ролевыми играми старшей группы.
Вид занятия: групповая, создать атрибут «расческа» к игре «парикмахерская».
Цель: формировать умение детей изготавливать атрибуты к игре, умение отличать этот вид профессии от других.
Задачи:
-образовательные: познание;
-развивающие: развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу;
-воспитательные: побуждать к самостоятельности, воспитывать трудолюбие.
Предварительная работа: формировать умение соблюдать симметрию и пропорции; умение определять расположение деталей.
Средства: ножницы, картон, фломастер, клей, линейка.
Способы: беседы, объяснения.
Ход:
Воспитатель спрашивает:
- Дети, для чего нужна расческа?
- Правильно! Расческой мы расчесываем волосы, чтобы быть красивыми. А еще – это одно из самых необходимых инструментов для работы парикмахера.
- предлагаю вам сделать расчески для игры.
- чтобы расческа получилась как настоящая, посмотрите внимательно, как мы будем делать.
- на картон начнем ровно наносить линии, для того, чтобы получилась расческа. Теперь аккуратно вырезаем, то что получилось.
- мы нарежем полосок – это зубчики для расчески, и приклеим их к ней.
Дети склеивают части картона. Получается расческа. Чтобы дети отдохнули провожу физкультминутку:
Мы устали, засиделись (одна рука вверх-другая вниз)
Нам размяться захотелось (рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, (повороты корпусом)
А потом наоборот.
Приседанья начинаем (приседанья)
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
- ребята, у всех хорошие расчески получились, а давайте сделаем их красивыми!
- у нас есть фломастеры, можно нарисовать узоры, кто какие хочет.
Во время выполнения работы, детьми, провожу индивидуальную работу (помощь при наклеивании зубчиков расчески, помогаю вырезать, предлагаю узоры которые можно нарисовать на расческе: горошек; цветочек.)
- какие молодцы, вам понравилось создавать расческу? Что вам понравилось больше всего?
Планирование и реализация 2 компонента комплексного метода руководства сюжетно-ролевыми играми в старшей группе.
Совместная игра с воспитателем.
Вид занятия: групповая
Цель: Формирование умений детей соблюдать эстетические нормы и правила поведения, расширять знания о работе парикмахера, совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре.
Задачи:
Развивающие задачи:
- развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество;
- развивать коллективное творчество.
Воспитательные задачи:
- воспитывать трудолюбие.
- побуждать к самостоятельности;
Образовательная: познание.
Предварительная работа: создание предметно-игровой среды, внесение игрового материала.
Средства: ножницы, картон, фломастеры, клей, линейка.
Способы: беседа, объяснение, показ действий, расчесывание.
Ход:
Сюрпризный момент:
Ребята к нам сегодня почтальон принёс посылку. Давайте посмотрим, что лежит в ней.
- Здесь, фен, расческа, пулевизатор, ножницы и письмо
- Ребята давай прочтем письмо?
«Здравствуйте ребята, меня зовут Аня, я решила подарить вам эти инструменты, вы можете с помощью их поиграть в игру. А в какую догадайтесь сами.
- Ребята, как вы думаете, для чего нужны эти инструменты, кто их использует?
Правильно, эти инструменты использует парикмахер, что бы сделать красивую прическу девочкам и мальчикам
- Давай те поиграем в игру «Парикмахерская»
Кто работает в парикмахерской? (парикмахер (мастер мужской и женский)
- Что делает мастер? (стрижет, моет, красит волосы, причесывает, делает укладку)
- Кто приходит к парикмахеру стричься? (мужчины, женщины, девочки и мальчики)
- Что надевает мастер на плечи клиенту, когда работает? (накидку- пелеринку)
Распределение ролей в сюжете. Парикмахер - воспитанник, клиент - воспитатель. Остальные дети занимают очередь, ждут, рассматривают предложенные брошюры с причёсками.
Воспитатель здоровается и садится на стул перед зеркалом.
Игровые действия : Парикмахер заботится о чистоте и опрятности волос, расчесывает, моет волос, делает прически, стрижет. Беседует с клиентами, интересуется какую причёску желает клиент, советует прически или подбирает ее
Воспитатель (предложения - помощники)
- Не могли бы вы сначала помыть мне голову шампунем.
- Какой у вас есть шампунь?
-А этот шампунь для кого?
- Оденьте мне, пожалуйста, пелеринку, чтоб не испачкать и не намочить мою одежду.
-А почему у вас пелеринки разного цвета?
-Пожалуйста, высушите мне волосы феном и расчешите расчёской, клиент- воспитатель проговаривает с мастером закличку - заговор от выпадения волос.
«Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят - все волосики в ряд.»
- Сделайте мне, пожалуйста, два хвостика и с двух сторон заколочки.
Воспитатель благодарит парикмахера, любуется причёской.
Воспитатель:
- Посмотрите, сколько кукол сидят в зале. Все они пришли в парикмахерскую. Все ли куклы красиво причесаны?
- Сейчас я у них спрошу, что случилось и вам расскажу. Кукла Наташа и её друг Максим с другими куклами играли в детском саду и когда они пошли на прогулку, то подул сильный ветер. Ветер сорвал с Наташиной головы бант и волосы у нее разлохматились и Максиму тоже нужна помощь.
- Да, действительно, у Наташи и Максима на голове беспорядок.
- Надо срочно что-то делать. Кто готов помочь кукле Наташе и Максиму?
Для смены играющих в роли парикмахера воспитатель добавляет мужской зал.
Распределение ролей:
Роль парикмахера играют дети. Воспитатель помогает - напоминает о цвете накидке, о шампуни для девочек и для мальчиков. Предлагает мастерам работать по очереди. Один мастер ушел на обед, другой работает. Игра продолжается. (Воспитатель берет на себя второстепенные роли.)
Итог игры: Ребята, понравилось ли вам играть в парикмахера? А что не понравилось? Кто что делал? Дружно ли играли?
Планирование и организация конструктивной деятельности по созданию игровой среды для сюжетно-ролевой игры в старшей группе.
Постройка парикмахерской из столов и стульев для сюжетно-ролевой игры. Цель: обогащение конструктивных умений, формирование умений создавать игровую среду совместно с воспитателем. Средства: стулья, столы, зеркало.
Способы: беседа, объяснения.
Воспитатель подсказывает, что можно построить мужской и женский залы, место отдыха для сотрудников, приемную для клиентов (воспитатель принимает участие). Дети, из нужных атрибутов, создают парикмахерскую. Используют все, что нужно, для стрижки (ножницы, фен, шампунь, краска, расческа, накидка-пелеринка).
Воспитатель поощряет: «Какие молодцы, создали настоящую парикмахерскую».
Самостоятельные игры детей, включение в самостоятельную деятельность детей
Протокол сюжетно-ролевых игр.
Дата наблюдения: 30. 01. 2017г
Сюжет наблюдаемых творческих сюжетно-ролевых игр: «больница», «семья», «строители».
Участники: Оля К., Маша С., Даша Н., Настя К., Лена Ш., Артем С., Артем О., Данил В., Давид Х., Николай Н.
Деятельность детей Деятельность воспитателя
Ход
Даша подошла к Оле, предложила играть в семью.
Оля и Даша договорились: Оля будет мамой, а Даша дочкой. Девочки подошли к Артему и предложили ему роль папы. Артем сказал,что он строитель, Коля и Давид.
Оля уложила Дашу в кровать, построенную ими из стульев.
Оля стала звонить в поликлинику. Трубку никто из детей не взял.
Оля пригласила на роль доктора Лену. Лена согласилась и пригласила Машу на роль медсестры.
Оля снова позвонила в поликлинику: «Здравствуйте! Это поликлиника? Можно вызвать врача на дом: у меня заболела дочка, у неё высокая температура.
Трубку взяла медсестра Маша: Здравствуйте! Хорошо доктор сейчас приедет. Какой у вас адрес?
Оля ответила: Мы живем на улице Гайдара, дом 35, квартира 35. Очень вас ждем. Приходит Доктор Лена, осматривает дочку Дашу, выписывает лекарство. Мама Оля звонит папе Артему и говорит, что срочно нужно купить лекарство, папа Артем С. -занят. Оля предложила Данилу помочь ей, привезти лекарство. Данил согласился и позвал Артема О. работать в аптеке. Данил покупает в аптеке лекарство привозит его. Оля говорит спасибо. Лечит дочку Дашу. Собираются идут к доктору. Лена доктор ведет осмотр,медсестра Маша выписывает.
Дети заканчивают «работу»,получают билеты…
Предлагаю, возможность быть папой
И работать на стройке.
Предлагаю позвонить Данилу,который может согласиться быть Оленым братом и поможет ей.
Предлагаю Оле и Даше сходить к папе на работу, сказать, что дочка не болеет.
Предлагаю Данилу сходить к доктору. Выступаю в роли директора стройки, хвалю за постройку работников,раздаю всем билеты в театр.
Планирование и реализация 1 компонента комплексного метода руководства театрализованной игрой
Цель: закрепление содержания сказки «теремок»
Средства: книга «теремок»
Способы:
- внесение книги;
- рассматривание обложки;
- рассказывание сказки;
- вопросы к детям: «Как называется сказка? Как она начинается? Какие персонажи участвовали?»
- положительная развернутая оценка.
Планирование и реализация 2 компонента театрализованной игры
Игра: «Теремок».
Цель: развитие умений действовать с фигурками.
Средства: лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь.
Способы:
- загадки: зеленая, как трава с песенкой «ква-ква» (лягушка); под полом скребусь и кошки боюсь (мышь); зимой белый, а летом серый (заяц); хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур крадет (лиса); серый, зубастый в лесу живет (волк); он в берлоге спит зимой (медведь);
- рассматривание фигурок;
- раздача фигурок детям;
- выполнение действий с фигурками воспитателем и детьми;
- положительная развернутая оценка.
Планирование и проведение упражнений (игр) по развитию режиссерской игры.
Игра – упражнение: воспитатель рассказывает ситуацию, дети обыгрывают.
Цель: формирование игровых и реальных отношений, основанных на сотрудничестве в режиссерской игре.
Средства: игрушки – фигурки, игровое поле.
Способы: внесение и рассматривание фигурок, предложение поиграть в знакомую сказку «теремок»
Режиссерская игра
Воспитатель: И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Поиграем в сказку «Теремок».
И начинает развивать сюжет, одновременно, выполняя роль мышки.
Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (показывает). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Терем-теремок, кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в терем и стала в нем жить.
Далее все роли выполняют дети, а воспитатель выступает в роли автора и руководителя игры.
Воспитатель : Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает.
В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю.
Ребенок - «лягушка» : Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я - мышка-норушка. А ты кто?
Ребенок - «лягушка» : Я лягушка-квакушка.
Воспитатель: Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик.
Ребенок - «зайчик» : Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я - мышка-норушка.
Ребенок - «лягушка» : Я лягушка-квакушка.
Вместе: А ты кто?
Ребенок - «зайчик» : А я зайчик-побегайчик.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка- сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
Ребенок - «лисичка» : Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я - мышка-норушка.
Ребенок - «лягушка» : Я лягушка-квакушка.
Ребенок - «зайчик» : Я зайчик-побегайчик.
Вместе: А ты кто?
Ребенок - «лисичка» : А я лисичка-сестричка.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить.
Далее сказка продолжается, аналогично разыгрывается сюжет с появлением волка.
Воспитатель :Вот они все в тереме живут, песни поют. Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел.
Ребенок - «медведь» : Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я - мышка-норушка.
Ребенок - «лягушка» : Я лягушка-квакушка.
Ребенок - «зайчик» : Я зайчик-побегайчик.
Ребенок - «лисичка» : Я лисичка-сестричка.
Ребенок — «волк: Я волк — зубами щелк.
Вместе: А ты кто?
Ребенок - «медведь» : А я медведь косолапый.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит.
Ребенок - «медведь» : Я лучше на крыше у вас жить буду.
Звери: А ты нас не раздавишь?
Ребенок - «медведь» : Нет, не раздавлю.
Вместе: Ну, так влезай.
Воспитатель: Влез медведь на крышу. И только уселся - трах - и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали, все целы и невредимы.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Что же делать? Где мы будем жить?
Дети: Мы построим новый теремок.
Воспитатель: А из чего можно построить его?
Дети предполагают: Из досок, бревен и т. д.
Воспитатель: Давайте построим из кирпичиков. Неси, лягушка, кирпичик. Все звери несут кирпичики.
Воспитатель: И построили новый теремок. Стали жить-поживать, песни распевать.
Анализ игровой предметно-развивающей среды для театрализованных игр.
Характеристика среды в возрастной группе
Перспективы обогащения игровой среды
Набор для плоскостного театра «маша и медведь».
Набор игрушек «бибабо» (кошка, собака, петрушка, девочка, соразмерных руке ребенка.
Фланелеграф с набором персонажей и декораций.
Полумаски и элементы костюмов: медведь, заяц, лиса, петух (набор).
Набор для объемного театра «маша и медведь».
Самоанализ педагогического руководства игровой деятельностью; разработка предложений по коррекции организации предложений по коррекции организации игровой деятельности детей и проектирование развития игры в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.
положительное отрицательное Коррекция руководства игрой Проектирование развития игры
Хорошо подготовилась к проведению
Сюжетно – ролевой игры,
легко было строить
развернутые ролевые диалоги С трудом находила роли для себя в самостоятельной игре детей. Заранее продумывать возможные варианты участия и ролевых диалогов в сюжетно- ролевых играх на разные сюжеты. Объединение игр на сюжеты «больница, семья, строители»
ЛИТЕРАТУРА
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
Зворыгина Е. В. Я играю! : Условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей: пособие для воспитателей и родителей. М., 2007.
Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1989.
Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М., 2008.
Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М., 1995. С. 113-120.